История

  • ЦАРИЦЫН
  • СТАЛИНГРАД
  • ВОЛГОГРАД
  • ГУБЕРНИЯ
  • довоенный Сталинград

    Перекрёсток Ленина и Советской

    До революции улица Ленина называлась Успенской - в честь Успенского собора, с которой она брала своё начало. Улица Советская называлась Астраханская. Астраханская начиналась у Покровской церкви шла до Астраханского взвоза на Астраханский мост. В 1923 году обе улицы получили свои современные имена. Перекрёсток этих улиц был сфотографирован в своё время во все четыре стороны. Интересно его сравнить с современным состоянием.

    (Источник первых четырех довоенных снимаков - П.П. Олейников "Архитектурное наследие Сталинграда").

    Перекрёсток Ленина и Советской

    Фотограф стоит на перекрёстке и смотрит в сторону Астраханского моста через Царицу. По ул. Советской ходил трамвай, который поднимался с моста и заворачивал на ул. Ленина. Вдали хорошо видно, что дорога резко опускается вниз. Ни один из сфотографированных здесь домов не сохранился. Современный вид этого места такой:

    Перекрёсток Ленина и Советской

    Как видно спуск вниз, к реке не виден - дорога идёт горизонтально, рельеф изменили здесь после войны.

    Теперь повернёмя по часовой стрелке вправо, посмотрим вдоль ул. Ленина в сторону проспекта

    Перекрёсток Ленина и Советской

    Трамвай уходит вверх, справа вдали виднеется здание бывшей Александровской гимназии, ныне перестроенной в здание обласной администрации, напротив него через дорогу - нынешний краеведческий музей, который тогда был двухэтажным, но впоследствии (ещё до войны) к нему был пристроен третий этаж. Современный вид этого места такой

    Перекрёсток Ленина и Советской

    Справа вдали виднеется тот же угол бывшей гимназии (Областная администрация). Слева мы могли бы увидеть и музей, но он скрывается за деревьями. Все остальные здания - новые. Улица в этом месте стала шире, а вот дальше - за перекрёском с проспектом - сохранила свои дореволюционные, довоенные размеры.

    Поворачиваемся дельше, снова смотрим вдоль ул. Советской в сторону современной ул. Аллея Героев

    Перекрёсток Ленина и Советской

    Здесь мы снова видим трамвайные рельсы, поворачивающие на ул. Ленина. Впереди вдали вижнеется Покровская церовь, стоявшая рядом с центральным рынком. ОДноэтажное здание слева не сохранилось, а здание стоящее дальше по улице - сохранилось внутри серого сталинского дома, занимающего сейчас весь угол. Ещё дальше стоит сохранившееся здание Городской администрации. Церкви, разумеется, нет, но её фундаменты существуют в земле.

    Перекрёсток Ленина и Советской

    Тот же вид сегодня. Слева - серый сталинский дом, за деревьями не видно здание администрации. Улица Советская, по виду, стала шире, чем был до войны. Расширение произошло за счёт того, что дома, стоящие на стороне, что ближе к Волге, были отодвинуты. Противоположная сторона осталась на месте.

    Последний раз повернёмся по часовой стрелке и вновь посмотрим вдоль ул. Ленина, к Волге. Справа будет стоять красивый дом.

    Перекрёсток Ленина и Советской

    До революции здесь располагалась гостиница "Франция". Сейчас на её месте можно увидеть такое:

    Перекрёсток Ленина и Советской

    Просто жилой дом. Напротив него, через ул. Ленина стоит другая сталинка

    Перекрёсток Ленина и Советской

    На её месте, ближе к ул. Чуйкова стоял один из самых роскошных довом Царицына - дом Воронина. Он хорошо виден на довоенной открытке

    Перекрёсток Ленина и Советской

    На месте этой группы зданий стоит сейчас одна сталинка. После окончания Сталинградской битвы эта часть улицы выглядела следующим образом

    Перекрёсток Ленина и Советской

    Внизу вдали виден памятник Хользунову.

    Изменения, произошедшие за 80 лет, колоссальны, сохранилось немногое. Впрочем, я остаюсь твёрдым сторонником необходимости переименования обеих улиц, возвращения им исторических названий.

    Перекрёсток Ленина и Советской

     

    Тэги: Астраханская улица, Успенская улица

    Просмотров: 5482
    Поделиться новостью:

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Комментарии к этой новости
    Оставить комментарий

    Андрейка

    1 мая 2013 20:55 Публикаций: 0 Комментариев: 8 Статус: Пользователь offline

    Детство прошло на ул Советская, дом 6. В памяти остались воспоминания, о том, что остатки взвоза еще были в 1973-1974 гг и мост Астраханский(ещ
    е не окончательно замытый) тоже был.Был также жив мост возле Гасителя,по нему довелось полазить.Впосле
    дствии тоже был засыпан.
    Ул краснознаменска
    я в границах пр-т Ленина-ресторан
    Маяк была не асфальтированна
    я, сквера тоже не было.
    Где то в 1975 году строилась теплотрасса для речпорта и в районе памятника Хользунову довелось найти целую лампадку из розового стекла, по всей видимости останки от утвари Успенского храма. Как сейчас помню надпись 1902 год.Очень жалею что не удалось сохранить.

