Василий Фёдорович Лапшин – один из наиболее известных граждан Царицына конца XIX – начала XX века. Пожалуй, биография его – наиболее изученная из всех исторических деятелей нашего города дореволюционной поры. Один из крупнейших купцов города за всю его историю, известный общественный деятель, крупный благотворитель, Лапшин в первую очередь запомнился как основатель одного из крупнейших пароходных компаний на Волге – «Русь» и как Городской Голова Царицына.
Василий Фёдорович Лапшин. Портрет работы А.В. Шатилова
Начало пути
Лапшин родился в 1844 году[1] в купеческой семье. Родословие семьи Лапшиных прослеживается в Царицыне с XVIII века, отец В.Ф. – Фёдор Лапшин владел уже небольшим состоянием. Впрочем Василию, самому младшему в семье, этот капитал практически не достался. В середине XIX века старшие братья перебрались в г. Макарьевск Костромской губернии, где основали кондитерское производство и торговлю колониальными товарами. Василий же за братьями не последовал, оставшись в Царицыне с небольшой суммой денег[2]. Свою небольшую сумму Василий не прожил, а вложил в небольшое дело. Закупая оптом конфеты, он заворачивал самостоятельно каждую из них в обёртку и продавал по более высокой цене. Кроме того, занимался перепродажей спичек[3] и подрабатывал смазчиком на Волго-Донской железной дороге[4]. Начав торговые дела осенью 1864 года[5], Лапшину уже к началу 1870-х гг. удалось заработать сумму, достаточную для открытия собственного магазина. Наиболее вероятно, что располагался этот первый для Лапшина магазин на Базарной площади, на углу Анастасийской (ныне – Волгодонской) улицы. Об этом свидетельствует фотография, датируемая началом 1870-х гг.:
Здание, стоящее по левому краю кадра, имеет вывеску: «В.Ф. Лапшин». Здание было реконструировано в 1930-е гг. (достроено два этажа) и было снесено в 1946-1947 гг. при строительстве ул. Мира
Крупнее
Общественная деятельность
К началу 1880-х гг. В.Ф. Лапшин – заметный в городе предприниматель. В 1880-м году его избирают гласным Уездного Земского собрания[6], а уже в мае 1884 года – Городским головой Царицына. Деятельность Лапшина на этом посту содержательна и разнообразна. Одно из первых решений, принимаемых Городской Думой под его руководством – достройка колокольни Успенского собора, на что 31 августа 1884 года из городского бюджета выделяется 2000 рублей. Принимаются решения об улучшении организации пожарного дела в Царицыне. В сентябре 1884 года принимается решение о замене старой ветхой пожарной каланчи (стоявшей на месте современного входа в Медицинский университет на Аллее Героев) и всех прилежащих построек на новое, каменное здание, до сих пор стоящее в центре города. Закупаются лошади для пожарных обозов. Начинается работа по улучшению санитарного состояния города. Лапшин в письме от 8 мая 1885 г. обращается к саратовскому губернатору с просьбой о ходатайстве к правительству о безвозмездном выделении городу 50 тысяч рублей на проведение неотложных мероприятий по борьбе с источниками холеры, очистку и засыпку оврагов, строительстве больницы для рабочих и устройстве организованных городских скотобоен. Однако, министерство финансов, на рассмотрение которого поступило ходатайство, приняло отрицательное для города решение. В городе в этот период возникает и начинает развиваться телефонная сеть, ведётся большое каменное строительство. В январе 1886 года Лапшин с должности Городского Головы уходит в отставку.
После избрания нового состава Городской Думы гласные Думы вновь избирают Лапшина на должность Городского Головы (вторично). Он занимает вновь эту должность с июля 1888 г. по июнь 1891 г. Во второй период правления городом Лапшин активно занимается вопросами строительства городского водопровода. 27 июня 1891 г. Лапшин оставляет пост Головы по собственному желанию[7].
