Геральдическая история Волгограда
Геральдическая история Волгограда

Геральдическая история Волгограда

Казалось бы, герб города – один из самых заметных его символов. Разве может герб города быть загадкой? Если он есть и активно используется – он всем известен и на его счёт не бывает никаких сомнений. Однако все эти вроде бы логичные рассуждения оказываются ошибочными, когда мы заговариваем о гербе Царицына.
История Царицына (как и современная история Волгограда) знает много различных городских символов, некоторые из которых были гербами, но официально ими не являлись, или же были приняты официально, использовались как гербы, но гербами не были. Эта проблема проходит через века, и по сей день история Волгограда испытывает большие геральдические сложности.
 
Первый герольдмейстер
Средневековая Россия гербов, как таковых, не имела. Пожалуй, самым первым российским символом, который использовался как герб, был родовой знак династии Рюриковичей – трезубец, позже появился, как наследие Византийской империи, двуглавый орёл. Гербов же у городов не было до времён Петра I. 
С возникновением первых элементов городского самоуправления в начале XVIII века городам (для печатей, официальных документов и т.п.) начинают требоваться отличающие их символы. Для разработки геральдической системы Пётр I приглашает в Россию из Италии герольдмейстера графа Франческо Санти (в России известного как Франц Матвеевич Санти). Задача перед Санти была поставлена масштабная – для городов России нужно было придумать сотни гербов! Необходимость создания гербов в сжатые сроки в больших количествах, а также плохое знание Санти  географии и традиций России, привели к появлению ряда курьёзов.  

Франц Матвеевич Санти

 

Так, город Коломна обязан плохому знанию графом русского языка изображением на своём гербе колонны. Город Великие Луки получил герб с тремя большими луками, а город Глазов – герб с огромным глазом. Творчество Санти привело к тому, что гербы многих российских городов представляют собой и вовсе загадку. На гербе Смоленска изображена райская птица, а на гербе Пскова – барс, хотя барс никогда не водился в псковских лесах! 

 

Гербы городов Глазова и Серпухова
На гербе города Серпухова изображён павлин. Чем это можно объяснить? В иной литературе встречаются такие «объяснения». Якобы в геральдике павлин в гербе означает славное воспоминание о победе над тщеславным и гордым врагом. Серпуховский павлин должен, по идее, напоминать об одном из поражений врагов России под стенами города. Но что же это за поражение? Этого, разумеется, никто не знает. На самом же деле всё намного проще. В 1720-е годы из Герольдмейстерской конторы по городам была разослана анкета о наличии у города какой-либо символики, а в случае отсутствия таковой – содержалась просьба о присылке сведений о городской флоре, фауне, составе населения, истории и каких-либо особенностях. Из городской канцелярии Серпухова пришел ответ об отсутствии у города своей символики. Было также указано, что город ничем не знаменит и не примечателен, однако неподалеку расположен монастырь, а в «монастыре оном» разводятся павлины, «в отличие от других близколежащих мест». Вот и нарисовал Санти Серпухову павлина на гербе, на сотни лет.
Санти работал над гербами до 1727 года. В 1727 году он оказался замешан… в заговоре. Его отстранили и даже арестовали, правда, потом он был оправдан и продолжал жить в России, но геральдикой больше не занимался. 
Герб Царицына
Возможно, если бы чиновники Царицына поторопились бы, Санти нарисовал бы на городском гербе царевну. Но, к сожалению, история Волгограда так и не обрела красавицу-девицу в качестве городского символа. Документы из Царицына, направленные в ответ на запрос Санти, поступили в Герольдмейстерскую контору уже после его ареста, когда все работы были фактически прекращены. 
После отстранения Санти работа над созданием новых гербов для городов была остановлена. Однако вскоре герботворчество получило новый толчок. В конце 1720-х годов, при Петре II, возникает идея создать гербы для различных полков императорской армии, чтобы эти гербы изображать на знамёнах. Предполагалось, что эти гербы будут также использоваться городами, в которых расквартированы сами полки. Эта идея начинает воплощаться в жизнь.
В начале XVIII века в Астрахани был сформирован полк, которым командовал некто Селиванов (и полк первое время назывался поэтому «Селивановским»). В начале 1727 года было решено перевести Селивановский полк в Симбирск, и полку было присвоено наименование «Симбирский». Однако потом решение поменялось, и полк должен был направиться в Царицын. Соответственно, название у него поменялось ещё раз – и стал он «Царицынский». В 1764 году этот полк будет расформирован, однако в 1730-м году для него был разработан герб, ставший, фактически, первым гербом Царицына и прототипом всех последующих модификаций городского герба.
В Знаменном гербовнике, утверждённом 8 марта 1730 года, указывалось, что герб Царицынского полка состоит из двух белых осетров на красном поле. Иногда пишут, что перекрещенные осетры символизируют место впадения Царицы в Волгу, то есть две реки, на которых стоял Царицын. Это возможно, но маловероятно. С учётом «глубины» геральдической мысли того времени, скорее всего сведения об осетрах, в изобилии водившихся тогда в Волге, были получены из Царицына по запросу Санти. Как и все гербы того времени, царицынский так же едва ли нёс какой-либо сложный подтекст.

