22 октября 1888 года в Царицыне проводится экстренное заседание Городской Думы. Председательствующий на срочном собрании Городской Голова В.Ф. Лапшин предлагает сорока одному гласному вознести Господу Богу благодарственные молитвы об избавлении Возлюбленного Монарха, Его Императорского величества Государя Императора Александра Александровича и Его Августейшего семейства от грозившей им опасности при крушении поезда семнадцатого сего октября, на Курско-Харьково-Азовской железной дороге. Воздав Всевышнему благодарение, Дума постановила: повергнуть к стопам Его Императорского Величества, телеграммою, через Господина Губернатора, чувства благоговейной беспредельной верноподданнической преданности…
С этого события в городе начинается новый большой проект, который по завершении своём подарит городу его новое лицо. В тот же день Городская Дума принимает решение «О сооружении в г. Царицыне Александро-Невского собора в память о сохранении жизней членов императорской семьи во время крушения поезда». В Постановлении говорилось: «В ознаменование этого достопамятного чудесного события соорудить в Царицыне, на городской базарной площади собор с главным престолом, во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского и двух предельных престолов во имя Марии Магдалины и Св. Безер. Косьмы и Дамиана… На сооружение этого храма ассигновать фонд из средств города в 5000 рублей, каковую сумму внести в смету расходов 1889-1890 годов, по 2500 рублей в каждый».
(ГАСО. Ф.1 Оп.1 Д.4610. Л.270. Приводится по: А.В. Материкин. Очерки истории Царицынской Городской Думы. Кн. I. – с. 315-316).
Крушение
В полдень, 17 октября 1888 года со станции Тарановка Курско-Азовской железнодорожной линии в условиях сильного дождя, при отрицательной наземной температуре, выходит поезд особого класса – «Экстренный чрезвычайной важности». Состав, вышедший в путь по обледенелым рельсам, идёт с грубыми нарушениями технического регламента того времени: вместо максимально разрешённых 42 осей, в этом составе осей – 64. Нагруженный как тяжёлый грузовой состав, поезд, ведомый двумя паровозами, разгоняется до скорости пассажирского экспресса – 68 км/ч. Преодолев небольшое расстояние, у села Червоный Велетень, что возле станции Борки, в 14 часов 14 минут, на крутой насыпи, поезд соскальзывает с рельсов. Из 15 его голубых вагонов 10 слетают под откос. 68 пострадавших, в числе которых 21 погибший. Наверное, память об этой железнодорожной катастрофе давно потерялась бы в памяти, если бы не одно обстоятельство: это был поезд, везший из Ливадии в Петербург императора Александра III, цесаревича Николая Александровича и всю императорскую семью.
Происходит настоящее чудо. В момент крушения император с семьёй и свитой обедали. Их вагон, слетевший с десятью остальными – один из самых повреждённых. Вагон полностью разрушен, колёса оторваны, стены сплюснуты, крыша сорвана. Вагон завалился набок и слетел с насыпи. При этом, никто из императорской семьи не пострадал! Единственный погибший в вагоне – любимый императорский пёс Камчатка. Александр III, обладавший недюжинной силой, одними своими руками поднимает крышу вагона, давая выход родным и всем, кто был внутри. Потом он лично ходит вдоль разрушенного состава, приняв на себя командование спасательной операцией. Никто в тот момент не знает, что единственный человеск, пострадавший в вагоне – сам император. Получивший сильный ушиб почек, через некоторое время он заболеет. Почки, пострадавшие при крушении, станут причиной его смерти – через шесть лет, когда ему исполнится 49.
Производится громкое резонансное расследование, в результате которого уволены: министр путей сообщения адмирал К.Н. Посьет, главный инспектор железных дорог барон К.Г. Шернваль, инспектор императорских поездов барон А.Ф. Таубе, управляющий Курско-Харьковско-Азовской железной дорогой инженер В.А. Кованько и другие. Впрочем, всё это не особенно волнует общественное внимание. На тот момент в стране обсуждают Чудо спасения императорской семьи. По всей стране служатся благодарственные молебны, идут тысячи телеграмм, происходит всплеск верноподданнических чувств. Не остаётся в стороне от этой волны и Царицын.
Согласования
3 ноября 1888 г. Царицынская Городская Дума назначает Комиссию, обязанностью которой является предварительная работа по сооружению нового храма. В составе Комиссии – 105 человек, по фамилиям которых можно составить практически полный перечень именитых фамилий города. Комиссия приступает к работе. В числе её забот – сбор денег на строительство храма, разработка проекта, определение деталей строительства и т.п. Строительство собора чрезвычайно затянется – к моменту освящния храма пройдёт целая эпоха, умрёт и Александр III, успеет взойти на престол, отцарствовать и погибнуть и его сын, тогда ещё цесаревич, будущий император Николай II. Собор, строительство которого приурочено ко дню спасения царской семьи будет открыт в год её гибели. И сам простоит всего лишь 14 лет – вдвое меньше времени, потраченного на согласования и строительство. Но всё же он останется в памяти города как одна из самых ярких его построек, за всю многовековую историю.
