Проанализировав различные упоминания о царицынских кладбищах, я насчитал за всю историю города до 1917 года (именно в границах Царицына) пять кладбищ. Разумеется, кладбища возникли ещё в XVII веке. По мере наступления города их относили всё дальше. В историческом центре — три кладбища, за Царицей — два. Самое позднее по времени возникновения — кладбище на Дар-Горе (на совр. улице Новоузенской). Оно же, хоть и давным-давно заброшенное — единственное, сохранившееся до наших дней.
Возможно, что и существует какая-то специальная литература, которая может сказать нам что-нибудь об этом кладбище, но мне ничего найти по нему не удалось. «Молчит» и Интернет. Несколько фотографий трёхлетней давности можно найти Вконтакте — это, пожалуй, и всё.
Изначально за Царицей существовало одно кладбище, рядом с которым стояла часовня, а в конце 90-х годов XIX века была поставлена Казанская церковь (современный Кафедральнй собор). Кладбище там было небольшое а с учётом рельефа местности (резкий подъём на Дар-Гору) — ещё и неудобное. Впрочем, Минх, описывая Царицын по материалам 90-х гг. XIX века, ничего не говорит о существовании за Царицей ещё одного кладбища (или о разделении существующего на две половины). Но на карте Царицына 1909 года новое кладбище уже есть.
В центре фрагмента крестообразное здание — Казанская кладбищенская церковь, слева от неё — кладбище. Местность вокруг называется соответствующе — Кладбищеская площадь. А вверху, выбиваясь уже за границы тогдашнего города — оно, новое «православное кладбище». Удивительно, что уже тогда, в 1909 году, поверх территории кладибща нанесены городские кварталы. Что это — не ясно. Во всяком случае можно датировать возникновение этого кладбища началом XX века.
Карта 1913 года. Новое кладбище разделилось на несколько частей, причём одна, дальняя часть помечена полумесяцем. Это — татарский мусульманский участок. Основная часть территории окрашена в зелёный цвет — значит, там когда-то были зелёные насаждения, деревья. Причины разделения на три православных части не ясны, возможно — на одном участке хоронили более обеспеченную публику.
Фрагмент сталинградской карты 1926-1927 года. Здесь уже кладбище приобрело внушительные размеры, многократно превышающие площадь захоронений у Казанской церкви (а в 1909 году площади были вполне сопоставимы). Хотя вполне возможно, что показано не столько кладбище, сколько отведённая под него площадь. Заметим, что никакие кварталы здесь на территорию не залезают. Карта уже советская, но разделение участков по религиозному признаку здесь всё ещё сохраняется.
Аэрофотосъёмка августа 1942 года. Хорошо видна площадь кладбища и пересекающие его тропинки.
Спутниковый кадр 2012 года. Площадь кладбища немного сократилась — за счёт застройки 50-60-х годов (со стороны Череповецкой) и современной застройки (со стороны Дербентской улицы; сама Дербентская идёт прямо по старой территории кладбища). Неоднократно отмечавшаяся разными людьми в разных частях города почти мистическая вещь: если сравнивать дорожки и тропинки довоенного Сталинграда (например эти, запечатленные кадром 1942 года) и нынешним окажется, что многие из них точно повторяются, несмотря на коренное изменение характера местности и прошедшую войну.
Судя по тому, что на кладбище есть могилы со звёздами и сварные металлические «короба», возникшие в относительно позднее время, можно предположить, что захоронения здесь продолжались до 50-х годов и были прекращены в связи с открытием кладбища наверху, нынешнего Старого Ворошиловского.
Итак, что же можно увидеть на этой территории сегодня? Я вошёл туда со стороны Новоузенской улицы. Первое, что видит наблюдатель на открывшемся пространстве — свалка.
Место вообще не безопасное. Помимо копошащихся в мусоре бомжей, можно увидеть стайки собак, которые меня дважды коллективно облаяли. Впрочем, свалка существует на небольшом участке вдоль границы со стороны ул. Череповецкой. Дальше мусора нет.
Надо сказать, что то, куда ты попал становится понятно сразу. Огромное количество холмиков, расположенных рядами не оставляют сомнений, что ты на кладбище. Как-то неожиданно увидев эти холмики (издалека их не разглядеть; кстати, когда-то здесь росли деревья) впадаешь в какую-то оторопь.
Sic transit gloria mundi! — так проходит мирская слава! Передо мной — много тысяч захоронений и ни одного именного! Под этими холмиками лежат жители Царицына и довоенного Сталинграда. Эти люди своими глазами видели Александро-Невский собор, своими ногами пересекали старый Астраханский мост, видели Белую армию, входящую в город летом 1919 года и уходящую из него зимой 1920-го. Сначала смотришь на этот вид как на что-то, возможно, пугающее, непривлекательное, но потом понимаешь: это — наше, родное, эти люди строили наш город до нас, они — наши предки, кому-то по крови, а кому-то — по месту рождения или жительства. От них остались только эти холмики, ни одного имени, ни одного слова…
И всё же, чем богаты.
Есть дореволюционные памятники. Кладбище явно «застраивалось» со стороны Череповецкой, постепенно расширяясь вдаль. Поэтому все старые памятники расположенны именно в этой части (и частично погребены мусоркой).
Явно не советский декор.
А это похоже на старинный склеп
Таких упавших проржавевших крестов много.
Обломок
Здесь, судя по всему, когда-то был вставлен портрет. Значит, уже послевоенное.
Дальше, стараясь не наступать на холмики, я пошёл вглубь, к более поздним частям.
Это уже, скорее всего, захоронение послевоенное.
Уже довольно далеко от Череповецкой. Кажется, за некоторыми могилами ещё присматривают.
Памятников, на которых можно хоть что-то разглядеть, я не нашёл. Позже, уже найдя материал Вконтакте, один кадр 2010 года всё же зафиксировал единственный образец (автор — Ростислав Грехов, взято отсюда).
«Серафима Васильевна Просихина. VII 1903 — XI 1938». Вот, эта жительница Сталинграда Серафима Просихина, никогда ничего не слышавшая о Сталинградской битве, оказалась самой «счастливой» на этом кладбище, её имя стёрлось последним: возможно, я просто не разглядел этот памятник, но более вероятно, что его уже тоже нет.
После посещения этого кладбища в голову приходят разные мысли. Во-первых, наши люди всё-таки очень странные. Наблюдая дорогие дома из красного кирпича, которые недавно построены на окраинах кладбища, невольно удивляешься: как, имея хорошие деньги для строительства хорошего дома, можно согласиться строить его с видом на кладбище, по соседству с помойкой? Дышать мусором… а вид из окна в ясную лунную ночь там, наверное, поразителен. Я далёк от всяких кладбищенских страшилок, я просто чисто психологически рассматриваю ситуацию. Во-вторых, конечно, тотальная «амнезия»: и город забыл про это место (расположенное не так и далеко от центра!), и родственники. Не поверю, что ни у кого из похороненных на этом кладбище не осталось в городе родственников, особенно с учётом того, что захоронения делаись и после войны. Сколько людей ходит по сайтам из серии «ищу предков» и не знает, наверное, что предки находятся совсем недалеко и вовсе не на сайте…
О памятнике Серафиме Просихиной более подробно можно прочитать здесь.