В этот период Лапшин занимает много других общественных должностей. Член Попечительского совета Мариинской гимназии[8], член Уездного податного присутствия[9], член Уездного училищного совета[10], председатель Сиротского суда[11], Член попечительного совета детского сиротского приюта для девочек[12], Председатель царицынского комитета Общества улучшения народного труда в память Царя-Освободителя Александра II[13]. В течение пяти лет Лапшин возглавлял Городской общественный банк, Царицынское общество взаимного кредита, а в 1914 г. стал соучредителем Царицынского купеческого банка[14].
Опекая созданное в Царицвне ремесленное училище, Лапшин создал для помощи бедным слушателям особый «Фонд потомственного почётного гражданина Царицына В.Ф. Лапшина», переданный им в распоряжение Городской управы[15]. Кроме того, он содержал училище для мальчиков.
Почти всю свою жизнь Лапшин мечтал построить в Царицыне университет и хлопотал о переводе Варшавского университета в Царицын. Варшавский университет и вправду был переведён – в Саратов.
Дом Лапшина на Анастасийской улице (1920-е гг.). Сейчас поперёк места, где стоял дом проходит ул. Мира. Справа виднеется край сохранившегося доныне здания, входящего в комплекс домов Главпочтамта (угол Волгодонской и Пролеткультской улиц).
Торговая деятельность
Капитал Лапшина, формирование которого началось с очень небольшой суммы, стремительно растёт. Так, только одно недвижимое имущество, принадлежащее Лапшину, в 1892 году оценивается в 10670 рублей[16], в 1897 – в 17170 рублей, а в 1910 г. – 198532 рубля[17].
Торговая Деятельность В.Ф. Лапшина многообразна не менее, чем общественная. Он владел гастрономическим и бакалейным магазином с собственной кондитерской[18], содержал гостиницу в доме Мельникова на Александровской улице[19], керосиновые резервуары с постройками, купленные им в 1892 г. за 40 тысяч рублей у керосиновой фирмы Стефании[20]. Лапшин торгует нефтепродуктами, лесом, железом, хлебом, водкой, бакалейными товарами[21], оглоблями и смолой[22]. В его планы входило строительство в городе парфюмерной фабрики и фабрики по производству фортепиано[23].
В 1887 г. им открывается кондитерская фабрика «Карамель, монпансье и печенье фабрики Лапшина» на Скорбященской площади г. Царицына. Работы а фабрике выполнялись вручную, численность рабочих составляла 74 человека. Продукция находила свой сбыт в регионах Нижнего Поволжья и Дона, а также закупалась государственными объединениями, Среднеазиатскими эмиратами – Кокандскими и Бухарскими, княжествами Закавказья[24]. Труд рабочих на кондитерской фабрике был непростым. В основном, там производились леденцы. Конфеты в обёртки заворачивались вручную, в основном – девочками-подростками, которые зачастую брали работу на дом. Условия такого производства, как правило, не соответствовали никаким санитарным нормам, а заработок работниц составлял лишь 30-35 копеек за пуд (16 кг) завёрнутых конфет[25]. К 1906 году численность надомных работниц достигла 120 человек[26].
Лапшин создал также два лесопильных и деревообрабатывающих завода, владел складами железа и жестяных изделий[27]. Один из заводов начинает работать в 1897 году, для чего Лапшин снимает в аренду участок мерою в 4000 квадратных сажен сроком на 24 года за 1200 рублей в год[28]. В декабре того же года лесопилка построена. Там работает в две смены 15 человек, одна рама. Производительность – от 70 до 90 брёвен в сутки[29]. (Завод находится в Кировском районе за кинотеатром «Авангард»).
