История

  • ЦАРИЦЫН
  • СТАЛИНГРАД
  • ВОЛГОГРАД
  • ГУБЕРНИЯ
  • cтатьи о Царицыне

    Царица играет

    Можно ли представить себе в современном Волгограде шторм – водяную стену в четыре метра высотой, катящуюся через центр города? Можно ли, стоя где-нибудь у «Пионерской» или на Площади Чекистов увидеть, как огромный корабль проходит откуда-то со стороны Волги, направляясь куда-то в сторону Второй продольной? Нет, конечно – такого в нашем городе никогда не увидишь. Но были времена, всего-то меньше ста лет назад, когда все это запросто можно было наблюдать – на исчезнувшей реке, давшей первое имя нашему городу.
     

    Вид на Царицу в сторону современного Ворошиловского района Волгограда 


    Глядя на заросший деревьями овраг, отделяющий сегодня Центральный район Волгограда от Ворошиловского, трудно представить себе, что когда-то здесь текла река. Наблюдая за машинами, стоящими далеко внизу, за вагонами детской железной дороги, лениво ползущими по узкоколейным рельсам, за пыльными грунтовками, тянущимися вдоль склонов – едва ли кто подумает, что, в общем-то, не так и давно – здесь проплывали корабли, огромные беляны с верховьев Камы, привозившие сюда с миллионы пудов леса; что склоны были плотно застроены домами и мельницами, а сама река – Царица имела буйный, крутой нрав и в отличие от спокойной Волги устраивала целые штормы, в щепки разбивая баржи, мосты и здания, стоящие слишком близко к воде… Стоишь на нынешнем мосту, слышишь как шумят за твоей спиной машины, маршрутки и троллейбусы, вглядываешься в сосны, покрывшие местами склоны и думаешь: не может быть! Не могло быть этого! Вот так и было здесь все и всегда – с самых древних времен, которые только помнит память! Но нет, было…

    Если крепость на левом берегу Царицы появилась в конце XVI века, то правый берег еще долгое время оставался необитаемым. Здесь по-прежнему гуляли степные ветры, да еще калмыки каждый год пригоняли сюда лошадей – на огромные ежегодные ярмарки. В начале XIX века здесь стояло лишь несколько домов, маленьких деревянных строений, жители которых плавали в Царицын на лодках. В 1868 году саратовский краевед Александр Минх, проплывая из Саратова в Астрахань, записал в своем дневнике, что «в настоящее время строится деревянный мост с дамбами». Этот мост назовут Астраханским. Только после его появления правый берег Царицы, нынешний Ворошиловский район Волгограда, начнет стремительно развиваться, за тридцать лет почти догнав по численности населения основную, историческую часть города. Но мост простоит совсем недолго: Царица не сдастся так просто!
     

    Полноводная Царица 


    Как-то весной 1889 года прошедший в верховьях Царицы сильный ливень, при одновременном небольшом дожде в городе, неожиданно удивил царицан своими чудовищными последствиями. Царицынская газета «Волжско-Донской листок» в те дни писала: «Потоки воды, упавшие из туч, собравшись в русло р. Царицы, всею массою понеслись к устью. Был сначала слышен необыкновенный шум и рёв, затем показалась водяная стена более двух сажен вышины, неудержимо стремившаяся по наклону русла, волна эта сносила всё встречавшееся на пути. Стремительность воды была так велика, что валила свободно многолетние деревья в садах, сокрушала амбары, а донесшись до моста, выворотила поддерживающие его сваи, унесла с собою сваленные за мостом брусья, дрова, баржи и другие суда в Волгу». Две сажени – это почти четыре метра! Даже представить себе немыслимо: по руслу небольшой реки идет водяная стена высотой в четыре метра! После этого настоящего шторма мост пришлось отстраивать заново. Убытки оценивались в десятки тысяч рублей. Вот такой крутой нрав имела Царица!

