Царицынская легенда
Царицынская легенда

Царицынская легенда

Некоторое время назад ряд волгоградских сайтов опубликовал текст «Царицынская легенда», выдающий серию ярких былинных образов людей, освящающих прошлое нашего города, придающих его истории эпическую глубину. Несмотря на обилие публикаций, нигде не удавалось установить первоисточник этого текста, отчего возникал вопрос – не является ли «Царицынская легенда» современным новоделом. Буквально месяц назад источник нашёлся. Он оказался дореволюционным, публикация «Царицынской легенды» была осуществлена в первый раз в газете «Волго-Донской край», в приложении к №68 от 29 марта 1915 года. Автор – Б. Зайковский указывает, что рассказ этот был записан им в 1891 г. в Царицыне со слов 70-летнего рыбака. В 1893 г. автор услышал тот же самый рассказ вторично, от местного ветеринарного врача. Таким образом, оставляя пока за скобками вопрос о достоверности изложенных в «Легенде» событий, мы должны заметить, что имеем дело с настоящим городским фольклором Царицына – темой почти не исследованной. Помимо собственно историко-фольклорного интереса, «Легенда» даёт нам то, чего так не хватает нашему городу – исторический миф, эпическую древность, корни, уходящие на глубину веков: так часто и так ошибочно Волгоград представляется нам городом, возникшим среди горячего пепла сталинградских развалин.
Несмотря на то, что «Царицынская легенда» уже
публиковалась в волгоградском интернете, мы всё же приведём её здесь целиком с
возможным кратким комментарием некоторых её моментов.
 

Долина реки Царицы в 1880-е гг. Снимок сделан приблизительно от совр. ул. Ростовской. Левее центра кадра на дальнем плане виднеется Иоанно-Предтеченская церковь.

Царицынская
легенда

Среди
дремучего леса, покрывавшего в старину высокий нагорный берег Волги, при
впадении в неё небольшой, но глубокой речки, некогда стоял богатый дворец
татарского хана – Батыя. Любил он этот живописный уголок и каждое лето,
возвратившись из далёких походов,останавливался здесь и, окружённый пышным
двором, жёнами и вельможами, предавался любимому занятию – соколиной охоте. 
Однажды
ханские джигиты настигли в лесу неизвестного им старца и, не зная, что с ним
сделать, отвели его к Батыю. По одежде его хан узнал православного священника и
сразу понял, зачем пришёл он в его стан: он нёс учение Распятого – в лагерь
того, чей меч превратил в развалины христианские храмы и залил кровью Святую
Русь. 

«Смерть
ему!» – вскричал разъярнный Батый, и жестом руки дал знак убить старика. И в эту
роковую минуту, когда десятки мечей засверкали над седой головой бесстрашного
проповедника, случилось нечто, похожее на чудо: молодая царевна, любимая дочь
хана, став на колени перед разгневанным отцом, умоляла его пощадить жизнь
старика и отпустить его с миром. Добрая и жалостливая, она часто удерживала
сурового Батыя от жестокой расправы над пленными врагами. И на этот раз грозный
хан тоже услышал её горячие мольбы и, смягчившись сердцем, отпустил старика, но
стого настрого воспретил ему проповедовать в его царстве. 

Через
несколько дней царевна неожиданно заболела, и никакие средства не приносили ей
облегчения. Опечаленный Батый стал мрачнее тучи… Всем было ясно, что добрая
царевна должна умереть. Но вот видит она во сне, что её исцеляет спасённый ею от
смерти старец; рассказала она свой сон Батыю. Обрадовался хан – и послал погоню
по всем дорогам. 

В одном
далёком селении гонцы настигли старца и отвели его к хану. 

В ночь по
прибытии во дворец приснился священнику дивный сон: приснилась ему в небесном сиянии
Пресвятая Владычица Богородица и молвила: «Господь велит тебе спаст чистую
душу; ты прольёшь кровь свою вместе с кровью спасённой тобою, а на крови вашей
я воздвигну великий христианский город!». 

Чудом
показалось хану выздоровление его умирающей дочери. Он хотел было озолотить
дивного старца, но священник смиренно отверг его дары и лишь просил его
позволить ему построить себе келью в лесу, по близости ханского дворца. 

Прошло
около года. Приближался великий день Святой Пасхи. Молодая христианка, забывая
опасность, всецело отдалася посту и молитве. Поведение её для окружающих стало
совершенно непонятным: она избегала общества весёлых подруг, отказывалась от
пищи и куда-то подолгу исчезала. За ней стали следить. 

