Царицынские пароходства
Царицынские пароходства

Царицынские пароходства

В середине XIX века на Волге одно за одним, начинают создаваться пароходства. Наряду с грузовым флотом активно развивается и пассажирский – путешествие по реке по тем временам быстрый и комфортный способ передвижения. В Царицыне, одном из крупнейших транспортных узлов на Волге, базируются пристани сразу нескольких крупных пароходных компаний, каждая из которых строит свой собственный причал. Крупнейшие компании того времени – «Кавказ и Меркурий», «Самолёт», «Пароходное общество «По Волге»», «Надежда» создаются в разных волжских городах. Среди крупнейших – компания, созданная и базирующаяся непосредственно в Царицыне – Товарищество на вере «Пароходное общество «Русь»».

 

 

 

«Русь» создают в 1908 году слиянием капитала нескольких крупных промышленников, учредители – саратовский купец Д.В. Сироткин (он будет оставаться в деле недолго) и царицынские – В.Ф. Лапшин, И.Г. Старцев и Т.М. Канавин. Т.М. Канавин становится управляющим новой компании.

 

 

 

На фото: основатели общества «Русь» в конторе общества. В.Ф. Лапшин – в центре. Средства вложенные в дело позволили создать в составе общества целый флот из 30 судов, 80 пристаней и большого количества портовых складов. Компания осуществляла как регулярные пассажирские, так и товарные рейсы между всеми крупными пристанями на Волге, Каме, Оке, Москве-реке и на Каспии – до Баку. «Русь» очень успешна и быстро растёт. Для ещё большего ускорения роста в 1910 году товарищество преобразуется в акционерное общество. Устав общества, утверждённый 5 февраля 1910 года, предполагает «перевозку пассажиров и грузов по реке Волге и ее притокам, а также по Каспийскому морю». Основной капитал общества составил 800 тысяч рублей, поделённый на 3200 акций номиналом по 250 рублей каждая.

 

Компания не останавливается, её капитал растёт очень быстро. Уже в 1913 году «Русь» приобретает «Верхне-Волжское пароходство Кашиной» за 1 миллион 300 тысяч рублей. «Царицынский вестник» (№4248 от 10 марта 1913 г.) пишет: «гг. Лапшин и Канавин покупают за 1.300.000 рублей всё верхне-волжское пароходство Кашиной, с тем, чтобы значительно расширить и ускорить рейсы пароходства «Русь» . В настоящее время по этой сделке идёт соперничество между саратовской главной конторой «Товарищества пароходства по р. Волге» и гг. Лапшиным и Кашиным». Как видно, компания, весь капитал которой в 1910 году оценивался в 800 тыс. рублей, всего через три года планирует совершение сделки в 1,3 миллиона! «Русь» покупает действующие пароходы и строит новые. В 1910 году на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде строятся совершенно новые для того времени суда – «Александр» и, названный в честь основателя, самый знаменитый пароход компании – «Василий Лапшин».

«Василий Лапшин»

В расписании движения судов «Руси» в 1911 году сообщалось: «Пассажирские пароходы общества «Русь» двухэтажные американского типа с электрическим освещением и паровым отоплением. К услугам пассажиров на всех пароходах имеются аптеки, библиотеки, газеты, пианино и семейные каюты, буфеты с первоклассными кухнями, ванны и, по желанию, постельное белье. Пассажирские билеты продаются, а клади принимаются на всех пристанях и пароходах общества «Русь», а также на станциях железной дороги в Нижнем Новгороде и Рыбинске. Багаж пассажиров, купивших билеты на станциях железной дороги, на пароходы общества доставляется бесплатно».

 

Справа внизу – причалы общества «Русь» в Царицыне (в створе ул. Московской)
 

Вид с другой стороны

 

Успех компании определялся в значительной степени продуманной маркетинговой политикой: агенты компании работали по всей акватории движения пароходов – от Москвы до Баку; билеты стоили чуть дешевле, чем у конкурентов, а у пристаней пароходы стояли дольше, чем у остальных компаний, что делало менее нервирующим процесс посадки и погрузки багажа. Двухэтажные пассажирские пароходы имели электрическое освещение, отопление и были очень комфортны.

