Царицынская лесотаска
Царицынская лесотаска

Царицынская лесотаска

С началом функционирования
Волго-Донской железной дороги , соединившей Царицын и Калач, Царицын постепенно
превращается в огромный транспортный узел юга России. Первым и главным поначалу
товаром становится лес, который вырубают в верховьях Волги и Камы и сплавляют к
Царицыну. 

Берег Волги, снятый приблизительно от современного памятника «Гаситель». Правее центра виднеется восстановленная Иоанно-Предтеченская церковь.

Весь берег Царицына превращается
в один огромный лесной склад. Современному жителю Волгограда, привыкшему к
гранитной набережной очень трудно представить себе берег Волги того времени. В
те времена речь правильнее было бы вести не про набережную как таковую, а про набережную
промзону. В середине XIX века по всей России начинается мощный промышленный
подъём. В условиях, когда целостной системы всероссийских железных дорог ещё не
было, а про обычные дороги лучше было бы и не вспоминать, грузы пошли огромными
караванами судов по рекам. Царицын, расположенный на кратчайшем расстоянии до
Дона, стал одним из главных российских транспортных узлов. Товары с Урала, из
Сибири, да и из Центральной России довозились до Царицына, перегружались здесь
и шли дальше – на Дон.
 

Вид берега Волги в Царицыне в сторону от центра. Слева по краю кадра видна не до конца разобранная беляна

До
появления железной дороги грузы, прибывавшие по Волге, перегружали на подводы,
запряжённые волами, и везли на Дон. Во время навигации здесь, на царицынском
берегу, собиралось по 7000 фурщиков, дорогу на Дон обслуживало 80.000 волов!
Сложно себе представить сегодня такое количество подвод, работавших на коротком
60-километровом участке! 
В 1862
году открывается Волго-Донская железная дорога, соединившая Царицын и Калач.
Это была первая железная дорога на Юге России. В городе дорога начиналась от
станции, где и сегодня по-прежнему, уже 150 лет, располагается грузовой порт. 
 

Нижняя лесная пристань в Царицыне. Паровоз теряется среди складированного леса. Снимок 1884 года.

Большинство
пристаней были заняты складированием леса. В середине 1880-х годов лесопильные
заводы Царицына в денежном исчислении производили около 40% всей промышленной
продукции в городе. Крупнейшим предприятием Царицына до строительства
Французского металлургического завода (современный Красный октябрь), был лесопильный
завод Петра Максимова, ростовского купца, выпустившего в 1884 году продукции на
169 тыс. рублей. Конкуренты не отставали и лесопильные заводы в Царицыне
строились один за другим. Максимов постоянно расширял производство, приобретая
земельные участки в Пермской, Костромской, Нижегородской, Вятской губерниях,
организуя там заготовку и разработку леса. Его лесопильные заводы в Царицыне
были паровыми, механическими. Максимова звали «лесной король», «царь лесных
бирж». (Подробнее про Максимова и его «наследство» в Волгограде мы уже писали в
отдельной статье
. Именно на торговле лесом сделал своё состояние и главный
банкрот в истории города – купец Голдобин
). 
Для того,
чтобы брёвна вытаскивать из воды и грузить в вагоны или на склады на берегу
строились специальные сооружения – лесотаски. Лесотаска – это огромный конвейер
с крючьями. Лесотаска захватывает брёвна в воде и тащит их далеко и быстро. У
многих заводов были свои небольшие лесотаски, но проблемой был огромный
городской район лесных складов, раскинувшийся в удалении от реки от угла
современной Рабоче-Крестьянской и Баррикадной улиц и далее – до железной
дороги, до самой Ельшанки. Склады примыкали к железной дороге, но вот сообщение
их с Волгой было проблематично. Поэтому в начале XX века встаёт вопрос о строительстве общей городской
лесотаски, которая будет доставлять лес с берега сюда, в район лесных складов.
Купцы, держащие большинство в Городской Думе, активно лоббируют этот вопрос. Вопрос
рассматривается как важнейший для города и строительство ведётся за городской
бюджет. 
Работы
начинаются весной 1913 года. Участок для строительства принадлежит городу. В
1901 году город специально под проект лесотаски обменял его у Юго-Восточной
железной дороги, отдав дороге другой участок. Но с 1901 года дело всё никак не
продвигалось. Лесотаску строят достаточно быстро. Несмотря на быстроту вышла
она очень качественной и сохраняется в городе до наших дней, хотя назначение её
давно изменилось.

Вид построенной лесотаски. Снимок середины 20-х гг.

Постепенно,
уже в послереволюционное время, значение лесной торговли снижается. В 1940 году
в городе строят элеватор, прославившийся как крепость в дни Сталинградской битвы
и по сей день стоящий в Ворошиловском районе. Лесотаску переоборудуют под
зернопровод, который отныне обслуживает только одно предприятие – элеватор. 

Современный вид. Снято приблизительно с той же точки, что и предыдущий кадр 20-х гг., только с другой стороны лесотаски. Внизу когда-то проходила железная дорога.

После
войны лесотаску значительно перестроили, укоротив её надземную часть. Если
раньше она шла прямо до элеватора, то теперь она едва дотягивалась по склону
берега до улицы Бобруйской, а дальше инженерное решение увело её под землю. 
 

Сравнение карт лета 1942 и 2014 г. 

Стоящие ныне на
берегу Волги напротив элеватора старые опоры царицынской лесотаски — напоминание о купеческих временах нашего города!