Первоначально на площади строят часовню, которая будет уничтожена вместе с собором и которая восстановлена на Аллее Героев в наше время. Задача строительства огромного собора – крайне тяжела для города. Только к осени 1899 года дело доходит до практических дел. 10 сентября 1899 года комиссия в составе Городского Головы Ф.С. Семёнова, членов Городской Управы и членов комиссии – А.А. Репникова, П.И. Сивякова, В.Н. Рысина, Н.Я. Докучаева и протоиерея Успенского собора о. Волковского прибывает на Городскую площадь – выбирать конкретное место строительства собора. Как наиболее для сей цели удобное, признано место в половине площади, рядом с часовней. К этому времени сметная стоимость строительства оценивается в 200 тысяч рублей. Горожанами собрано 33587 руб. 38 коп. Город располагает свободными сверхбюджетными средствами (запасной капитал) в сумму 104483 руб. 30 коп.
До собора Городская площадь (в центре кадра) была пустой и плоской. Трёхэтажное здание справа – гостиница «Столичные номера», восстановленная после войны и называющаяся сейчас «Волгоград». Фото сделано с восстановленной пожарной каланчи.
А каким должен быть новый собор? На этот счёт существуют разные мнения, но наибольшую популярность набирает проект уже построенного собора. За несколько лет до того в Оренбурге строится роскошный Казанский собор, образ которого волнует воображение городских гласных. В мае 1899 г. в командировку в Оренбург из Царицына отправляется группа членов подготовительно-попечительной комиссии, в составе которой архитектор Ю.Н. Терликов, купцы А. Шлыков и В. Рысин. 11 мая они осматривают оренбургский собор и остаются в восторге от увиденного. Экскурсию по собору для них проводит сам Епископ Оренбургский Владимир, котрый заявляет им, что «план алтаря в соборе очень удобен для священнослужителей, а также и для молящихся… во время же церковной службы при пении получается замечательный резонанс». Гласные привозят с собой не только отчёт, но и фотографии оренбургского собора.
Казанский собор
В начале 1870-х гг. генерал-губернатор Оренбурга Крыжановский ввиду нехватки места в городских церквях, предлагает построить новый кафедральный собор, в связи с чем объявляется всероссийский сбор средств и пожертвований.
Первоначальные проекты членов Императорской академии художеств Леонова и Шреттера не устроили оренбургский комитет ввиду крайней дороговизны. Спустя несколько свой проект предлагает академик архитектуры Александр Ященко, построивший к тому времени Вознесенский собор в Новочеркасске. Этот проект получает утверждение. В 1888 году начаются строительные работы. Собор построен быстро, возведение здания в основном завершено к 1894 году. Главный колокол собора имел вес 11,6 тонн.
Храм был построен с выдающимся посередине обширным куполом, который с трёх сторон облегали три полукупола, а между ними возвышались четыре колокольни. Казанский собор простоит, как и его царицынский родственник недолго. В 1932 году его попытаются взорвать, но силы взрыва не хватит и собор устоит. Его разберут в 1936 году.
Александро-Невский собор
Собор в Царицыне был почти близнецом оренбургского и имел лишь небольшие отличия. Гласные, вернувшиеся из Оренбурга, внесли следующие предложения: (1). Наружный вид собора с боковой стороны ещё бы казался величественнее если бы колокольню онаго со входной стороны отодвинуть несколько подальше; (2). Внутри собора у боковых входов сделать пол на одном горизонте с главным входом; (3). У задних пилон сделать арки по образцу Самарского собора. Соборы, конечно, не были близнецами в строгом смысле слова, но различия замечались только при серьёзном изучении.
(ГАСО. Ф.25 Оп.1 Д.917. Л.484-484 об. Приводится по: А.В. Материкин. Очерки истории Царицынской Городской Думы. Кн. II. – с. 175-176).
Собор в Царицыне не только придал общий вид центру города – он стал визитной карточкой Царицына, закончил формирование образа города, открывавшегося с Волги
В результате получилось грандиозное сооружение. В высоту он имел 57,5 м (18-этажный дом!); в длину – 51 м, в ширину – 42 м. Строительство началось в 1901 году, освящён храм был в 1918 г. 21 марта 1932 года его варварски взорвали.