Часть IV. Автомобильная повинность
Продолжение
ч.2 Проблемы первых дней войны
ч.3 Царицане в Германии — немцы в Царицыне
Отношение к начавшейся мировой войне в самое первое время было довольно благодушным. Протест как таковой выражался в то время, в основном, со стороны двух «партий». Первая группа протестующих – женщины из малообеспеченных семей, чьи мужья были призваны на фронт. Часть женщин из этой группы стали искать себе работу (что было всё ещё нехарактерно для тех времён), часть стали митинговать, участвовать в столкновениях с полицией. Второй группой были различные оппозиционные партии, пытавшиеся в условиях начавшихся военных действий зарабатывать себе на военной теме дополнительные «очки». Остальное же общество надеялось на скорейшее завершение военных действий и верило в скорую победу. Тем не менее, на уровне практических действий отношение горожан очень сильно различалось.
Лакмусовой бумажкой, выявившей истинное отношение богатых граждан Царицына к войне, стала реквизиция автомобилей. Это было поистине тяжёлое испытание. Понятно, что автомобиль в те годы – явление, в общем-то, уникальное. Первые частные машины появились на улицах города где-то в 1909-1910 году и казались королевской роскошью. Автомобили – гордость владельцев, несбыточная мечта среднего горожанина, предмет страстной зависти, очень редкое явление. По законам же военного времени автовладельцы обязывались… сдать свою гордость государству на военные нужды! В конце июля 1914 г. газеты Царицына пишут: «В Царицыне получено предписание представить в Саратов свои автомобили следующим владельцам таковых: А.К. Воронину, Г.И. Воронину, А.А. Репникову, Серебряковым, Л.П. Смолянинову, П.Г. Абрамову, А.И. Букатину, В.М. Миллеру, В.Ф. Лапшину и другим. За автомобили будет выдаваться по оценке до полутора тысяч рублей». В списке сплошь – известные фамилии. Насколько значительной была такая компенсация? Всё, конечно, зависело от марки машины. Например, автомобили марки «Рено» или «Опель» стоили в среднем где-то около 5000 рублей. Более дорогие машины могли стоить до 7-8 и более тысяч. Таким образом, выплата суммы «до полутора тысяч» едва ли покрывала 1/3 – 1/4 цены.
Опель 4/8 PS выпуска 1909 -1910 года. Стоил в России около 5 тыс. рублей. Подлежал реквизиции
Разумеется, такой подход не у всех скрашивался патриотическим настроем.
В те дни в городе обсуждали поступок В.Ф. Лапшина, чей автомобиль как раз попал в саратовский список подлежащих реквизиции. Согласно принятому порядку, реквизированные в Царицыне автомобили пароходами отправлялись в Саратов. Обычно городские власти, стараясь ускорить решение вопроса, посылали машины с первым же пароходом, уходящим в саратовском направлении. Реквизированный автомобиль Лапшина был доставлен на пристань и первым? отходившим на Саратов пароходом оказался пароход общества «Русь». Особенностью ситуации было то, что основным владельцем и распорядителем «Руси» был как раз В.Ф. Лапшин. За перевозку автомобилей власти платили деньги. Агент общества «Русь», узнав, что их пароходом отправляется автомобиль, реквизированный у его же хозяина, запросил за эту услугу 40 рублей, тогда как обычной ценой в такого рода деле была сумма в 25 рублей. Городские власти, уповая на патриотические чувства Василия Фёдоровича, обратились к нему с просьбой о скидке. Мол, помоги, друг, отчизне – свой-то автомобиль если не бесплатно, то хоть со скидкой отвези! На это В.Ф. ответил отказом. Было припомнено ему всё – и малое число пожертвований, и то, что служащим своим, призванным на войну, он не заплатил воинского пособия, как это сделали большинство промышленников. Но нет, Лапшин взял с государства в тот раз запрошенное агентом – 40 рублей.
Аналогичная «автомобильная мобилизация» постигла русскихне только в России. В Германии русские туристы, путешествовавшие на своих авто, первыми, ещё за несколько недель до начала войны, подверглись реквизиции своих машин. Так, 17 июля, известный русский хирург Фёдоров, возвращавшийся в Россию на собственном автомобиле, был задержан у Кенигсберга, причём автомобиль был у него реквизирован, правда, с выплатой полной стоимости машины (война на тот момент ещё не началась). Такие же меры были предприняты в отношении всех русских машин, оказавшихся в Германии в июле 1914 года.
Между прочим, избавление от машин, случившееся с некоторыми видными коммерсантами в 1914 году стало своеобразной прелюдией к событиям, которым надлежало случиться позже, всего лишь через три года. Впрочем, об этом тогда никто ещё и не догадывался.