В 1908 году Лапшин открывает главное предприятие своей жизни – Пароходное общество «Русь». «Русь» создают в 1908 году слиянием капитала нескольких крупных промышленников, учредители – саратовский купец Д.В. Сироткин (он будет оставаться в деле недолго) и царицынские – В.Ф. Лапшин, И.Г. Старцев и Т.М. Канавин. Управляющим новой компании становится Т.М. Канавин. Средства вложенные в дело позволили создать в составе общества целый флот из 30 судов, 80 пристаней и большого количества портовых складов. Компания осуществляла как регулярные пассажирские, так и товарные рейсы между всеми крупными пристанями на Волге, Каме, Оке, Москве-реке и на Каспии – до Баку. «Русь» очень успешна и быстро растёт. Для ещё большего ускорения роста в 1910 году товарищество преобразуется в акционерное общество. Устав общества, утверждённый 5 февраля 1910 года, предполагает «перевозку пассажиров и грузов по реке Волге и ее притокам, а также по Каспийскому морю». Основной капитал общества составил 800 тысяч рублей, поделённый на 3200 акций номиналом по 250 рублей каждая. В 1918 году пароходная компания «Русь» была национализирована. Бывшие её пароходы продолжали плавать ещё много лет. Известно, что последние из них эксплуатировались до начала 70-х годов. Самый последний пароход компании – спущенный на воду в 1913 году «А.П. Мещерский», переименованный впоследствии в «Богатырь», был выведен из состава флота лишь в 1972 году. (См. подробно «Царицынские пароходства»).
Пароход общества «Русь» «Василий Лапшин»
Личная жизнь
Личная жизнь Лапшина оказалась довольно сложной. Где-то в конце 1860-х гг. В.Ф. Лапшин женится на Прасковье Ивановне Черпаковой[30]. У Лапшиных рождается несколько детей – дочери Ольга, сыновья Василий, Николай и Александр. Дочь, Ольга Васильевна Лапшина в 1891 году выходит замуж за царицынского купца И.И. Богатенкова, по случаю помолвки которых 30 января 1891 г. в зале Общественного собрания (нынешний театр Музыкальной комедии) был дан роскошный бал на 200 человек[31]. 6 февраля 1891 года прошло венчание молодых в Успенском соборе. Таинство совершал известный протоиерей о. Флегматов, причём в соборе по случаю столь знаменательного события пело сразу же два хора – Успенского собора и Преображенской церкви[32].
Сын Николай, окончивший в 1895 г. Александровскую гимназию и подававший большие надежды, умер 2 октября 1895 г. от чахотки[33]. От чахотки же умер несколькими годами позднее и старший сын – Василий. Он скончался 21 июля 1899 года[34]. Пережил Василий Фёдорович и жену. Она умерла 18 сентября 1903 года[35].
В память о жене Лапшин строит в Бекетовке, при своём лесопильном заводе церковь святой Параскевы (сохранившуюся и доныне), которая торжественно освящается 14 октября 1910 г.[36].
Младший сын – Александр, родившийся поздно, в 1880-м году, успел послужить у отца директором правления пароходного общества «Русь», прославиться как меценат и покровитель культуры. В 1910 году он купил себе автомобиль – один из первых в Царицыне. Однако, и этот сын умер раньше своего отца. Он женился на дочери преуспевающего московского купца, однако брак закончился неудачей. 14 октября 1914 г., в имении отца в Бекетовке, в годовщину смерти матери, Александр Лапшин застрелился[37]. Это был последний сын Василия Фёдоровича.
Недалеко от своего лесопильного завода, Лапшин имел дачу, превращённую им в обширные фруктовые сады (ставшие впоследствии Дендрологическим садом ВНИАЛМИ). Предположительно, именно на территории этого сада Лапшин устроил трамвай-конку, единственную в истории Царицына (трамвай на электрической тяге будет открыт в Царицыне в 1913 г.).
Трамвай-конка в саду Лапшина
Конец жизни
Несмотря на трагические обстоятельства, В.Ф. Лапшин продолжает заниматься делами, хотя постепенно отходит, в силу уже возраста, от общественной деятельности. После 1915 г. он уже не избирается в Городскую Думу, гласным которой он был не одно десятилетие. С началом Мировой войны многие вопросы обостряются, а после революции – всё идёт «под откос». В 1918 году всё имущество В.Ф. Лапшина национализируют. Самого Лапшина арестовывают и некоторое время содержат на барже – плавучей тюрьме, стоящей в устье Царицы, куда отправляли практически всех более-менее богатых горожан. Впрочем, Лапшина отпускают и последние месяцы жизни от проводит в одном из домов Третьей части города.
