Сколько себя помню, никогда не любила словосочетание «краеведческий музей». От него веяло каким-то школьным принуждением. Мне захотелось по возможности изменить детские воспоминания об этом сосредоточении культуры родной станицы.
Само здание музея истории донских казаков одно из самых примечательных в Клетской. Пожалуй, это единственный образец казачьей архитектуры, благополучно сохранившийся до наших дней в станице. Посреди выжженной солнцем степи, на обломках казачьего быта оно величественно возвышается на глазах у местных жителей. Предварительно связавшись с сотрудниками музея, которые, к слову, оказались весьма гостеприимными и радушными людьми, я отправилась созерцать и переосмысливать.
Методист музея Берш Наталья Александровна порхала от одного экспоната к другому и, кажется, радовалась вместе со мною нашей живой беседе о чём-то родном, но давно забытом. С каждым кувшином и орнаментом в моей голове создавалась всё более и более полная картина прошлого родного края.
«Свято-Троицкий храм находился на том месте, где сейчас у нас находится дом культуры. А при храме было станичное кладбище. И сейчас на этом кладбище находится стадион. То есть мы занимаемся спортом на костях наших предков…» — рассказывала она. На фото – главная церковь станицы – Знаменская. Белокаменная двупрестольная красавица располагалась в центре станицы, была уничтожена во времена гражданской войны.
«А вот это Евангелие [справа в углу – прим. авт.] было найдено в сгоревшем доме. То есть все сгорело, кроме Евангелия. Живое, так сказать, подтверждение тому, что святые книги не горят».
«Большинству экспонатов более ста лет, и собраны они были в основном в 90-е, ведь потом началась эпоха «черных копателей», и много уходит в руки частных коллекционеров. В музеи попадает мало, все уходит из района».
«В этих медных тазах наши бабушки варили варенье, и оно никогда не пригорало и получалось особенно душистое. Коллекция самоваров: есть очень старинные, с медалями-клеймами, завоеванными на выставках, которые раньше проводились в городах и районных центрах. Это говорит о том, что самовары воспринимались как предметы искусства».
Экскурсия окончилась появлением директора музея Натальи Эдуардовны Евстратовой. С ней мы говорили уже о современном состоянии казачьей культуры в станице.
Каковы особенности Клетских казаков?
У нас в станице процветали гончарные мастерские. Глиняные карьеры еще сохранились, но мастерство уже утрачено. Также в станице существовал целый ряд кузниц, славились кузнечной промышленностью донские казаки. В конце 19 века в станице появилась первая мельница, оснащенная передовыми технологиями. Её основал купец I гильдии Фёдор Капитонович Никитин, который сделал большой вклад в развитие промышленной отрасли в нашей станице. Кстати, он жил в здании, к котором теперь расположен музей истории донских казаков Клетского муниципального района. К сожалению, имена гончаров и кузнецов не сохранились, это было еще до революции.
Какие казачьи традиции у нас поддерживаются до сих пор?
Стараемся проводить много мероприятий направленных на поддержку и развитие традиций донских казаков. Поём старинные песни, делаем выставки блюд, сотрудничаем со станичным казачьем обществом, принимаем участие в фестивалях и выставках национальных культур. При музее существует два ансамбля художественной самодеятельности – ансамбль казачьей песни «Донские зори» и самобытный ансамбль старинной казачьей песни «Карагод». Участники последнего – бабушки, возраст которых – от 76 до 84 лет. Бабушки у нас просто замечательные! Все до сих пор бодрые, дай бог им здоровья! Мы пытаемся сохранить традиции пения, но, к сожалению, молодые никак не освоят такой настоящий казачий вокал, так сказать – дишканить по казачьи. Не так давно записали диск с песнями «Карагода», чтобы сохранить уникальную манеру пения для потомков. Более молодой ансамбль «Донские зори». Там возраст 27-40 лет. В планах и мечтах у нашего коллектива – создание центра казачьей культуры при музее. Но, к сожалению, это на данном этапе работы осуществить сложно ввиду скромного бюджета и маленького штата сотрудников.
Современный быт как-то напоминает быт наших предков?
Довольно, развито пуховязание, конечно, не так, как в 60-70е годы. Тогда это было более выгодно, у меня мама ездила продавать платки в Оренбург. Сейчас в основном этим бабушки занимаются, которые у нас в ансамбле поют. На данный момент наш коллектив собирается принять участие в фестивале национальных культур «От Волги до Дона», где будем представлять одно из направлений декоративно-прикладного творчества – пуховязание. Конечно, это до сих пор ценно, наши мастерицы создают великолепные изделия, в шалях нашего производства сама Шукшина в столице щеголяет. Также пропагандируем мы и старинную казачью кухню – при музее действует клуб по интересам «Горница», участница собираются раз в месяц, обмениваются рецептами, пробуют новые блюда. Ещё занимаются рукоделием, делают обрядовые куклы и многое другое. Многие изделия также выставляются на праздниках или преподносятся в качестве угощения.
Я слышала истории о том, как молодежь сейчас «включает всякий реп и с шашками прыгает». Это, как считаете, способ приобщиться к культуре предков или оскорбление?
Я не считаю это оскорблением, потому что… Культура в любом случае не стоит на месте, она будет развиваться, хорошо, что хотя бы в таком виде это доходит до молодежи.
Попрощавшись с Натальей Эдуардовной, я вышла из прохладного здания музея с противоречивыми ощущениями. Краеведческий музей и в самом деле оказался местом для таких, как я: это и стимул для занятий рукоделием, рисованием, кулинарией, и возможность поучаствовать в театральной постановке, петь, узнавать новое – да все, что хочешь тут делай. И это прекрасно. Не пойму только, где пропадала в свое время я, и пропадают сейчас те детишки, которых нет на фотографиях с мероприятий?