Говоря о царицынских сандриках, мы уже рассмотрели два их образца – в зданиях по ул. Ковровская, 20а и Балашовская, 13. Что важно: оба эти здания стоят в Ворошиловском районе Волгограда.
Теперь мы затронем одну из загадок царицынской архитектуры, вопрос, ответа на который на данный момент нет. Вопрос этот заключается в том, что у Царицына было как минимум две мало связанных друг с другом архитектурные школы (мы сейчас ставим вопрос узко и говорим пока только про сандрики, а там, в общем-то бездна вопросов!). Все вот эти сухарики, арочки и прочие такие «ламповые» элементы, о которых мы успели поговорить, массово представлены именно за Царицей (т.е. в Ворошиловском районе) и… практически отсутствуют в центре! В центре всё другое!
Ряд окон второго этажа на ул. Островскую
Вот простой пример: дом по ул. Островского, 3, бывший дом купца Сусоколова. Он был построен в 1870-е годы и имел изначально два этажа (третий этаж – плод тяжёлых родов советских строителей 60-х гг., про него мы говорить пока не будем).
Замковые камни расположены по-разному
Сандрики первого этажа здесь очень простые, решённые в форме небольших плоских кирпичных узоров. А вот окна второго этажа оформлены очень мощно! Парадное оформление имеют две стены – на ул. Островского (бывшую Базарную площадь) и на ныне тупиковый проезд слева от главного фасада, бывшую ул. Софийскую.
Замковый камень внизу
Кирпичная резьба сандриков здесь принципиально другая, ни в чём не похожая на рассмотренные нами ранее образцы Зацарицынской части города! Да, они тоже выведены кирпичной резьбой, но резьбой более грубой, выразительность же достигается здесь за счёт других средств. Эти сандрики совершенно другие и по основным элементам (никаких сухариков!), главное: их центральный элемент (имитирующий замковый камень) – вставка из гипса. Для Зацарицынской части такое решение абсолютно нехарактерно.
Замковый камень вверху
Интересно то, что эти самые «замковые» гипсовые камни расположены на разных окнах не просто в линию, а разыгрывают на фасаде целую игру.
Угол. Все замковые камни здесь верхние
На «базарную» сторону дома выходит 7 окон, причём у трёх центральных гипсовая вставка располагается на нижней части сандрика, а у 4 крайних (по 2 с каждой стороны) – на верхней части.
Софийская сторона
На «софийскую» сторону выходит 11 окон. Три крайних (с обеих сторон) имеют «замковый камень» в верхней части сандрика, 4 «средних» (также по два с обеих сторон) – в нижней части, а центральный, нечётный, и потому не имеющей пары сандрик, здесь уникален. Там нет никакого гипсового камня, а просто сделано кирпичное кольцо. Неожиданное решение! Но обрамление этого кольца совершенно не похоже на кольца Балашовской, 13.
Центральный сандрик с кольцом
Когда-то все гипсовые элементы были выкрашены в белый цвет, в то время как само здание оставалось краснокирпичным.
Фото здания в 1870-е гг.
В общем, можно сказать, что это – совершенно другой стиль и в дальнейшем, рассматривая различные образцы, мы будем всё больше убеждаться в этом. Такое значительное стилистическое различие в архитектуре двух районов одного города технически объясняется, скорее всего, разными артелями, которые строили дома на той и на другой стороне Царицы. Но «объяснение» это, увы, ничего не «объясняет» по существу. Будем разбираться!