История

  • ЦАРИЦЫН
  • СТАЛИНГРАД
  • ВОЛГОГРАД
  • ГУБЕРНИЯ
  • cтатьи о Царицыне

    Завод Максимовых

    На территории бывшего завода им. Куйбышева, на Тулака, стоят два дореволюционных здания. В одном из них располагалось в своё время заводоуправление, в другом - котельная. Когда-то завод, получивший впоследствии имя Куйбышева, принадлежал знаменитому на всю Россию купцу (сегодня бы сказали - "олигарху"!) Петру Романовичу Максимову.



    Сам П.Р. Максимов был из Ростова, там и располагалась его "штаб-квартира", а по многим городам России стояли его лесопильные заводы. Был такой завод и в Царицыне.

    Согласно "Указателю фабрик и заводов Европейской России и Царства Польского" за 1887 год (стр. 115), завод П.Р. Максимова появился в Царицыне в 1881 году, в деревне Ольшанка (современная Ельшанка). На 1887 год это был крупнейший лесопильный завод в городе. На заводе выпускалось продукции на 160 тысяч рублей в год и работало 65 рабочих. Для сравнения: следующим за максимовским шёл завод А.М. Шлыкова, производивший продукции на 44 тысячи рублей при 28 рабочих. На третьем месте - И.Е. Воронин, с производством на 22 тысячи руб. и с числом рабочих 17 человек. Если же брыть данные по уезду, курупнейшими лесопромышленниками были купцы И.И. Жемарин (79 тысяч, 40 человек) и бр. П. и З. Казеевы (62 тысячи, 40 человек). Таким образом, Максимов был вне конкуренции. К 1910 году уже наследники Максимовых, согласно отчётам Фабричной инспекции, имели на заводе 394 рабочих с годовым производством в 1.375.000 рублей.


    Успех этот был неслучаен. Выйдя из семьи купца самой меньшей, III гильдии, Максимов сумел подняться на огромную высоту. Это был человек, активно вкладывавший средства в развитие дела, искавший новые решения и пути. Одним из первых на Волге и на Дону он заменил широко распространеённый сплав леса плотами на перевозки в сухом виде на баржах, буксируемых пароходами. Для этого ему пришлось закупить целую флотилию буксирных пароходов и барж.

    Надо сказать, что такое решение выглядело в те времена смело и не бесспорно. Лес сплавляли по Волге двумя способами - в плотах (этот способ, кстати, использовался до 60-х гг. XX века) и белянами. Беляна была, пожалуй, самым грузоподъёмным речным судном в истории. Судно это было одновременно и кораблём и материалом, который оно перевозило. строилась беляна на месте начала сплава леса и по прибытии на место разбириралась целиком. Будучи "одноразовой" беляна могла доставить на место до 800 тысяч пудов (12800 тонн!). Отказаться от таких махин в пользу дорогих, ещё не обкатанных толком буксирных пароходов, требующих, в отличие от белян обслуживания, ремонта, расходов на топливо - было большим шагом вперёд! И этот шаг окупился сторицею.



    Беляна у Рыбинска


    Беляна у Самары


    Максимов расширял производство географически (тогда как большинство купцов того времени ориентировались на развитие в пределах своего региона), приобретая земельные участки в Пермской, Костромской, Нижегородской, Вятской губерниях, организуя там заготовку и разработку леса. Его лесопильные заводы в Ростове-на-Дону и Царицын были паровыми, механическими. Максимова звали «лесной король», «царь лесных бирж». Считается, что своими достижениями в лесопромышленной отрасли он значительно способствовал и общему экономическому росту России. В Царицыне на заводе Максимова одной из первых (в 1913 году) была построена собственная электростанция (два генератора на 2600 л. с.), давшая имя современной улице Электролесовская. Кроме леса Максимов занимался добычей угля, строительством и целым рядом других видов деятельности. Умер П.Р. Максимов 7 июля 1895 года. Его место занял младший брат Владимир, руководивший производством до самой революции.

    Интересно то, что П.Р. Максимов содержал своего архитектора, имел постоянные артели строителей, возводил производственные и жилые здания на лесных дачах в российских губерниях, при каменноугольных шахтах Донецкого бассейна, грозненских промыслах, активно застраивал Ростов. "Наши" здания, вероятно, сооружались таким же образом.

