Царицынский виадук
Царицынский виадук

Царицынский виадук

В конце XIX века в Царицыне строят грандиозный мост. Соединяющий два берега Царицы, этот мост, известный как «виадук», будет на тот момент одним из крупнейших в России и в Европе среди подобных сооружений. Он станет одной из визитный карточек Царицына и его фото станут едва ли не самыми многочисленными на открытках, уходящих из Царицына в разные концы страны.

Царицынский виадук

Царицынский виадук. Нажмите на фото для увеличения

В июле 1871 года в Царицыне открывается новая ветка железной дороги, которая в скором времени соединит наш город с Москвой. Царицын на тот момент – конечный пункт этой железной дороги и его вокзал (стоявший ровно на том же месте, где и сейчас стоит вокзал Волгоград-1) – тупиковая станция.

Строительство Грязе-Царицынского вокзала (совр. Волгоград-1). Раскрашенное в 1870-х гг. фото

К 1897 году к Царицыну подводят ещё одну железную дорогу – подходящую с юга, с Кубани, от города Тихорецка. Эта дорога соединит город с Югом России. Её конечной точкой в Царицыне становится Тихорецкий вокзал – нынешний Волгоград-2. Расстояние между двумя вокзалами, составляющее всего около трёх вёрст, железнодорожного сообщения не имело. Разумеется, соединение двух вокзалов соединительной веткой было неизбежно – ведь дело было не в вокзалах, а в соединении самих железных дорог, обеспечении непрерывного пути с Кубани на север, к Москве. Поэтому вопрос о строительстве железной дороги, которая ныне своим полотном режет центр Волгограда на две части, был поставлен сразу же, вместе с вопросом строительства Тихорецкой ветки железной дороги. Но три версты – расстояние хоть и крошечное, да на пути стояла огромная преграда – Царица, протекающая на дне глубокого оврага. Так возникла необходимость строительства грандиозного моста, соединяющего её берега.

Первое здание Тихорецкого вокзала (ныне — Волгоград-2) было деревянным и совсем небольшим

 

29 июня 1897 года происходит торжественная церемония закладки моста. Служится молебен, по завершении которого в специальную бутылку закладывают пергамент с именами инженеров, руководящих строительством – Кербедза, Воробьёва и Сергеева. Бутылку герметически закупоривают, вкладывают в углубление первого камня и замуровывают.

Вид на мост издалека, со стороны центра города

 

Новый мост через Царицу имеет небывалый для города размах: высота – 22 сажени (чуть ниже 50 метров – 16-этажный дом!), длина около 70 сажен (почти 150 метров). Мост должен быть изготовлен из металлических ферм, опирающихся на каменные основания. Камень везут из липецкий каменоломен, металлические конструкции изготавливают в Брянске.
Мост строится около полутора лет. Вокруг строительства было много нареканий и разговоров. У рабочих была маленькая зарплата. Плотники получали 80 копеек за день работ, кузнецы – чуть больше, а чернорабочие – и вовсе 40-50 копеек. Но желающих работать быть достаточно и администрация не торопилась повышать зарплаты. В середине 1898 года строительством руководит инженер Берг. В августе выясняется, что его диплом не заверен ни одним университетом России и потому в России недействителен. Берга отстраняют от руководства, а работы на некоторое время приостанавливают. На его место назначают российского инженера Вольского. К октябрю 1898 года все работы завершены.

 

В воскресенье, 25 августа 1898 года проводятся испытания нового моста. В 10 часов 40 минут паровоз, управляемый машинистом Фролом Хламиным и помощником Фёдором Ляриным с начальником участка В.Е. Воробьёвым и инженером Рейхманом торжественно и медленно въезжает на мост. Он пересекает мост за 5 минут, всё проходит успешно. Затем, два скреплённых вместе паровоза (весом в 14 тыс. пудов) ездят по мосту около трёх часов. За всем этим наблюдала большая толпа зевак. Всё прошло хорошо, и в завершении группа строителей и инженеров сфотографировалась на мосту.

 

Мост успешно функционировал всю первую половину XX века, пережил и Сталинградскую битву. И уже в послевоенный период, после того, как Царица была замыта и загнана в подземную трубу, было принято решение возвести на месте старого моста насыпь, расширив проезд и сделав его не только железнодорожным, но и автомобильным.

 

 

От моста в наследство нам достались его крайние опоры, а сам он скрыт в толще земли. Царицынский виадук в своё время сослужил городу огромную службу, поспособствовав его процветанию и превращению из провинциального городишки в огромный транспортный узел Юга России.

см. также:

 

 

 Подробный рассказ о том, как строили старый вокзал в Царицыне.
 

 

 Фоторепортаж с места расположения старого царицынского виадука, крайние опоры которого сохранялись до самого последнего времени. К сожалению, к настоящему моменту, одна из опор (северная) — существенно пострадала.