С кем дружит наш музыкальный театр?
С кем дружит наш музыкальный театр?

С кем дружит наш музыкальный театр?

Сложно говорить о дружбе между
театрами, не вступая в опасный спор на тему собственно существования этого явления.
Но не смотря на сей факт, думаю, многим из нас хотелось бы верить, что между
Волгоградским музыкальным и Тульским академическим драматическим театрами
установились именно дружеские отношения.
С 20 мая по 1 июня прошли первые обменные
гастроли тульской и волгоградской трупп. Так получилось, что ни в Туле нет
музыкального театра, ни в Волгограде академического драматического, поэтому
программы двух театров восполняли пробелы в зрительском опыте и туляков, и
волгоградцев. В гастрольной программе «нашей» труппы были спектакли «Сильва»,
«Бабий бунт», «Веселая вдова», «Подлинная история поручика Ржевского», «Мистер
Икс», «…ты – травиата!», сказка «Летучий корабль», и большой
заключительный  гала-концерт.
Для актеров волгоградского театра
этот визит в Тулу не был первым: уже восемь сезонов туляки  встречали и
провожали  аплодисментами их спектакли. Для солиста Музыкального театра Романа  Байлова гастроли в этот  город
были четверыми.
 — В Туле нас всегда хорошо
принимают, может быть и потому, что там нет музыкального театра, —  рассказывает
артист. – У труппы там уже давно появились свои поклонники –  еще до моего  первого приезда, и я очень
удивлялся, когда они, уже как старые знакомые, забирали артистов  после
спектакля и везли куда-то праздновать, отдыхать. Благодаря им, у нас в Туле
всегда были  и цветы, и пряники… И сейчас число поклонников не только не
уменьшается, но и продолжает  расти, а это, мне кажется, дорогого стоит. 

На тульской сцене состоялся дебют
новой солистки Музыкального театра Юлии Деевой в партии  Виолетты (опера Дж.
Верди  «…ты – Травиата!»). К сожалению,
молодая актриса еще не известна  широкому зрителю:
 — На самом деле, она работает в
нашем театре уже почти весь 82 сезон, — объясняет Роман  Байлов, – но все это
время она выступала только на концертах. Однако когда в конце сезона 
понадобилось заменить  человека в партии
Виолетты – Юлия вышла и профессионально сделала  это.

Как известно, Тульский театр
имеет богатую историю, в которой фигурирует даже имя  императрицы  Екатерины II, высоко оценившей игру
тульских актеров еще в XVIII
веке.  Несомненно, это должно влиять на атмосферу театра и возможно даже на
публику.
 — Конечно, там чувствуется особый
дух театра, его глубокие исторические корни, царит  атмосфера высокой культуры.
Мы всегда встречаем доброе, хорошее отношение к выступающим, готовность помочь,
— соглашается Роман Байлов.

Максим Сытин, солист Волгоградского музыкального театра, считает
Тулу городом с более развитой театральной культурой, чем  Волгоград:
 — К причинам этого можно отнести
и временные казусы: Гражданская, Вторая мировая –  все 
отстраивалось, рушилось, потом
отстраивалось снова… так что город у нас не театральный. В Туле  каждая премьера
– это настоящее событие, а уж приезд любимого театра!.. Там нет такого  понятия
как полупустой зал в мае.

Отношение зрителя и его
театральная грамотность влияет даже на игру актеров.
 — Ощущения при игре на тульской сцене
сильно отличаются от ощущений волгоградского зала.  Во-первых, она больше. А
во-вторых, там есть отдача. Она живее, больше чувствуется  зрительская  теплота.
И она для меня как аккумулятор. Конечно, в Волгограде тоже есть  хороший  зритель, но там в несколько крат
больше отдачи… — признается Максим Сытин. –  Замечу,  что в Туле на спектаклях
родного театра публика никогда не встает после спектакля.  Почему – не знаю,
возможно, не принято… но после представлений волгоградского театра весь  зал 
аплодирует стоя. Опять же, неизвестно, с чем это связано.
Мало отдачи? Но волгоградская
публика тоже часто аплодирует стоя, кричит браво… В общем, проявляет любовь к
своему театру – вполне себе культурно-театрально.
 — Нашу публику, конечно, нельзя
назвать холодной, но я считаю ее не театральной. Театральность зрителя
проявляется в его «всеядности», — поясняет артист. – Он может понять не только
водевиль, но и трагедию, оперу, балет… А волгоградская публика не привыкла
думать театрально, размышлять над сюжетом и действиями актеров. Это, ни в коем
случае, не в вину посетителям. Так сложилось, что у нас город работяг, и число
интеллигенции невелико. Безусловно, нужно прививать волгоградцам театральную
грамотность, ведь с помощью искусства формируются качества, которые служат противовесом
мышлению в категориях торгово-рыночных отношений. Я вообще считаю, что приобщение
человека к искусству – это неотъемлемая часть его воспитания.

Однако чтобы меняться, заниматься
самовоспитанием и самообразованием, нужно иметь неслабый стимул.
 — Многим не хватает какого-то
задела к тому, чтобы пробудить в себе жажду знаний. Для меня этим заделом,
толчком были школьные уроки. Благодаря тому, что учителя литературы, истории в
свое время увлекли меня этими предметами, я легко могу преодолеть лень и не
тратить время, к примеру, на онлайн-игры, а почитать классическую литературу.
Конечно, школа – не единственный источник мотивации. Им может стать и поездка в
Ясную Поляну, и многое другое…

…и поездка в театральный город
Тулу – тоже интересный вариант.