Царицыне строят грандиозный мост. Соединяющий два берега Царицы, этот мост, известный
как «виадук», будет на тот момент одним из крупнейших в России и в Европе среди
подобных сооружений. Он станет одной из визитный карточек Царицына и его фото
станут едва ли не самыми многочисленными на открытках, уходящих из Царицына в
разные концы страны.
открывается новая ветка железной дороги, которая в скором времени соединит наш
город с Москвой. Царицын на тот момент – конечный пункт этой железной дороги и
его вокзал (стоявший ровно на том же месте, где и сейчас стоит вокзал Волгоград-1)
– тупиковая станция.
Строительство Грязе-Царицынского вокзала (совр. Волгоград-1). Раскрашенное в 1870-х гг. фото
ещё одну железную дорогу – подходящую с юга, с Кубани, от города Тихорецка. Эта
дорога соединит город с Югом России. Её конечной точкой в Царицыне становится
Тихорецкий вокзал – нынешний Волгоград-2. Расстояние между двумя вокзалами,
составляющее всего около трёх вёрст, железнодорожного сообщения не имело.
Разумеется, соединение двух вокзалов соединительной веткой было неизбежно –
ведь дело было не в вокзалах, а в соединении самих железных дорог, обеспечении
непрерывного пути с Кубани на север, к Москве. Поэтому вопрос о строительстве железной дороги, которая ныне своим полотном режет центр Волгограда на две части, был поставлен сразу же, вместе с вопросом строительства Тихорецкой ветки железной дороги. Но три версты – расстояние хоть и крошечное, да на пути стояла огромная преграда – Царица, протекающая на дне глубокого оврага. Так возникла необходимость строительства грандиозного моста, соединяющего её берега.
Первое здание Тихорецкого вокзала (ныне — Волгоград-2) было деревянным и совсем небольшим
торжественная церемония закладки моста. Служится молебен, по завершении
которого в специальную бутылку закладывают пергамент с именами инженеров,
руководящих строительством – Кербедза, Воробьёва и Сергеева. Бутылку герметически
закупоривают, вкладывают в углубление первого камня и замуровывают.
Вид на мост издалека, со стороны центра города
небывалый для города размах: высота – 22 сажени (чуть ниже 50 метров – 16-этажный
дом!), длина около 70 сажен (почти 150 метров). Мост должен быть изготовлен из
металлических ферм, опирающихся на каменные основания. Камень везут из липецкий
каменоломен, металлические конструкции изготавливают в Брянске.
Вокруг строительства было много нареканий и разговоров. У рабочих была
маленькая зарплата. Плотники получали 80 копеек за день работ, кузнецы – чуть больше,
а чернорабочие – и вовсе 40-50 копеек. Но желающих работать быть достаточно и
администрация не торопилась повышать зарплаты. В середине 1898 года
строительством руководит инженер Берг. В августе выясняется, что его диплом не
заверен ни одним университетом России и потому в России недействителен. Берга
отстраняют от руководства, а работы на некоторое время приостанавливают. На его
место назначают российского инженера Вольского. К октябрю 1898 года все работы
завершены.
года проводятся испытания нового моста. В 10 часов 40 минут паровоз,
управляемый машинистом Фролом Хламиным и помощником Фёдором Ляриным с
начальником участка В.Е. Воробьёвым и инженером Рейхманом торжественно и
медленно въезжает на мост. Он пересекает мост за 5 минут, всё проходит успешно.
Затем, два скреплённых вместе паровоза (весом в 14 тыс. пудов) ездят по мосту
около трёх часов. За всем этим наблюдала большая толпа зевак. Всё прошло хорошо,
и в завершении группа строителей и инженеров сфотографировалась на мосту.
первую половину XX
века, пережил и Сталинградскую битву. И уже в послевоенный период, после того,
как Царица была замыта и загнана в подземную трубу, было принято решение
возвести на месте старого моста насыпь, расширив проезд и сделав его не только
железнодорожным, но и автомобильным.
От моста в наследство нам достались
его крайние опоры, а сам он скрыт в толще земли. Царицынский виадук в своё
время сослужил городу огромную службу, поспособствовав его процветанию и
превращению из провинциального городишки в огромный транспортный узел Юга
России.
|
Подробный рассказ о том, как строили старый вокзал в Царицыне.
|
|
Фоторепортаж с места расположения старого царицынского виадука, крайние опоры которого сохранялись до самого последнего времени. К сожалению, к настоящему моменту, одна из опор (северная) — существенно пострадала.
|