Нашлись
злые люди, которые донесли Батыю, что дочь его ходит тайно в келью старца
христианина и там, вместе с ним, молится «его богам». В бешенство впал жестокий
язычник: он велел воинам своим схватить и казнить лютою смертью свою родную
дочь и старца – священника, и их, истерзанные палачами тела зарыть на дне
протекающей под яром речки. 

Много,
много лет прошло с тех пор. Шёл Белый Царь войной на Астрахань. Дойдя до того
места, где некогда при слиянии двух рек, стоял роскошный батыев дворец, царь
остановился на ночлег. Воины царские разбрелись по лесу искать сухих дров для
разведения костров. Один из них, зайдя в непроходимую чащу леса, наткнулся на
ветхую землянку, в которой жил пустынник. Когда воин рассказал пустыннику, что
поблизости стоит сам Православный Царь, старец попросил отвести его к царю.
Пустынник рассказал царю предание старины о дочери Батыя и сттарце –
священнике. Царь, внимательно выслушав рассказ, сказал: «Да исполнится слово
Божье!». Отныне речка сия да назовётся Царицею, на память об убиенной здесь
язычниками христианской царице, и да воссияет крест Святой на крови святых
мучеников!». На другой день царь собственноручно заложил здесь основание
деревянной церкви во имя Иоанна Предтечи, так как и погибшие на этом месте
мученики, были предтечами христианства, впоследствии озарившего своим светом
земли бывшей Батыевой державы. С тех пор, говорят верующие: «Каждую заутреню
под Светлое Христово Воскресение, лишь только запоют «у Предтечи» – «Христос
Воскресе!», в мутных водах речки Царицы, как звёздочки, блеснёт огонёк, точно
там, на дне её, теплится чья-то свеча, и в ответ ликующему гулу городских
колоколен – слышится тихое: «Воистину Воскресе!». 
 

Царица и Астраханский мост. Снимок А.П. Шевякова-Красовского, конец 1870-х — начало 1880-х гг.

Другие
версии легенды
Данная легенда возникла в Царицыне не в конце XIX века, а значительно раньше и имела несколько вариаций. А.Н. Минх в своём
фундаментальном труде «Историко-географический словарь Саратовской губернии» в
статье про Царицу приводит некоторые из них. Например такая версия: «Татарский хан зарубил здесь мечом одну из
своих любимых жён. Ханша тайно приняла христианство и бежала из Орды в Москву,
чтобы там поступить в монастырь, но разгневанный хан со своими воинами погнался
за нею, догнал её на берегу этой речки, собственноручно убил её, изрубив тело
на куски, побросал их в воду, отчего речка и получила название Царицыной»
. По
сравнению с этим вариантом, «Царицынская легенда» сложена красивее. Речь в ней идёт
о юной дочери хана, а не о беглой жене. Причём дворец его стоял не на месте
будущей Иоанно-Предтеченской церкви, а где-то в другом месте. У Царицы лишь
разыгралась трагедия. 
То, что легенда эта имеет давнее происхождение
свидетельствует книга Андрея Леопольдова «Исторический очерк Саратовского края»,
изданный в Москве ещё в 1848 году. Понятно, что сбор материала для книги вёлся
раньше этой даты. То есть сведения, собранные А. Леопольдовым относятся самое
позднее – к первой половине XIX века. Леопольдов же сообщает: «Татарская царевна бежала из Орды и хотела
принять христианство, но при истоке этой речки была поймана гонцами отца и
предана лютой смерти. Другие говорят, что царица – жена Батыя, оставила своё
имя этой речке – она часто прогуливалась по берегам Царицы»
. Версия
Леопольдова относит нас в друое место, хоть и тоже расположенное на Царице, но
не у устья, а у истока. 
Ещё более старое по хронологии издание – книга бывшего
Саратовского губернатора А.М. Фадеева (1841-1846 гг.), изданная в Трудах
Саратовской учёной архивной комиссии. Фадеев сообщал, что «на берегу этой речки во время владычества татар поймана царица –
ханская жена, бежавшая с иностранцем, почему место и получило название Царицына»
.
 