    Теперь о зданиях.

    Собственно, на бывшей территории завода им. Куйбышева, которая сейчас превращена в оптово-строительный рынок, стоит два дореволюционных корпуса.

    Первый корпус

    Первый корпус, был до революции цехом, после революции - заводоуправлением. Он стоит фасадом прямо на дорогу (ул. Туркменскую). (Второй корпус виднеется на кадре за первым).

    Внутрь я не заходил, но пишут следующее: "Внутренняя планировка здания имеет ярко выраженную коридорную систему, в которой коридор расположен по центру здания. Сохранилась внутренняя лестница с коваными перилами. Здание Котельной построено в 1914 году. Его архитектура сочетает в себе элементы модерна и неоклассицизма. Фасады решены в виде плоскостей, их декоративное оформление подчеркивает конструкцию стены: цоколь, стена, карнизная часть. В отделке применяются сандрики, обрамление окон второго этажа штукатурными тягами, лопатки по углам здания, горизонтальные пояса образованные выпусками кирпича, консоли в виде волют, поддерживающие карниз. Здание производственное, без подвала. Конструктивная схема – с несущими наружными и внутренними кирпичными стенами".

    Вид сзади


    Декоративные элементы неплохо сохранились


    Главный вход. Ныне внутри здания - магазин и склад.
    (Здесь на меня напала злобная тётка, кричавшая, что здание частное и снимать его не полагается).


    Второй корпус


    Второй корпус изначально был котельной. Котельной он остаётся, кажется, и сейчас.


    На фронтоне выложен год строительства - "1914". Если я не ошибаюсь, в городе только четыре дореволюционных здания с указанием года их постройки.


    Второй корпус сохранился хуже первого. Чётко видна граница послевоенного восстановления.


    Послевоенная пристройка сзади. Пробоины от снарядов военного времени заложены белым кирпичом. Хорошо видно, что во время войны половина второго этажа была снесена - её восстанавливали, причём и кирпич, и кладка - значительно худшего качества, чем оригинальные. Хорошо видно вокруг окна в левом верхнем углу кадра.

    В целом можно сказать, что здания сохранились неплохо. На первом корпусе сейчас ведётся ремонт крыши.

    Проведём мониторинг

     

    Мониторинг

    Адрес


    Продолжение ул. Туркменской по территории завода им. Куйбышева.

    Статус

    охраняется (Пост. Волгогр. обл. Думы №62/706 от 5.06.97 г., №220, 221)

    Собственность

    Частная

    Год постройки

    1914

    Архитектор

    неизвестен

    Характер эксплуатации

    Цеха лесопильного завода (цех и котельная).
    В советский период - заводоуправление и котельная.
    В настоящий момент первый корпус - магазин и склад, второй корпус используется по назначению.

    Состояние

    1-й корпус - 4 балла
    2-й корпус - 3 балла

    Дата съёмки

    19 октября 2012 г.

    Примечание

    -

    Примечание. Степень сохранности дома оценивается в баллах по пятибалльной шкале. 1 - Руины, развалины; 2 - Аварийное состояние, необходим срочный ремонт; 3 - Обрушение не грозит, но необходим серьёзный ремонт; 4 - Хорошее, рабочее состояние; 5 - Отличное, "открыточное" состояние.

    Тэги: купцы, Максимовы

    Просмотров: 9056
    Поделиться новостью:

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Комментарии к этой новости
    Оставить комментарий

    Mors

    27 октября 2013 16:55 Публикаций: 0 Комментариев: 10 Статус: Пользователь offline

    Плоты сплавляли у нас в полный рост и в 80-х.

    Alissa

    9 июня 2015 10:24 Публикаций: 0 Комментариев: 1 Статус: Пользователь offline

    Роман, я правильно понимаю, что сохранившаяся стена на склоне у Волги (участок, что за домом Тулака, 1а) - это остатки одного из цехов? Я в детстве слышала часто, что это "мельница", но на днях прочла информацию, что это тоже заводской артефакт.
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.