 

В «Руси» действовал особенный порядок продажи и погашения билетов на пароходы: билет прямого сообщения между Рыбинском и Астраханью действовал в течение месяца, а обратные билеты были действительны в течение двух. Таким образом, пассажир мог сойти на берег в любом городе, навестить знакомых или родственников, а затем ехать дальше. Для школьников и малоимущих пассажиров действовали льготы, что дополнительно привлекало к пароходству людей. Основатель компании Василий Фёдорович Лапшин владел в Царицыне двумя лесопильными заводами, а так же кондитерской фабрикой, которая сейчас продолжает работать под маркой «Конфил». Был известным в городе меценатом.

 

Компания продолжала развиваться и закупать новые корабли до самого конца своего существования. В 1913 году, уже перед самой мировой войной, на воду начали спускаться новые, трёхпалубные корабли. Если бы не последующие революционные события, возможно, «Русь» стала бы крупнейшей на Волге компанией. Возможно, что её корабли плавали бы по Волге и в наши дни.

 

 

 

В 1918 году пароходная компания «Русь» была национализирована. Бывшие её пароходы продолжали плавать ещё много лет. Известно, что последние из них эксплуатировались до начала 70-х годов. Самый последний пароход компании — спущенный на воду в 1913 году «А.П. Мещерский», переименованный впоследствии в «Богатырь», был выведен из состава флота лишь в 1972 году.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

«Василий Лапшин», переименованный в «Феликс Дзержинский»
Основные технические характеристики товарно-пассажирского парохода «Василий Лапшин»

Место постройки – г. Нижний Новгород Год постройки: 1910 Завод-строитель: Сормовский завод Число судов в серии: 2 Судовладелец: Общество «Русь» Заводской номер: 1393 Переименования: 1919 г.: «Рахманинов»; 1924 г.: «Феликс Дзержинский». Спущен на воду: 1910 г. Выведен из состава флота: 1960 г. Длина корпуса — 85,30 м Ширина (без кожухов) — 10,90 м Высота борта — 3,53 м Осадка — 2,13 м КОРПУС Материал — сталь Тип корпуса — клёпаный Число переборок — 9 Палуба — стальная ГЛАВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Тип главного двигателя — паровая машина тройного расширения наклонная, мощность 900 и.л.с Год изготовления: 1910 Изготовитель: Сормовский завод Диаметр I цилиндра — 600 мм Диаметр II цилиндра — 880 мм Диаметр III цилиндра — 1420 мм Ход поршня — 1420 мм Число двигателей: 1 Тип котлов: паровой пролётный Изготовитель: Сормовский завод Год изготовления: 1910 Поверхность нагрева: 2х185 м2 Рабочее давление: 11,8 кГ/см2 Число котлов: 2 ДВИЖИТЕЛЬ Тип: гребное колесо Расположение: бортовое Число движителей: 2 СИСТЕМЫ И ТРУБОПРОВОДЫ Судно оборудовано: — паропроводом; трубопроводом питательной воды; газоотводным тр-дом с дымовыми трубами; системой пожарно-осушительной; системой водоснабжения; фекальной системой; системой отопления; вентиляцией МКО (вертаусы); вентиляцией помещений пассажиров и команды. ЭДЕКТРОСТАНЦИЯ Тип: пародинамо Освещение: электрическое РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО Рули: Тип подвесной: балансирный Количество: 1 ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО Носовое Тип якорей: Адмиралтейский Размещение: на палубе Механизм вываливания: кат-балка МАЧТОВОЕ УСТРОЙСТВО Мачта: 1 шт. Флагшток носовой: 1 шт. Флагшток кормовой: 1 шт. СИГНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА Световые — сигнально-отличительные фонари: Топовый 2 шт. Бортовой зелёный 1 шт.; Бортовой красный 1 шт.; Кормовой 3 шт. Звуковые Паровой свисток 1 шт. СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА Шлюпки Тип: деревянная вёсельная Количество: 1 Спусковое устройство: кормовой флагшток Привод: ручной на талях Спасательные приборы: спасательные круги и пояса Технические характеристики взяты в Библиотеке корабельного инженера Е.Л.Смирнова