    В Царицыне было такое понятие: «Царица играет». За этими словами было особое явление, когда уровень воды в реке мог меняться непредсказуемо и внезапно. Из-за этого на воде часто случались водовороты, открывались непонятно откуда взявшиеся течения – купаться здесь было очень опасно. Вот, например, 23 марта 1898 года около пяти часов вечера подъехал к реке ломовой извозчик Филиппов. Было это у Кулыгинского взвоза (там, где сейчас склон под Роддомом). Съехал он с дороги и заехал на телеге в самую воду – хотел лошадь напоить. Внезапно накатала волна, да такая, что телегу, вместе с лошадью и извозчиком подхватило и стремительно понесло вниз, по течению. Филиппов спрыгнул с телеги и бросившиеся ему на помощь мастеровые вытащили его из воды, а лошадь с телегой несло дальше, пока где-то у Астраханского моста не накрыло их полностью волной. Ни лошадь, ни телегу так и не нашли. 

    Весной, когда таяли снега, Царица становилась особенно опасной. Бурные потоки, бегущие с верховьев представляли собой грандиозное зрелище, на которое специально приезжали смотреть из дальних мест. В конце XIX века через Царицу, у самого места ее впадения в Волгу построили новый железнодорожный мост. Сейчас об этом месте напоминает песчаный пляжик недалеко от «Гасителя». Поезд шел в те годы от грузового порта вдоль реки до самого нефтяного Нобелевского городка, то есть до нынешнего моста через Волгу, а потом этот путь протянули и дальше – до современного «Красного октября». Через Царицу же перекинули, зная ее «игривый» нрав капитальный железнодорожный мост – металлический, на каменном основании. И вот, однажды весной за два дня Царица привела мост в полную негодность. В отчете железной дороги значилось: «Напором вод совсем испортило правую половину искусственного каменного ложа под мостом дороги, поломало рельсовые шпунты, покосило сваи и унесло каменную мостовую». Движение по железной дороге было прервано, десятки рабочих были срочно брошены на ликвидацию последствий стихии и предупреждение дальнейшего разрушения мостовых конструкций. Шум и рев от воды при этом был так силен, что его слышали по всей центральной части города. 
     

    В левой части кадра - железнодорожный мост при впадении Царицы в Волгу


    Со временем все мосты, перекинутые через Царицу, пришлось сделать железобетонными, а через Астраханский мост еще и пустить трамвай. В те годы железобетонный мост был еще довольно дорогой вещью и редко какой уездный город мог похвастать таким мостом. В Царицыне же их было целых четыре. Самый нижний – около Волги – железнодорожный мост, затем – Астраханский, соединявшийся со спуском с одноименной, ныне Советской, улицы. Далее – Кулыгинский, в районе современного Роддома и, наконец, величественный Виадук – грандиозное сооружение, стоявшее на месте современной насыпи, что идет под железной и автомобильной дорогами от улицы Симбирской. Это грандиозное сооружение, не имевшее в свое время аналогов в России, пришлось сроить по самым высоким стандартам прочности – с учетом буйного нрава лежавшей под ним реки. 
     

    Виадук 

     
    Об остатках виадука, сохранившихся до нагих дней в Волгограде см. статью "Опоры старого моста" 

    Царица в нижнем течении была полноводной рекой, способной принимать все типы существовавших в то время речных судов, ходивших по Волге, в том числе и таких огромных как беляны.  Беляны были, пожалуй, самыми грузоподъёмным речными судами в истории. Судно это было одновременно и кораблём и материалом, который оно перевозило. Строились беляны, в основном в верховьях Волги и Камы, на лесных «дачах», откуда лес сплавлялся потом вниз по Волге, в основном – в Царицын. На месте начала сплава леса строилось огромное судно, которое  по прибытии на место не только разгружалось, но и разбиралась целиком. Будучи "одноразовой" беляна могла доставить на место до 800 тысяч пудов (12800 тонн!) леса. И вот такие огромные суда заходили в Царицу, где их разгружали и разбирали. 