    Роман Шкода

    1 мая 2013 21:21 Публикаций: 535 Комментариев: 425 Статус: Пользователь offline

    Андрейке. Значит мост Астраханский точно именно замыт, не разрушен?
    Vitus1964. Исправил, спасибо! Думал об ул. Чуйкова, вот и написал :)

    Юрий М.

    2 мая 2013 10:09 Публикаций: 2 Комментариев: 94 Статус: Пользователь offline

    Да я тоже помню мост через Пионерку (где сейчас Гаситель)... дальше в грузовой Порт шла "широкая колея" рельс, а на Набережную "узкая колея" для Детской железной дороги. На мосту рыбаки всегда ловили рыбу - особенно весной когда она заходила в Пионерку на нерест... 


    Сама Пионерка была в виде речки с канализацией, заросшая кустами и камышом... Позже на дне положили большую квадратную трубу из бетона (высотой метра два) и канализация потекла в трубе, а вокруг стали засыпать песком.... Трамвайный мост к тому времени был по-моему обрушен, зарос травой а после и засыпан песком...

    На самой Пионерке хорошо помню старые дома у дома Голдобина - в последнем доме кажется был вытрезвитель...

    И останки разрушенных старых домов около современного моста - с одной стороны ( у Чекистов) была мельница вроде (внутри все стены были расплавлены от огня... А с другой стороны моста - справа тоже старое разрушенное здание.... и то и другое наполовину разрушили и засыпали песком....

    Андрейка

    2 мая 2013 20:50 Публикаций: 0 Комментариев: 8 Статус: Пользователь offline

    Роман, насчет целостности всего Астраханского моста ручаться не могу, но рельсы в песке со стороны ул.Советская в памяти отложились.Акку
    рат напротив места где с горки зимой катаются.Рядом же было какое-то полуразрушенное
    строение.
    Под домом Галдобина, на берегу р.Царицы б
    ыла баня, приблизительно напротив очистных сооружений.
    Есть еще одно примечательное здание довоенной постройки на ул.Советская-тр
    амвайная подстанция.Расп
    олагается между домами №4 и №6.Используется
    по назначению и по сей день.
    За ним, в глубине двора, есть еще одно здание.В настоящее время перестроенное до неузнаваемости.
    В начале 70-х было деревянным и выглядело достаточно древним.В нем располагался какой-то физкультурный комитет.Возможн
    о, это здание тож
    е довоенной постройки.

    Sergei

    2 мая 2013 21:27 Публикаций: 0 Комментариев: 17 Статус: Пользователь offline

    Я слышал что
    рядом с гасителем был красивый ж
    елезный мо
    ст (не Астраханский), но его именно засыпали. Кстати, дальше в зацарицынской части сохранились (в прошлом году видел) довоенные рельсы 1932 или 1936 годов и еще там есть остатки старой штуки с помошью которой паровозы водой заправляли, я не знаю как она называется(. Еще дальше на Баррикадной, внизу возле Волги есть маленький железнодорожный
    мост, сейчас там современная конструкция, но если присмотреться то можно увидеть остатки дореволюционног
    о кирпичного моста. Простите что немного не в тему. 

    Роман Шкода

    2 мая 2013 21:38 Публикаций: 535 Комментариев: 425 Статус: Пользователь offline

    ma32. Я помню мельницу, которая располагалась под нынешним разворотом скоростного трамвая на кольце, даже успел побывать в ней!
    Андрейке. Спасибо, про рельсы очень интересно, значит, они и до сих пор там, в земле! Дом в глубине двора вроде бы довоенный, он есть на многих фото, сделанных сразу после Сталинградской битвы. Но вот был ли он и тогда деревянным или его потом уже восстановили - это вопрос.
    Sergei. Очень интересная информация и про паровозы, про мост внизу Баррикадной, надо будет как-нибудь отправиться туда, посмотреть. А где именно эта штука для паровозов?

    Sergei

    4 мая 2013 21:53 Публикаций: 0 Комментариев: 17 Статус: Пользователь offline

    Штуковина эта находи
    тся между Гасителем и Баррикадной. Там развязка старой ж\д, где возле Волги ангары и склады стоят. Там и старые рельсы может остались. На рельсах год выпуск
    а партии можно сбоку посмотреть. Самые старые- 30х годов.

    Роман Шкода

    5 мая 2013 22:47 Публикаций: 535 Комментариев: 425 Статус: Пользователь offline

    Спасибо, надо будет сходить на разведку :)

    Юрий М.

