Горельефы Дома профсоюзов
Горельефы Дома профсоюзов

Горельефы Дома профсоюзов

История Волгограда (Сталинграда) знала несколько зданий, в которых размещались профсоюзы. В довоенный период «Дворец Труда» квартировал по различным дореволюционным зданиям, а в послевоенный период, как известно, для областных профсоюзов было построено отдельное здание, ставшее одним из самых ярких в центре Волгограда. «Дом профсоюзов» — это наиболее часто используемое наименование, кроме него можно также встретить: «Дом Союзов», «Дворец культуры профсоюзов», «Дворец профсоюзов», «Дворец труда».
 

 

Строительство Дома профсоюзов началось в 1951 г., а завершилось в 1957 г. За это время успела смениться историческая эпоха, что внесло некоторые коррективы и в само здание. Архитекторами Дома профсоюзов выступили В.Е. Масляев и Ф.М. Лысов, а художниками — Ю.И. Боско (по всей видимости, он и является главным автором горельефа), Н.Ф. Бароха, М.Я. Пышта. В данной статье мы заострим своё внимание лишь на одной детали — роскошном горельефе, протянувшемся по фронтону здания. 
 
Сам горельеф стал настолько привычен для взгляда прохожих, что на него редко обращают внимание. Снизу он воспринимается, скорее, как некий узор, хотя на самом деле горельеф полон сюжетов и деталей. Присмотримся же к нему повнимательнее. 
 
Горельеф делится на правую и левую части, которые разделены лозунгом: «Труд в СССР — дело чести, доблести и геройства» с венчающим его профилем Ленина.
 

 

Приведённая цитата, как известно, принадлежит Сталину, очень может быть, что в этой связи именно профиль Сталина, а не Ленина, и должен был венчать здание, но, как уже указывалось выше, за время строительства здания сменилась эпоха и цитата осталась без подписи. Идея размещения горельефов на профсоюзном здании, изображающих сцены труда, встречается не только в Волгограде, но и в других местах, например, в Ростове-на-Дону. 

Левый и правый горельефы на здании абсолютно одинаковые, они в точности копируют один другой (не зеркально, а именно в точности). 
 

Левый горельеф 

Правый горельеф

Каждый горельеф содержит в себе двадцать одну фигуру, семь из которых являются женскими, а, соответственно четырнадцать — мужскими. Фигуры объединены в шесть тематических групп, размещённых на некоторой дистанции друг от друга, каждая группа включает в себя от трёх до шести фигур. Поскольку здание изначально строилось именно для профсоюзов, большая часть фигур изображает различные производственные сцены.
 
Первая группа — военные. Она изображает трёх мужчин: лётчика, танкиста и моряка. Моряк держит в руках бинокль и флажок.
 

 

По всей видимости, первая группа указывала на недавнее военное прошлое, от которого осуществляется переход к мирному времени.

 

Вторя группа по смыслу связана с первой, изображая солдата в каске, продолжающего «военную» линию. Однако солдат положил руку на плечо мальчику, а мальчик протягивает солдату… шестерёнку. Некоторая нелепость сюжета объясняется общим замыслом: солдат возвращается к мирной трудовой жизни и начинает трудиться на заводе, ведь в его отсутствие там трудились женщины и дети. Третья фигура из этой группы мало выразительна. Изображая, по всей видимости, молодого рабочего, она возникла здесь, скорее всего, для «балансировки» всей группы.

 

Третья группа изображает сельскохозяйственный труд. Две женщины торжественно несут богатый урожай пшеницы, за ними идёт пионер с урожаем корнеплодов (не совсем понятно, каких именно) и, возможно, капусты. Всю группу возглавляет третья женщина, которая пожимает руку встречающему их мужчине, вероятно начальнику. 

 

Четвёртая группа изображает строительство. Мужчина-инженер сидит на кирпичной кладке и держит в руках чертёж. Чертёж придерживает женщина в туфлях на каблуках. Оба они смотрят вдаль, скорее всего на строящийся объект. К ним примыкают фигуры со стройки. Мускулистая женщина в майке, фартуке и рукавицах и вторая, скорее всего — штукатур или маляр. 

 

Пятая группа — сталевары. Группа состоит из трёх фигур. Два сталевара около ковша для разливки стали и, вероятно, инженер, рассматривающий готовый образец. 

 

Шестая группа самая сложная. Она состоит из трёх не очень связанных между собой фигур: мужчины с отбойным молотком, женщины с бумагой и опять сталевара. У мужчины на голове каска с фонарём, что свидетельствует о том, что он — шахтёр. Сталевар стоит немного отдельно от группы, так, что можно предположить, что он символизирует седьмую тему, состоящую из одной фигуры. 

 

Все фигуры выполнены очень реалистично. Несмотря на значительную удалённость от зрителей, авторы не экономили на деталях, тщательно выписав черты лиц, включая даже такие элементы как веки и губы персонажей. Горельефы местами довольно сильно отходят от стены, головы некоторых персонажей отделяются от неё почти полностью. 

 

Горельефы Дома профсоюзов в Волгограде — полностью оригинальная авторская работа. Во многом благодаря им здание приобретает свой характерный, неповторимый облик.