    В XX веке все начало стремительно меняться. Строительство плотины на Волге изменило и нрав Царицы, которая стала постепенно мелеть, превращаясь в верховьях в пересыхающий временами ручей. К сожалению, тогдашние городские власти не стали думать о возможных мерах по спасению реки. Вместо этого была затеяно огромное по своим масштабам мероприятие – заключение Царицы в трубу и общий подъем уровня дна ее русла. И снова сегодня сложно представить себе, какой колоссальный объем работ был тогда произведен: дно современного оврага пришлось поднимать по всей ширине, в некоторых местах – на восемь метров! При этом засыпанными оказались многие дома, стоявшие у берега, все прибрежные сооружения и все мосты (разумеется, кроме Виадука). 

     

    Такой была река, давшая когда-то название нашему городу, о которой сегодня напоминает только огромный овраг, разрезающий центр города на две части. 

    Просмотров: 5359
    Поделиться новостью:

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Комментарии к этой новости
    Оставить комментарий

    lord.dime

    4 сентября 2014 09:58 Публикаций: 0 Комментариев: 2 Статус: Пользователь offline

    Что-то не понял про связь Камы и Царицы. Каким образом беляны попадали из первой во вторую? По Волге?

    Роман Шкода

    4 сентября 2014 16:43 Публикаций: 561 Комментариев: 426 Статус: Пользователь offline

    Ну да. Кама впадает в Волгу. С Камы почти весь лес шёл в Царицын. А отсюда уже на Дон.

    lord.dime

    5 сентября 2014 11:40 Публикаций: 0 Комментариев: 2 Статус: Пользователь offline

    А на Дон как?

    Аскал

    12 сентября 2014 21:56 Публикаций: 6 Комментариев: 110 Статус: Пользователь offline

    А на Дон -паровозом.Если
    на продажу-Беляну разбирали всю,кроме избушки(избушек
    )расположенных на ней,их продавали как готовое изделие.Если ее требовалось доставить к примеру на Дон,то разбирали,перев
    озили,собирали ,плыли дальше.До создания Ж/д использовали переволоку.

    Ricoshet

    23 октября 2014 00:27 Публикаций: 0 Комментариев: 40 Статус: Пользователь offline

    Ливни и сейчас бывают весьма сильные. Куда же вода девается? Неужели трубы для Царицы имеют такой запас?

    Майор

    1 февраля 2015 17:58 Публикаций: 2 Комментариев: 13 Статус: Пользователь offline

    Ну, про огромные корабли, приходящие откуда-то со стороны Волги, автор погорячился! Если взглянуть на Ж/Д мост, то не понятно, каким чином его миновали эти корабли. Вместе с тем, все снимки полноводной Царицы, сделаны в половодье. В остальные месяцы у Царицы была и труба пониже, и дым пожиже. Попробую прикрепить более ранний снимок, когда моста того еще не было, а до уреза воды своенравной(!) речки (а ля переплюйка), расположены штабеля.
    Ну и о трубах! Нет там никаких труб (в обычном понимании). Река забрана в Ж/Б коллектор прямоугольного сечения, порядка 30 м.кв. Если посмотреть на береговую линию с возвышенности Гасителя, то видно, где она там нынче  вытекает в Волгу. Запахи источает не для слабонервных, но раньше были хуже.

    Роман Шкода

    2 февраля 2015 23:07 Публикаций: 561 Комментариев: 426 Статус: Пользователь offline

    Разумеется, корабли заходили в половодье. Есть фото Шевякова-Красов
    ского 1870-х гг, на которой видна беляна напротив совр. памятника Чекистам.

    Данилевский

    29 марта 2015 20:38 Публикаций: 0 Комментариев: 2 Статус: Пользователь offline

    Вони такой уже сейчас нет.
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.