История \»банного\» моста.
История \»банного\» моста.

История \»банного\» моста.

Есть на территории Краснооктябрьского района, а точнее на территории завода «Красный Октябрь»железнодорожный мост.Мост этот построен ещё до революции, перенёс войну, в последствии восстановлен и существует в наши дни. А теперь поподробнее.
 
 
Мост этот интересовал давно, но «толчком» послужила открытка приобретённая Р.Греховым (скан ниже). Существует миф что на красном октябре дореволюционного ни чего не осталось кроме баррикадской застройки нижнего и верхнего посёлка, оказалось что это совсем не так.
История "банного" моста.
Открытка из коллекции Р. Грехова
 
 
История его постройки уходит к годам основания завода»Урал-Волга», который был заложен в 1897году. Завод ускоренно ширился и развивался и возникла необходимость соединения внутренней железнодорожной линии с общероссийской через Волго-Донскую железную дорогу.Камнем преткновения стал «Банный овраг».Овраг имел большую глубину около 25 метров и ширину около 80.
При подборке проекта остановились на проекте швейцарского моста в Сент-Готарде.Того самого, легендарного, покорённого А.Суворовым в своем походе.Это был уже второй подобный мост в России.Первый был возведён на ветке Юго-Восточной железной дороги в липецкой области и носил название Воргольский виадук.
Начальником строительства был назначен инженер А.Д.Асеев, строительно-монтажные работы выполнял рязанский машиностроительный и мостовой завод Антоновича и Голеневича.Строительство началось в двадцатых числах августа 1898 года, и ускоренными темпами продолжалось немногим больше трех месяцев.Уже в конце ноября мост был готов, и 1 декабря 1898 года прошли его успешные испытания.
Газета «Волго-Донской листок»так описывает постройку «Мост имеет две железные клёпанные колонны на головках которых располагаются три решетчатые фермы.Работа кажется в высшей степени изящной и ажурной, несмотря на дюймовые заклёпки»
История "банного" моста.

Мост увеличение

1 декабря 1898 года прошли испытания моста.Созданная комиссия приёмки во главе инженера-контролера Митрофана Александровича Навроцкого и начальника участка путей сообщения Юго-Восточной железной дороги Николая Ивановича Тихвинского, а так же инженера-технолога А.А.Булыгина, директора завода»Урал-Волга» инженера Герцога и представителей завода инженера Дюрьо и Дюфур, признан годным к эксплуатации. Испытание проводили нагрузкой в два 8-колесных паровоза весом по 5000 пудов каждый и шести наполненных цистерн.
Габариты моста получились внушительные, длина 50 саженей, высота 15.В современной метрике длина около 100 метров, высота около 30.
По началу мост использовался только для грузовых перевозок товаров и материалов завода.Но назревал и вопрос пассажирских перевозок.»Население»завода стремительно росло, требовалось сообщение с городом.На тот момент сообщение сводилось к найму извозчика или другого гужевого транспорта, пешком, да маленьким пароходиком «Астраханского пароходства» под названием»Татарчонок».Последний работал с большим перегрузом и представлял опасность для пассажиров.
В конце 1899 года общество «Урал-Волга» подаёт прошение об открытии пассажирского сообщения.Его удовлетворяют.И уже в конце мая 1900 года состоялось открытие.»Урал-Волга» обязалось платить 13000 рублей ежегодно Юго-Восточной железной дороге за «бесплатных» пассажиров, семейные не имеющие квартиры при заводе имели бесплатный проезд, с остальных взималась оплата.
Мост благополучно дожил до войны.После авианалётов август-сентябрь 1942года сгорел поселок «Русская деревня». Местные жители прятались в щелях и землянках отрытых в «Банном овраге», и именно под этот мост ходили за водой в родник.Сам мост считался стратегическим и его обороняла батарея ПВО.
Битву он перенес относительно благополучно и после ремонта был вскорости восстановлен. Недалеко от него, в устье «Банного оврага», как и до войны, организовалась стоянка плотов для лесозаготовки.

История "банного" моста.

Стоянка плотов
История "банного" моста.

Устье «Банного оврага»

 
 
Завод ширился и развивался, требовались площади для открытия новых цехов и мощностей.Овраг очень мешал и подлежал уничтожению. В конце пятидесятых годов началась его засыпка. Засыпали отходами производства и грунтом со строительства новых объектов района. Уже в 1968 году отпраздновали открытия нового цеха ЭСПЦ-2, который частично стоит на овраге, и цеха ООЦ(ЦОМП 2 ныне) стоящим сегодня за «банным мостом». Но мост «пережил»и это, верхняя его часть так и осталась на поверхности и остаётся до настоящего времени.Частично остались и ограждения его»дожившие»до наших дней.
История "банного" моста.

Мост сегодня
Вот такой артефакт имеется на Красном Октябре, незаслуженно забытый, который отметит 1 декабря 2015 года свой 117 день рождения.

 
2.11.2015г Г.Ермолаев
 
 
П.С. Огромное спасибо Ростиславу Грехову за предоставление скана.

При полном или частичной копировки статьи ссылка на сайт размещения обязательна!!!