Бурлаки на Волге
Бурлаки на Волге

Бурлаки на Волге

Представьте себе, что вам нужно пройти пешком вдоль Волги. Но не вдоль набережной, а пару тысяч километров, от Астрахани до Нижнего Новгорода. И не просто пройти, а уложиться в определённый срок, тащить всё это время тяжёлый груз и спать по ночам 2-3 часа. А ведь именно такой была когда-то жизнь человека, которого называли бурлаком. Наверное, всем известна картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Репин запечатлел бурлаков в пору «расцвета» этой профессии, накануне времён, когда паровой двигатель начнёт постепенно отправлять её в историю. Между тем, бурлаки – это не просто безмолвные рабочие, тащившие из года в год свою лямку. У бурлаков было много особенностей, свой быт и своя организация труда, свои словечки и термины, целая особая жизнь. На всём пространстве Волги — от Астрахани до Рыбинска, не минуя, естественно, и Царицын — ходили эти люди. 

Во времена предшествующие паровому двигателю, движение судов по Волге производилось за счёт паруса, гребцов и бурлаков. Суда («расшивы»), идущие вниз, как правило, приводились в движение гребцами, а при попутном ветре – парусами. Однако, при обратном движении – против течения, вверх по реке, гребцы не справлялись. В древние времена, при невозможности грести или идти под парусом, гребцы выходили на берег и тянули судно лямкой (было несколько разных способов, например, с помощью закидных якорей), однако к XVIII-XIX веку оформился целый отдельный вид деятельности – бурлачество. Описание особенностей колоссального труда этих людей дано в т.6 книги «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (СПб., 1901). Приводим его здесь.
Труд по проводу судов вверх по Волге выпадал на долю целой армии рабочих, называемых бурлаками. На каждую тысячу пудов отправляемого вверх груза требовалось, в среднем, приблизительно 3,5 человека. Бурлачеством занимались главным образом прибрежные жители Волги и её притоков. В цветущую пору бурлачества, в первой половине XIX века и в особенности перед введением пароходства, армия волжских бурлаков достигала 300 тысяч человек. Бурлаки представляли собой собранные в отдельные артели общества, с особой внутренней организацией, со специальным распределением занятий между членами.

Репин. Бурлаки на Волге, 1872. Один из эскизов к картине

Из всей артели выделялся водолив, начальник над бурлаками, представитель на судне хозяина товара (кладчика); ему доверялся груз, состоявший на его ответственности; у него хранились документы рабочих и деньги на харчи бурлакам; он должен был, сверх того, быть плотником, чтобы делать на судне починки, если таковые понадобятся.

Бурлаки на Волге. Раскрашенная открытка начала XX века

Далее из артели выделялся лоцман («дядя» или «букашник» – на народном языке), на обязанности которого лежало управление судном во время пути. Он должен был обладать большой опытностью и искусством и в совершенстве знать фарватер реки, чтобы не посадить судно на мель.

Бурлаки. Волга, начало XX века

Для ведения хозяйства артели и представительства её интересов выбиралось особое лицо, именуемое десятником. Из остальных рядовых бурлаков выделялся, так называемый, шишка, обыкновенно самый сильный из всех бурлаков, шедший впереди лямки. В хвосте лямки шли двое косных, которые должны были «ссаривать» (сбрасывать) бичеву с деревьев и вообще устранять преграды, встречаемые бичевой на пути. Самый молодой из артели, обыкновенно мальчик 11-12 лет, был кашеваром, на обязанности которого лежало приготовление бурлакам пищи.

Не факт, что на фото — бурлаки, но вполне возможно

По положению в артели бурлаки разделялись на коренных, взятых на весь путь и заподряженных ещё зимой, с задатком, и на добавочных, нанятых временно, без срока и без задатка, на место больных, неявившихся или бежавших, вообще после нагрузки судна.

Привал бурлаков. Ещё один репинский эскиз

Дорогу свою по Волге бурлаки называли «путиной» и разделяли путины на дальние и короткие. Дальними считались путины от Астрахани до Нижнего Новгорода и до Рыбинска. На дорогу от Астрахани до Нижнего требовалось 70-75 дней. Обыкновенно требовалось, чтобы бурлаки пришли в Нижний к Ильину дню.

Бурлачки — это не жёны бурлаков. Да, были и женские артели

Все путины делились на «перемены». Переменами назывались пространства плёса, вёрст в 25, на которые делилась вся Волга. Перемены из года в год всегда оставались на одном и том же месте. Всех перемен от Астрахани до Нижнего было 57. Перемены были весьма неравны по своему протяжению и не следует, конечно, думать, чтобы бурлаки бессменно тянули лямку на всём расстоянии, они должны были меняться. Эти общеизвестные перемены имели особенное значение благодаря тому обстоятельству, что, по преданию, во время путешествия Екатерины II на этих местах были остановки для смены людей. Эти перемены и теперь ещё (1901 г. – Р.Ш.) прочно живут в памяти народной и даже продолжают иметь значение для плывущих по Волге всех возможных судов, плотов и пароходов.

Заработок бурлаков колебался в больших пределах: лоцманы получали от Астрахани до Нижнего от 30 до 120 рублей, водоливы – 50-60 рублей, а рядовые бурлаки 28-40 рублей. Труд бурлака был чрезвычайно тяжёл. Надо было иметь очень крепкое здоровье и особенно крепкую грудь, чтобы вынести все тяжести дальней путины: от ступания с усилием по мягкому, рассыпающемуся песку, у бурлаков на ногах растягивались жилы, камни портили ноги, от сильного налегания на лямку грудью развивались проблемы с лёгкими, а от постоянного наклона головы к ней всё время приливала кровь, отчего у бурлаков портились глаза. Тяжесть пути в значительной степени зависела также от
противного (встречного – Р.Ш.) ветра и низкой воды. При низкой воде суда приходилось перегружать, а противный ветер не давал двигаться вперёд. То и другое сильно задерживало бурлаков в пути и, чтобы поспеть к сроку в Нижний, они должны были употреблять невероятные усилия и спать не более 2-3 часов в сутки. Недаром сложилась бурлацкая пословица: «Волга ину пору мать, а ину – мачеха».

Илья Репин. Бурлаки на Волге. Подробное описание деталей, изображённых на картине, можно посмотреть здесь

С середины XIX века бурлаки начинают постепенно уходить в историю: суда всё больше оснащаются паровыми двигателями и всё меньше нуждаются в силе бурлаков.