    6 мая 2013 08:50 Публикаций: 2 Комментариев: 94 Статус: Пользователь offline

    Железный мост на месте Гасителя был ещё недавно (при моей памяти - мы с него рыбу ловили)! Он есть и на многих фото здесь по нему шли рельсы... Вчера вот знакомый рассказал что по этому пути ездили железнодорожные
    вагоны в порт который находился по всей набережной - от сегодняшней Музея Панорамы и до Ельшанки... там пути выходили к уже существующей железнодорожной
    линии - собственно, и сейчас они там проходят..... Потом Грузовой порт уменьшили, освободив Набережную. На Набережной железнодорожные
    пути поменяли на узкоколейку и привезли из Германии детские железнодорожные
    составы (это после войны) - где-то есть фото - первые маленькие немецкие паровозики которые там водили дети...

    Кстати, сейчас Грузовой порт опять уменьшают, может даже вообще уберут - территорию около путей теперь будут занимать жилые дома - там уже их строят, за бывшей 18 школой в которой я и учился..

    Роман Шкода

    6 мая 2013 17:51 Публикаций: 535 Комментариев: 425 Статус: Пользователь offline

    Так значит, ДЖД не всегда была узкоколейной? Этого я не знал.
    А то, что около грузового порта собираются строить - это хорошо, уж больно там места заброшенные, так близко к центру!

    Юрий М.

    6 мая 2013 21:57 Публикаций: 2 Комментариев: 94 Статус: Пользователь offline

    Вот хорошая статья с фото о Сталинградской  детской железной дороге, открыта она была в 1948 году и проходила от реки Пионерки и до Мамаева кургана... длиною в 3 км... и две деревянные станции - http://www.dzd-
    ussr.ru/towns/v
    olg/1948.html


    Ту станцию что  у реки Пионерки я ещё немного помню... там стояли три состава по 3 - 4 вагона и был небольшой вакзалик деревянный... всё это было в зелени и много детей! Это было где то 1965 год...

    Роман, я вам там послал фото какой была Пионерка перед её засыпанием... там видно, что её практически небыло.... она текла под трамвайным мостом в виде небольшого вонючего ручейка канализации... и впадала в небольшой залив около железного моста у Волги... там была стоянка лодок... весной туда входила рыба и её ловили с моста сетками и удочками...

    Роман Шкода

    7 мая 2013 17:24 Публикаций: 535 Комментариев: 425 Статус: Пользователь offline

    Спасибо за ссылку! Надо же - не так и давно всё это было...

    Andrey-ka65

    12 мая 2013 14:54 Публикаций: 0 Комментариев: 3 Статус: Пользователь offline

    Раз уж заговорили о детской железной дороге, хотелось бы добавить некоторые факты, опубликованные РЖД. Думаю будет интересно...
       Решение о строительстве детской железной дороги в Сталинграде было принято в 1947 году. Дорогу открыли 1 мая 1948 года. Она была названа Малой Сталинградской железной дорогой и пролегала вдоль Волги. Протяжённость дороги составляла 3,5 км. Пассажиров возили три состава. В то время МСжд была одной из двух детских жд, когда-либо имевших необычную ширину колеи - 600 мм (вторая находилась в Астане, Казахстан). На них использовали трофейный подвижной состав, взятый на разобранных военно-полевых узкоколейных жд, построенных немецкими войсками в ходе наступления на Сталинград. Рельсовый путь также был трофейным, с металлическими шпалами, которые никогда в нашей стране не выпускали.
       В 1984 году в связи со строительством речного вокзала детскую жд перенесли в пойму р.Царица, где она и находится сейчас. На дороге имеется 3 станции - Чекистов, Пионерская и Гаситель. Протяженность - 1,5 км. Подвижной состав состоит из двух тепловозов и четырёх вагонов.

    Роман Шкода

    12 мая 2013 15:18 Публикаций: 535 Комментариев: 425 Статус: Пользователь offline

    Про железные шпалы - никогда не слышал! Интересно, до каких времён ходили по ДЖД немецкие трофейные вагоны? Их вообще меняли с тех пор? Не те же вагоны там ходят и сейчас? (давно там не был, надо как-нибудь прогуляться).

    Andrey-ka65

    12 мая 2013 16:21 Публикаций: 0 Комментариев: 3 Статус: Пользователь offline

    Был там вчера. Собираюсь еще и сегодня с камерой сходить. Если есть желание - можно совместный поход организовать :))

       Кстати, в заметке про здание пивного склада около Сурских бань есть упоминание о том, что на углу Астраханской и Успенской был пивзавод. Возможно на одном из старых фото именно он и изображен?

    Роман Шкода

    12 мая 2013 16:26 Публикаций: 535 Комментариев: 425 Статус: Пользователь offline

    Может, и он, точной информации по большинству зданий нет.
    Сегодня я на ДЖД не смогу попасть (далеко).

    Андрейка

    16 июня 2013 16:08 Публикаций: 0 Комментариев: 8 Статус: Пользователь offline

    Канализационный
    люк в одном из дворов по ул.Советская

    Роман Шкода

    16 июня 2013 17:12 Публикаций: 535 Комментариев: 425 Статус: Пользователь offline

    Интересно бы найти информацию о производителе этих люков!
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    ВКонтакте