В книге П.П. Олейникова «Архитектурное наследие Сталинграда» попалось фото строительства здания Партийной школы, в котором впоследствии, вместо партшколы разместился Медицинский институт.
На заднем плане справа виднеется старое здание ЦУМ. Бросаются в глаза две любопытные вещи. Первая – то, что колонны (которые выглядят как декоративные и встроены в стены) строились вперёд стен. Второе – это, конечно же, надпись на раскрытой каменной книжке – «Ленин-Сталин». Мне стало любопытно – в каком образе ныне пребывают эти надписи. Так я отправился к зданию современного Медицинского университета. И вот, в процессе фотографирования и последующего наведения справок, открылось мне много любопытного.
Издалека, если не присматриваться, никаких надписей можно вообще не увидеть.
Высоко, на уровне самого верхнего ряда окон видны эти полуколонны. Их – 31 штука, 20 – на основном фасаде и 11 – на фасаде, который смотрит на проспект. Присмотревшись ближе, видно, что не в меру ретивые борцы с культом личности не поленились вскарабкаться наверх и замазать весь тираж, всю 31 книгу:
Один вариант
Другой вариант.
Слово «Ленин» – оставили, а Сталин – замазали цементом. Впрочем, сделали они это плохо и некачественно, потому как если приглядеться, на многих колоннах псевдоним г-на Джугашвили проступает очень хорошо. Например, так:
Или даже так:
На мой взгляд, подобная борьба с «книжками» выглядит просто глупо. Между тем, ретивость борцов имела свои определённые причины, в отсутствие которых книжки бы оставили в покое – они и впрямь висят высоко и совершенно не бросаются в глаза. Главная же причина тут была следующая.
Здание первоначально украшали вовсе не только книжки, но и портреты. Изначально было их четыре, а потом стало три. В ноябре 1961 года четвёртый потрет – Сталина – демонтировали. А заодно замазали и надписи. Хорошо, что в наши времена власти не так последовательны! А то бы и этих содрали бы!
Как выглядел тов. Сталин на фасаде современного Медуниверситета – узнать мне пока не удалось. Все имеющиеся кадры обходят это место стороной.
Источник – сообщество «Живой Царицын».
Это – строительство здания. Проект разрабатывался в 1949-1950 гг. архитекторами В. Симбирцевым и Е. Левитаном. За эту работу они были удостоены Сталинской премии II степени. Дореволюционная трамвайная линия, кстати, ещё функционировала на проспекте.
Источник – сообщество «Живой Царицын».
Это, кажется, 60-е. Фото хорошее, но места, где расположены портреты – и здесь не видно.
Можно выразить полую уверенность, что если бы не портрет Сталина – никто бы не стал замазывать его имя на книжках. Тому есть доказательство. Дело в том, что у нашего здания Медуниверситета есть двойник.
Автор – Andshel
Снежную модель церкви лепят вовсе не там где несколько лет стояло светящееся дерево, и сосны там никто не срубал. Это – Хабаровск, здание Дальневосточной академии государственной службы. Строили его изначально тоже как Партшколу. Строительство велось в 1954 году, проект был скопирован со сталинградского, с некоторыми изменениями. Архитектором, руководившим проектом был М.Е. Петров.
Принципиальных отличий здесь можно выделить четыре.
Во-первых, здание относительно «родительского» проекта выстроено зеркально. Если повернуть изображение соответствующим образом, получается что-то весьма узнаваемое:
Во-вторых, по кромке крыши не выстроены декоративные перила.
Во-третьих, на скошенном углу здания отсутствует балкон.
Это — «наш» угол.
А это – «их». Между тем, балкон был и тут, но в 2007 году он… рухнул! К счастью, никто не погиб. Возможно после этого какие-то работы были проведены на и балконе волгоградского здания, его цвет отличается от фонового цвета основного здания. Немного отличается и декор.
Ну и главное для нас – то, с чего мы начали. В этом варианте здания никогда не было портретов вождей мирового пролетариата. Посмотрите на четыре фото выше – места под портреты просто не предусмотрены. Ну, а раз не было столь ярко выделяющегося «сталинского» элемента, то и с книжками возиться не стали.
Так они до сих пор и хранят имя вождя всех времён и народов, в отличие от волгоградских. Наверняка, так же было бы и у нас.