Царица у Астраханского моста. Конец XIX — начало XX века

 
С.А. Щеглов в 1894 г. издаёт в «Саратовских губернских
ведомостях» версию легенды, почти совпадающую с приведённой в «Волго-Донском
крае», хотя и изложенную менее литературно. «Здесь
во времена Батыя выстроен был ханом дворец. У него была его любимая дочь,
которую Батый позвал однажды смотреть подарок – русского священника, которого
предположено было казнить. Та просила отца не убивать, а отпустить священника;
Батый предложил последнему поклониться языческим богам, тот не согласился и
Батый приказал отпустить его. После этого царевна заболела, священник вылечил
её молитвами и внушил ей истины Православия. По выздоровлении царевна решилась
бежать, но была поймана при впадении речки Царицы в Волгу, где и была казнена»
.
Эта версия отличается от «Царицынской легенды» лишь тем обстоятельством,
что царевна жила всё-таки не на реке Царице, а была там лишь казнена. 
Собственно, несмотря на обилие версий, все они явно сводятся
к одной общей праистории, которая была утрачена и исказилась в различных
вариантах в последующем. 
Впрочем, П.Б. Иноходцев, описавший Царицын в 1771 году,
сообщал, что «О причине названия сего города здесь также ничего не знают», но
так ли сильно интересовался Иноземцев этой историей – кто знает? 
 

Царица в нижнем течении в конце XIX века. Вид на совр. Ворошиловский район Волгограда. 

 
 
Историческое
содержимое легенды
Само название, «Царица», достаточно древнее и появилось оно не позднее середины XVI столетия. В 1569 году сюда дошло турецкое войско, пытавшееся взять Астрахань и двигавшееся по рекам. Здесь турками был взят в плен царский посол С. Мальцев. Мальцев пытался найти на «Царицыном острове» русский сторожевой пост, но стрельцы при приближении турок ушли отсюда. «Царицын остров» и река против него – «Царица» были упомянуты тогда в источниках в первый раз. Таким образом, названия эти возникли до 1569 года. 
Современные исследователи полагают, что название «Царица» происходит от старого татарского названия «Сары-су», т.е. «жёлтая вода». «Царицын остров» же – от названия «Сары-чин» – жёлтый песок. Впрочем, и эти версии – только версии, также не подтверждённые никакими источниками. 

 

Многие источники указывают на то, что в старину пойма реки Царицы и берега Волги представляли собой местность, поросшую густым лесом. В районе Царицына от этих лесов ничего не осталось ещё в XVIII веке, однако в районе Дубовки леса простояли дольше, до сих пор ещё остаётся живым дуб, выросший на берегу Волги среди дубового леса в конце XVI века. Относительно лесов на берегах Царицы А.Н. Минх пишет, что в древние времена местность вокруг реки Царицы
имела леса и «ещё несколько десятков лет назад» (относитлеьно 1890-х гг.) видны
были там пни огромных дубов, которых остатки дотлевали на глазах нынешнего
поколения». Впрочем, и к конце XIX века долина реки Царицы была очень
живописна благодаря процветавшему на её берегах садоводству. 
Касательно возможности существования на месте
Иоанно-Предтеченской церкви дворца татрского хана – такая возможность
существует. Сам
автор текста Б. Зайковский указывает в примечании, что в 1892-1893 гг. в районе
церкви Иоанна Предтечи были найдены Золотоордынские кирпичи, осколки
глазированных сосудов и серебряная монета хана Туда Мексу, царствовавшего в
Орде в 1280-е гг.  
 

 

Монета хана Туда Менгу крымской чеканки, серебро. Источник
 
Вообще информация о
том, что Иоанно-Предтеченская церковь построена на фундаментах дворца хана
Батыя была до революции широко распространена в городе. Так Василий Сидоров,
путешествовавший по Волге в начале 1890-х гг. в своих путевых заметках «Волга.
Путевые заметки и впечатления от Валдая до Каспия», С.-Пб., 1894 г. упомянул,
что церковь Иоанна Предтечи, по преданию, выстроена «на месте прежнего Батыева
дворца». Существуют и другие версии наличия татарского дворца в Царицыне. Так,
А.Н. Минх фиксирует легенду о том, что на территории Царицына в 1360-х гг. жил
Мамай.
История с «Белым
Царём», идущим на Астрахань не выдерживает критики. Иван Грозный, при котором
Астрахань была взята, лично не бывал в этих местах, хотя русское войско
действительно собиралось в районе реки Царицы в 1554 г. Иоанно-Предтеченская
церковь была построена в 1664 г., на 110 лет позже похода на Астрахань. 
 

Устье Царицы. Слева виднеется уже Волга. Снимок конца XIX века.

Выводы 
 
«Что-то»,
конечно было, но мы, к сожалению, не можем знать – что именно. Была ли некая беглая
царевна или была только жёлтая вода, название которой переиначивалось на
русский – не знает ныне никто. Так что красивая история про батыеву царевну
имеет право на существование. Поверим ей — и пускай у нашего города будет своя легенда!