Попалась редкая фотография Царицынских пристаней (ну, по крайней мере, я её увидел впервые).
Снято с Зацарицынской части, фотограф стоял где-то недалеко от современного «Гасителя», скорее всего с какой-нибудь крыши пристани. Вдали виднеются три церкви. Та, что правее — Свято-Троицкая церковь, построенная в 1720 году. Левее неё, на переднем плане — Иоанно-Предтеченская церковь 1664 года постройки (она стояла не там, где сейчас, а чуть ближе к Волге, к совр. ресторану «Маяк»). За ней (на кадре сливаясь с ней) — Успенский собор, построенный в 1718 году — главный храм Царицына на протяжении двухсот лет — вплоть до открытия Александро-Невского собора. Кстати, стройка самого Александро-Невского собора чуть видна по левому краю фотографии.
Да, Волга имела немного другой вид, чем сейчас!
Конечно, главный речной и железнодорожный груз Царицына — это лес. Его везли с Камы, Вятки, Чусовой (в навигацию приходило по несколько судов с лесом в день) и отправляли дальше. Крупнейшие царицынские купцы (те же Шлыковы) — лесоторговцы. Но были и другие грузы. Недавно мне попалась статистика грузооборота муки в 1908 году (по главным пристаням Саратовской губернии), тыс. пудов.
Отправлено вверх |
Отправлено вниз |
|
Сарепта |
2354 |
0 |
Царицын |
4503 |
1256 |
Дубовка |
516 |
231 |
Камышин |
3058 |
386 |
Саратов |
4007 |
4983 |
Вольск |
150 |
344 |
Хвалынск |
490 |
49 |
Как видно, по отправлению муки вверх, Царицын — даже крупнее Саратова, вниз — второй. На третьем месте — Камышин.
И такие огромные грузообороты шли без строительства какого-то систематически организованного речного порта. Впрочем, Царицын развивался очень быстро…