История Волгограда и Волгоградской области иногда проявляет себя через чудом уцелевшие строения, которых, согласно простой логике, сохраниться не должно, но тем не менее, они есть.
В станице Качалинской Иловлинского района Волгоградской области стоит одинокая колокольня. Церковь, к которой когда-то была пристроена эта колокольня, давно утрачена. Между тем, строение это относится к XVIII веку и относится к периоду процветания Области Войска Донского, к которой и принадлежала станица. До Дона отсюда всего два километра. Кстати, наши экскурсии по Волгограду и Волгоградской области заезжают и сюда!
Вообще Качалино занимало очень выгодное географическое положение. В те времена, когда железные дороги ещё отсутствовали, здесь проходила знаменитая Переволока — торговый путь между пристанями Волги и Дона, начинавшийся у Дубовки и заканчивавшийся здесь. В 1840-е годы сюда была проведена Дубовско-Качалинская железная дорога, одна из первых железных дорог России. Это важное обстоятельство сыграло в истории развития станицы не последнюю роль.
Так выглядела когда-то Троицкая церковь в Качалино. Источник
Первоначально деревянная церковь была возведена в Качалинском городке в 1693 году. Впрочем, та церковь была, скорее всего, разрушена во время подавления Булавинского мятежа (1708 г.), станица возродилась и стояла на прежнем месте до 1781 года, когда была перенесена повыше от Дона. В 1723 году в станице проездом побывал Пётр I.
Общий вид храма
Торжественная закладка нового храма — (который по-прежнему был Троицкой церковью), произошла 16 июня 1786 года. Строительство шло около семи лет и в 1793 году храм, на тот момент ещё однопрестояльный, был введён в эксплуатацию. Церковь по своей архитектуре получилась необычная, она заметно выделялась на фоне многих донских храмов и тяготела к Барокко. Станица была довольно большая — около 2000 человек (в 1915 г. её население достигало 6,5 тысяч жителей, ныне — около 440 человек) и однопрестольного храма не хватало. В этой связи в марте 1815 года станичники направляют в Войсковую канцелярию письмо с просьбой о разрешении перестройки церкви — к ней хотели пристроить два придела, с севера и с юга. Разрешение получается, в 1820 году начинаются работы, в 1821 году церковь обрела свой окончательный вид.
В итоге получился пятиглавый храм, которому из императорских средств был подарен серебряный ковш и колокола. В общей сложности колокольня имела 14 колоколов, два больших весили 180 и 205 пудов.
Взгляд с восточной стороны. Внизу виднеется уцелевшее основание здания церкви
Нижний ярус. Слева выступает небольшой уцелевший фрагмент северной стены храма
На колокольне до сих пор сохраняются элементы декоративного оформления
Закрытие храма произошло в 1937 году, когда с него были сняты колокола. Здание храма было взорвано, однако колокольня уцелела. Впоследствии её использовали как пожарный и как военный наблюдательный пункт. Сохранился и церковный фундамент, который до сих пор выступает на поверхности земли рядом с колокольней.
Начало винтовой лестницы. Ступени кое-где также разрушены
Продолжение лестницы на верхние ярусы
Так сегодня выглядят два верхних яруса колокольни
Полы давно провалились. Где-то здесь когда-то висели колокола
Верхние два яруса изнутри ничем не перекрыты, в связи с чем находиться здесь опасно
До середины 90-х гг. колокольня имела главу и крышу, которые, однако, сгорели от удара молнии. Изначально в колокольне было три яруса. Внутри до сих пор сохраняется каменная винтовая лестница, ведущая наверх, однако деревянные перекрытия давно разрушились и обвалились вниз. Просто так попасть на винтовую лестницу нельзя, поскольку начинается она только с уровня второго этажа (в церковное время к ней подводили конструкции внутри самого храма). Подниматься вверх также нежелательно в связи с возможной угрозой для жизни (большая высота при отсутствии ограждений).
Самый верх, выше — только небо
В настоящий момент колокольня представляет собой необычный и яркий памятник прошлого. Не законсервированная, предоставленная дождю, снегу и всем ветрам, она постепенно разрушается и нуждается в мероприятиях по предотвращению её дальнейшего разрушения.