Танкеры в Царицыне
Танкеры в Царицыне

Танкеры в Царицыне

История Волгограда помнит времена могучего и стремительного развития города. В конце XIX века Царицын переживал настолько мощный экономический рост, что в город съезжались искать счастья и зарабатывать деньги люди из разных концов страны. Более того, сюда приезжали иностранные инженеры и промышленники, в том числе и из США — основывать здесь предприятия, жить и работать. В 1878 году на воду был спущен первый в истории человечества нефтяной танкер. И в первый свой рабочий рейс он пошёл вовсе не от берегов Персидского залива, а из Баку — на Волгу, к Царицыну. Назывался он «Зороастр» и принадлежал братьям Нобелям, которые имели в Царицыне огромные керосиновые склады («Нобелевский городок«). 

 

Вскоре танкеры стали для Волги обычным видом транспорта, но была проблема: стоили они очень дорого. Производили их в Швеции, они не могли пройти по верховьям Волги и поэтому их собирали в виде двух половин, таким образом везли по рекам и только потом дособирали на месте. Само собой всё это было очень сложно. В начале 1880-х в Нижнем Новгороде создали было товарищество «Лебедь», которое строило танкеры, однако там их тоже лишь собирали — из шведского металла шведским инструментом и инженеры там все были шведы. Россия имела всё необходимое для организации собственного производства, но не находилось человека, который его бы организовал. 

Александр Бари источник

И вот в Царицын из Америки приезжает некий Александр Бари (хотя он был и российского происхождения). Бари влюблён во всё русское, создаёт здесь предприятие, нанимает на него только местных и решает организовать здесь, в городе, производство танкеров. Нанимает девять человек местных инженеров, несколько механиков, и 350 человек рабочих — около 250 — царицане, остальные — приезжие, в основном из Тулы и Калуги. Зарплата на заводе высокая, мастера получают 5 рублей в день, на заводе нет системы штрафов, но за пьянство увольняют незамедлительно. Металл закупается не в Швеции, а в Брянске, так что танкеры становятся полностью отечественными.
Спрос высокий — едва организовав производство — в 1883 году он получает сразу два заказа: от купца Шитова из Перми и от купца Баранова из Сарапула на сумму более 100 тысяч рублей. В то же время, заказ аналогичных судов в Швеции обошёлся бы покупателям в 150 тысяч рублей. Первый танкер, равняясь 38 саженей в длину и 5 в ширину имел грузоподъёмность в 60 тыс. пудов, второй при 31 сажени в длину и 4,5 в ширину — 40000 пудов. Начинается строительство. Только за 1884-й год завод осваивает 90 тысяч пудов железа. Завод проработает долго, до конца XIX века, возможно и дальше — надо проследить его судьбу, хотя это всего лишь маленький эпизод, один из множества… В 1880-1890-е годы в городе каждый год строили по несколько новых заводов, в основном — местными же промышленниками, хотя были и необычные примеры. 
Вот таким был когда-то Царицын.