Василий Фёдорович Лапшин был большим человеком, целой эпохой стоявший над родным городом. Память о нём до сих пор хранят многочисленные сохранившиеся постройки и предприятия. К сожалению, многие плоды его большой и во многом трагичной жизни оказались забыты и стёрты из истории города вихрями событий XX века. Но, к счастью, в наше время появились возможности вспомнить — если не всё, то очень многое.
P.S. Список литературы оформлен не в соответствии с требованиями. До сих пор я вообще избегал помещать такие списки в конце статей ввиду их громоздкости. Но вот разок, для примера, решил-таки вставить.
[1] Энциклопедия Волгоградской области. Государственное учреждение «Издатель». Волгоград, 2007., с. 186.
[2] Карагодина Е., Владелец заводов, земель, пароходов // Отчий край №3 (35), 2002, с. 234.
[3] Там же, с. 235
[4] Царицынский вестник, 10 февраля 1908 г., №2780.
[5] Волжско-Донской листок, 1 ноября 1889, №743.
[6] Памятная книжка Саратовской губернии. Издание Губернского Статистического Комитета, под ред. и.д. Секретаря Ф.М. Преображенского. Саратов, Типография Губернского Правления, 1880, с. 415.
[7] ГАСО. Ф.1 Оп.1.Д5009.Л.133 об. – 134. Приводится по: Материкин А.В. Очерки истории Царицынской Городской Думы, кн. 1 (1797-1897), с. 345-346.
[8] Адрес-календарь Саратовской губернии на 1884 год. – Саратов, Типография Губернского правления, 1883 г., с.243
[9] Адрес-календарь Саратовской губернии на 1888 год. – Саратов, Типография Губернского правления, 1888 г., с. 404.
[10] Адрес-календарь Саратовской губернии на 1891 год. – Издание Саратовского Губернского Статистического Комитета. Саратов, Типография Губернского правления, 1891 г., с 212.
[11] Там же, с. 214.
[12] Адрес-календарь Саратовской губернии на 1895 год. – Издание Саратовского Губернского Статистического Комитета. Саратов, Паровая скоропечатня Губернского правления, 1895 г., с. 361.
[13] Там же, с. 361
[14] Авчухов А.Ю. Время и деньги. Свидетельства истории. – В., 2012, с. 82.
[15] Авчухов А.Ю. указ.соч., с. 82.
[16] Материкин А.В. Очерки истории Царицынской Городской Думы, кн. 1 (1797-1897), с. 162.
[17] Авчухов А.Ю. указ.соч., с. 82.
[18] Волжско-Донской листок, 10 февраля 1885, №18.
[19] Волжско-Донской листок, 11 марта 1887, №336.
[20] Волжско-Донской листок, 19 января 1892, №1084.
[21] Царицынский вестник, 10 октября 1899 г., №544.
[22] Царицынский вестник, 8 апреля 1907 г., №2525.
[23] Там же.
[24] Дегтярева А.Н. http://do.gendocs.ru/docs/index-132434.html?page=16
[25] Царицынский вестник, 23 октября 1899 г., № 544.
[26] Царицынский вестник, 25 октября 1906 г., №2421.
[27] Авчухов А.Ю. указ.соч., с. 82.
[28] Волжско-Донской листок, 2 февраля 1897 г., №1858.
[29] Царицынский вестник, 21 декабря 1897 г., №18.
[30] Волжско-Донской листок, 10 ноября 1891 г. №1055.
[31] Волжско-Донской листок, 1 февраля 1891 г. №936.
[32] Волжско-Донской листок, 8 февраля 1891 г. №939.
[33] Волжско-Донской листок, 4 октября 1891 г. №1653.
[34] Царицынский вестник, 22 июля 1899 г., №466.
[35] Царицынский вестник, 20 сентября 1903 г., № 1657. В других источниках указывается дата 14 октября 1912 г., напр.: Золотая книга Волгоградской области. Общественно-популярное издание. В., 2006. – с.8. – что, вероятно, ошибочно.
[36] Царицынский вестник, 10 октября 1910 г., № 3550.