Угон машин в военном Сталинграде
Угон машин в военном Сталинграде

Угон машин в военном Сталинграде

Угон машин в наше время — дело неприятное, но привычное. Но вот похищение транспорта в военном Сталинграде — дело, которое на первый взгляд кажется удивительным. 
 
Сталинградская битва, помимо,
собственно, боевых действий, включает в себя и множество бытовых деталей и
эпизодов, не связанных с непосредственными боевыми действиями. В городе,
который ещё только готовился к обороне, осенью 1941 – весной 1942 года
особенной проблемой был вопрос об автотранспорте.
 

 

Сталинградская битва была ещё
впереди, но её горячее дыхание всё сильнее надвигалось на город. Воюющая армия
остро нуждалась в автотранспорте, а его категорически не хватало. Из за этого
произошёл ряд эксцессов, которые имели в городе большой резонанс, и дошли до
самого Городского комитета обороны. 
Впервые с острой проблемой
столкнулись в ноябре 1941 года. На территории Калмыкии (которая входила в зону
ответственности Сталинградского Городского комитета обороны) у секретаря обкома
партии солдатами Сталинградского гарнизона была отобрана машина. 10 ноября 1942
года Комитет обороны выпускает постановление (№61) в котором указывает: «Поручить
военному прокурору срочно провести расследование фактов, изложенных в
телеграмме секретаря Калмобкома тов. Лаврентьева и виновных в незаконном
изъятии автомашины и привлечь к строжайшей ответственности». Однако, военный
прокурор едва ли мог справиться с проблемой, которая быстро начала принимать
массовый характер. 
Угон автомашин в предвоенном Сталинграде
был делом вовсе не невероятным. Машины иногда отнимались военными, а часто
просто угонялись неизвестными. 4 ноября 1941 г. в адрес Сталинградского Городского
комитета обороны поступает Докладная записка начальника управления милиции НКВД
Сталинградской области «О фактах хищения автомашин из народного хозяйства». В
этой докладной записке сообщается ряд фактов:
26 октября 1941 г. на тракте
Сталинград – Бекетовка военнослужащими под силой оружия отобрана автомашина
ГАЗ-А, принадлежащая Кировскому райпищеторгу, из которой был высажен директор
торга. 
 

ГАЗ-А — одна из первых серийно производящихся легковых машин в СССР

30 октября 1941 г. от здания
Горкома ВКП(б) уведена автомашина М-1 Кировского райкома ВКП(б).
 

ГАЗ М-1 на дорогах войны: 1944 год, машина проезжает мимо колонны военнопленных

 
1 ноября 1941 г. в 20:45 со двора
дома по ул. Совнаркомовская, 22 угнаны на буксире две автомашины, технически
неисправные, требующие ремонта, прибывшие из Иловлинского РВК на ремонт в город
Сталинград. 
В ночь с 1 на 2 ноября 1941 г. из
гаража КОГИЗ похищена автомашина КИМ-10 (малолитражка), принадлежащая прокуратуре
Союза ССР.
 

КИМ-10 — довоенная малолитражка, проектировавшаяся как первый «народный автомобиль» в СССР, но не ставшая таковым из-за начала войны

2 ноября 1941 г. на Ковровской
улице из-за поломки чашки Гука стояла автомашина ГАЗ-АА, принадлежащая
строительству №10 НКПС. Шофёр автомашину оставил на улице, а сам ушёл в гараж в
поисках чашки Гука. При возвращении к месту стоянки машины не оказалось.
Последняя была неизвестными уведена на буксире. 
 

ГАЗ-АА, знаменитая «Полуторка», на фото — довоенной серии

2 ноября 1941 ш. в 20:00 угнали
автомашину ГАЗ-А, принадлежащую 280-му батальону связи, которая стояла у
центрального павильона. 
2 ноября 1941 г. в 23:00 за ж/д
переездом Ельшанка  шестью вооружёнными
красноармейцами была задержана легковая автомашина ГАЗ-А, принадлежащая
Аптекоуправлению, под управлением шофёра Землянского. После проверки документов
шофёр высажен и машина угнана. Эти же красноармейцы пытались остановить
неизвестную автомашину, и когда она не остановилась, по ней открыли стрельбу. 
4 ноября 1941 г. на берегу
горперевоза сержант Кузнецов из авиабатальона №70 остановил автомашину
ЗИС-101а, принадлежащую заводу «Красный Октябрь», высадил шофёра Плохотина, сам
сел за руль и раскатывалася по городу по личным делам.
 

У сержанта Кузнецова был хороший вкус! (на фото — ЗИС-101, ЗИС-101а внешне отличался немного другой радиаторной решёткой)

В записке также сообщалось: «Следует
отметить, что в отдельных случаях военнослужащие изъятие автомашин производят
ссылаясь на то, что будто бы водители этих автомашин не имеют стандартной
справки, подтверждающей принадлежность автомобиля. Указанные лица очевидно не
знают, что стандартная справка, предусмотренная приказом начальника штаба СКВО
от 24.08.1941 г. за №14/3038/3, должна быть только у машин войсковых частей, а
не у водителей автомобильных хозяйств. Требования работников милиции,
наблюдающих за транспортной дисциплиной, военнослужащими среднего и младшего
комсостава, а также рядовыми красноармейцами-водителями, не выполняются. Такое
положение с дисциплиной в автотранспорте в дальнейшем нетерпимо».
15 ноября Сталинградский
городской комитет обороны принимает очередное постановление за №71, в котором
сообщается: «Просить военного прокурора расследовать все факты, изложенные в
записке начальника областного управления милиции тов. Бирюкова, и принять надлежащие
меры по каждому случаю изъятия или отобрания автомашин». Впрочем, выполнение
этого постановления было делом почти нереальным: незадолго до этого командующий
57-й армией Рябышев издал приказ об изъятии автомашин, принадлежащих
учреждениям и предприятиям Сталинградской области – так что солдаты,
высаживающие водителей, руководствовались своими приказами. 
Несмотря на войну приказов разных
ведомств и начальников, область официально снабжала армию машинами. Так, 28 ноября
1941 г. СГКО «предложил» командиру 335-й стрелковой дивизии майору Фофанову «немедленно
передать начальнику облуправления НКВД тов. Воронину для истребительных
батальонов г. Сталинграда 15 грузовых автомашин на новой резине и одну машину
ЗИС-101, выделенные из народного хозяйства области ранее, для оперативных целей
гарнизона». 
 

 

Все эти истории закончились к
концу 1941 года, когда СГКО вынужден был отдать приказ о мобилизации
автотранспорта в армию – угонять больше ничего не приходилось: сдавали сами.