Эмблема Царицынского полка

В начале XIX века, после вхождения Царицына в состав Саратовской губернии, начинает неофициально использоваться другой герб города: разделённый на две части щит, в верхней части которого – Саратовский герб, три серебряные стерляди на синем поле, а в нижней части – Царицынский: два серебряных осетра на красном поле. Этот герб будет применяться всю первую половину XIX века, без официального утверждения его императорским указом. Вообще деление гербов уездных городов на две части, где вверху был герб губернской столицы, а внизу – собственно, самого города, было новшеством и грубым нарушением всех геральдических норм. Однако подобная система продержалась в России долго, около ста лет. 
К 1830-м годам в описании герба Царицына происходит изменение: осетров заменяют на стерлядей. Поскольку используемый герб города существовал неофициально, невозможно установить, почему так случилось, и кто стал инициатором изменения породы рыб на щите. Но именно с тех пор на городском гербе были не осетры, а две перекрещенные стерляди. 

 

В 1849 году проводится ревизия городских гербов и выясняется, что многие города, в том числе и Царицын, используют никем не утверждённые гербы. Начинается переработка гербов на государственном уровне. 
Особенной глубиной знаний в области геральдики отличились столичные художники, работавшие над царицынским гербом в 1849 году. Вообще, они полагали, что название города «Царицын» происходит от какой-то неведомой им царицы (ещё раз вспомним про Санти!). Поэтому ими был предложен очень  необычный проект герба Царицына. В верхнем поле его остался давно утверждённый герб Саратова, а в нижнем – императорская корона.

Разумеется, этот проект был отклонён, поскольку высший символ государственной власти – корона императора, попала на уездный уровень, в нижнюю часть герба, ниже герба губернского города. Разумеется, этот проект был отклонён, а в дальнейшие доработки на место короны вернули стерлядей и, наконец, 16 декабря 1854 года, указом Сената для Царицына был утверждён постоянный герб.

 

 

 

 

Именно герб 1854 года с последующими доработками, мы и привыкли видеть в разных изданиях в качестве герба Царицына. Этим мы обязаны, вероятно, сериям значков со старинными гербами городов, большими тиражами выпускавшимися в СССР и публикациями гербов на страницах крупных советских журналов 80-х гг. (например, журнала «Наука и жизнь»). Между тем, на царицынской каланче 1897 года изображён совершенно другой герб. 

Герб закреплён в центре главного фасада

 Вид герба на царицынской каланче. Как видно, две рыбы не перекрещены здесь, а плывут одна за другой. Нет и горизонтального деления щита

 

Действительно, в 1865 году в России под руководством герольда Бернгарда фон Кёне, была проведена большая геральдическая реформа. Гербы приобрели другую форму и были полностью пересмотрены. Губернский герб для гербов уездных городов сместился в верхний левый угол, а герб самого города занял основное место. 

 

Примечательно, что на гербе Царицына, выполненном по проекту Кёне, были изображены осетры, а не стерляди, и располагаться они стали не крестообразно, а диагонально, как бы проплывая одна за другой из правого верхнего угла в левый нижний. Этот герб был утверждён для Царицына 16 марта 1865 года и просуществовал до 1918 года. 

