На фото — огромное деревянное судно, входящее из Волги в Царицу и напрочь перегородившее реку. Что это за монстр?
1870-е годы. Пойма полноводной Царицы, место, где сейчас стоит музей «Россия — моя история». Наверху — церковь Иоанна Предтечи. Это судно перекрывает место, где сегодня умещается большой детский городок и где люди свободно катаются на электросамокатах, ну и махина! Знакомьтесь: это — беляна.
Беляны — уникальное явление на Волге, самые большие речные суда в истории человечества. Беляна могла иметь длину до 100 метров и водоизмещение до 800 тысяч пудов (12,8 тыс. тонн)! То есть по размерам это было нечто уже сопоставимое с крейсером.
Более того: беляна была одноразовым судном! Их собирали в верховьях Волги, в Вятском и Пермском краях и вместо плотов сплавляли по Каме и Волге.
Эпоха белян на Волге — это вторая половина XIX века. Уже в первые годы нового, ХХ столетия, появляются альтернативные, более эффективные способы доставки больших масс леса по Волге — на плотах, ведомых пароходами-буксирами. В конце XIX века идея заменить беляну на дорогой буксир казалась абсурдной. Первый человек, который решился на это — Пётр Максимов, купец и промышленник из Ростова-на-Дону, имевший в Царицыне огромный лесопильный завод (в будущем — завод им. Куйбышева). Он не побоялся расходов, попробовал — и оказался в абсолютном выигрыше. Однако беляны продолжали собирать и после этого.
Огромное количество белян конечным портом своего назначения имели Царицын. Здесь эти суда разбирали полностью, до гвоздя, чтобы распилить на многочисленных лесопильных заводах города, а команда беляны (от 20 до 80 человек) возвращалась обратно по берегу.
Беляны ходили по Волге до 50-х годов, когда русло реки было перегорожено каскадом ГЭС и такие огромные суда уже более не могли ходить по реке