Альбом с изображениями гербов городов Саратовской губернии, подаренный губернатору М.Н. Галкину-Враскому, 1879 г. Хранится в экспозиции Саратовского областного музея краеведения 

Герб Царицына внизу, рядом с ним — герб Камышина

Интересно то, что герб 1865 года использовала и Советская власть: в 1918 году,  в условиях острой нехватки денег в городе были выпущены местные кредитные билеты с осетрами. Это был последний официальный случай использования герба Кёне.
Герб Волгограда
Можно отметить, что герб Кёне никем никогда не отменялся, а факт его использования Советской властью может быть рассмотрен как узаконивающий его использование и после революции. Все последующие годы Царицын, после – Сталинград и даже Волгоград жили под гербом Кёне, который всё это время смотрел на город с камня, вставленного на фасаде здания каланчи. Впрочем, фактически Советская власть гербов не признавала и история Сталинграда герба официально не знает. 
Идея вернуть городам страны гербы возникла в СССР в середине 60-х годов. Соответственно, вопрос о создании герба Волгограда был поставлен в постановлении исполкома Волгоградского городского Совета депутатов трудящихся «О гербе города-героя Волгограда» от 10 января 1966 года. Этим постановлением бы объявлен открытый конкурс проекта герба. Постановление оговаривало, что в гербе Волгограда должны быть отображены героические подвиги Красного Царицына и Сталинграда, а также созидательный труд горожан после войны. В итоге победил проект группы художников из Художественного фонда (Е.Б. Обухова, Г.Н. Ли, А.Г. Бровко и Г.А. Ханова). Несмотря на то, что над новым гербом трудилось ни много, ни мало четверо маститых художников, проект получился абсолютно шаблонный, включающий в себя стандартный перечень элементов советских гербов того времени: колосья и шестерёнки (на сотнях советских гербов крайне сложно, если вообще возможно, найти герб без колосьев и шестерёнок). В верхней части были изображены зубья крепости и заезда героя, которой награждён город. Щит был разделён горизонтально лентой медали «За оборону Сталинграда». Этот герб (скорее, эмблема, нарушающая правила геральдики) был утвержден 4 марта 1968 года, решением Волгоградского городского Совета народных депутатов. 

 

К началу 2000-х годов, с развитием в России современной геральдической системы, стало очевидно, что нарушающая правила геральдики эмблема 60-х годов нуждается в замене. Этот вопрос уже ставился на рассмотрение Городской Думы, однако никакого решения так и не приняли. Проект современного герба города, который проходил различные слушания и считается наиболее вероятным, разработан известным волгоградским художником Владиславом Коовалем. Им был разработан не один, а целых три варианта герба – большой, средний и малый его варианты для различных надобностей. 

Большой герб

 

Новый герб пытается сочетать царицынскую и сталинградскую историю. Наряду с царицынскими осетрами на гербе появились ленты ордена Ленина и медали «За оборону Сталинграда», звезда героя, стрельцы и солдаты. Между тем, осетры на новых проектах перекрещены — то есть имеется попытка вернуть город к геральдическому состоянию до Кёне.

 

Средний герб

 

Малый герб

 
На общегородском совещании, рассматривавшем герб города в декабре 2014 года, в проекты Коваля были внесены некоторые изменения. На большом гербе предлагалось заменить противотанковое ружьё на винтовку-трёхлинейку; на большом и среднем гербах убрать ленту медали «За оборону Сталинграда», т.к. этой медалью город не награждён, а вместо неё поставить ленту ордена Ленина, которым город награждён; звезду Героя переместить вверх или включить в щит (на всех вариантах герба), соответственно и на малом гербе должна появиться звезда Героя. По поводу звезды были возражения, т.к. такое её расположение соответствует геральдическим требованиям больше, чем расположение где-то вверху. Корона же над гербом (звучали вопросы) универсальна и означает главный город региона.
История Волгограда не может предъявить нам какого-либо всем понятного, не менявшегося веками символа города, который был бы однозначно воспринят сегодня всеми слоями населения. Именно поэтому город сейчас находится в состоянии некой «геральдической паузы», когда старый герб решено отменить, а новый — никак не примут. Но рано или поздно эта «пауза» завершится.