История

  • ЦАРИЦЫН
  • СТАЛИНГРАД
  • ВОЛГОГРАД
  • ГУБЕРНИЯ
  • храмы Царицына

    Старообрядческий храм

    На фотографиях панорамы Царицына, сделанных с пожарной каланчи, на дальнем плане можно заметить сооружение, напоминающее небольшую церковь. Интересно, что в этом районе ещё с 1860-х гг. действовала Вознесенская церковь (её колокольня возвышается в правой части кадра, на том месте сегодня располагается Ворошиловский Торговый центр), а этот, второй храм, почему-то не указывается в списке православных церквей Царицына. Что же это за храм?


    Старообрядческий храм


    Чуть крупнее:

     

    Дело в том, что это был старообрядческий храм. В распоряжении исследователей есть только небольшая его фотография изначально выложенная на сайте Старообрядчество в дореволюционной России:


    Сообщается, что это - Внешний вид старообрядческого храма во имя Успения Пресвятой Богородицы в г. Царицыне-на-Волге Саратовской губернии.

     

    По информации С. Сены Старообрядческий храм располагался на Грушевской улице. К его территории впоследствии "прислонилось" трамвайное депо. 

     

    Сайт "Жизнь общин" сообщает об этом храме:


    Храм "начал строиться в 1905 году при активном участии донского казачества и волжского купечества. Работа шла быстро. В 1907  церковь уже освещали. Храм располагался на берегу Волги, на пересечении улиц Пугачевская и Грушевская (на территории нынешнего трампарка). Это был деревянный однокупольный храм. Конечно, он не вмещал всех древлеправославных христиан города, но верующие были очень рады  этой церкви. С 1924 года настоятелем храма стал отец Авдей Артемьевич Шиклов. Как вспоминают старожилы храма, на каждой службе церковь была переполнена молящимися, очень много приходило молодежи и детей. Предпринимались попытки открыть церковно-приходскую школу для молящихся деток. Но советская власть нарушил все планы и в 1938 году после долгих усилий безбожники все же закрыли храм. В его стенах были размещены мастерские. Начавшаяся война с фашистской Германией не пощадила храм - он был разрушен".


    Внутренний вид храма:


    Источник

    Очень интересная церковь!

    Тэги: Храмы

    Просмотров: 3491
    Поделиться новостью:

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Комментарии к этой новости
    Оставить комментарий

    ljug.64

    24 марта 2013 16:21 Публикаций: 0 Комментариев: 81 Статус: Пользователь offline

    Молодец Роман! Глазастый ! Я тоже смотрел - но видимо недостаточно внимательно, фото храма было давно -но вот информации по нему минимум , хорошо что Сена дал наводку а так гадали бы еще ... Да , есть еще фото иконостаса храма (из той же серии что и само фото храма)

    Роман Шкода

    24 марта 2013 18:02 Публикаций: 535 Комментариев: 425 Статус: Пользователь offline

    Да, если бы не Сена, наверное и не удалось бы понять - что это и где. Иконостас и не видел, теперь посмотрел, спасибо!

    Сергей Иванов

    27 мая 2013 15:15 Публикаций: 0 Комментариев: 4 Статус: Пользователь offline

    интересное фото, спасибо Роман! Только есть несколько но: вверху указано, что храм начали строить в 1905 г., а освятили в 1907 г., и он деревянный, между тем на фото из журнала "Церковь" явно каменный, а фото Скорбященской площади какого года? Буду еще прикидыывать&nb
    sp;

    Роман Шкода

    27 мая 2013 15:50 Публикаций: 535 Комментариев: 425 Статус: Пользователь offline

    К сожалению, по этому вопросу я не сталкивался с источниками. Откуда брали информацию С. Сена и Е. Воробьёв - не знаю. Храм на фото и впрямь каменный, а откуда сведения, что он деревянный - надо изучать вопрос. Фото Скорбященской площади - часть серии, на которой ещё нет Дома Науки и искусств, т.е. фото сделано немного до 1914 г., а может и несколько раньше. Во всей этой истории меня смущает ещё одна проблема. Мне кажется, что неизвестная церковь с фото с каланчи стоит слишком далеко от Вознесенской церкви. Если учесть, что Вознесенская церковь стояла на месте нынешнего ворошиловского торгового центра, а ул. Грушевская идёт от ТЦ к Волге - церкви должны при любой проекции стоять совсем рядом. А расстояние на фото большое. Хорошо бы опознать ещё какой-нибудь объект за Царицей чтобы восстановить проекцию и более точно определить нахождение церкви.

    краевед

    27 мая 2013 20:24 Публикаций: 17 Комментариев: 68 Статус: Пользователь offline

    Здравствуйте, Сергей! Это Александр, мы с Вами общались о подземельях ВГТЗ. Что можете прояснить по поводу реальности установки крестов на собор Александра Невского? Ведь неизвестно ни одного фото с крестами! Но по церковным канонам освящать храм без них нельзя? Но при "белых" освящение состоялось?
    Как Вы относитесь к воспоминаниям старожилов, что кресты не только были установлены, но и были особенными: в металлические каркасы крестов были вмонтированы зеркальные вставки. И с большого расстояния отражение зеркальных планок крестов, расположенных под различными углами, позволяло определять время. Такие кресты сконструировал какой-то ученый. 
     

    Роман Шкода

    27 мая 2013 22:15 Публикаций: 535 Комментариев: 425 Статус: Пользователь offline

    Как это неизвестно ни одной фотки?? Их установили ещё в 1917 году!

    Сергей Иванов

    27 мая 2013 22:42 Публикаций: 0 Комментариев: 4 Статус: Пользователь offline

    Мне передавали воспоминания бабушки, что кресты были хрустальные и сияли на солнце, но понятно, что это были просто зеркальные вставки в обычные металлические кресты, что получило большое распространение
    в это время.

    Есть у меня одна идея, что, возможно, это храм не старообрядчески
    й, а Рождество-Богор
    одицкий, который был в Царицынском отделении Балашовского Покровского женского монастыря. Вероятнее всего, сохранившееся сейчас здание торгрекламы на Циолковского все же не церковно-приход
    ская школа Вознесенского храма, а 2-этажный корпус для монахинь, какой там и был. Храм даже пережил войну. могу прислать фото

    ljug.64

    27 мая 2013 22:49 Публикаций: 0 Комментариев: 81 Статус: Пользователь offline

    Извините - Рождество-Богор
    одицкий храм незнаком мне лично в Царицыне что то - можно поподробнее? И что за фото?

    Роман Шкода

    27 мая 2013 23:53 Публикаций: 535 Комментариев: 425 Статус: Пользователь offline

    Очень интересно - ведь про церковно-приход
    скую школу тоже известно только то, что она стояла на ул. Каширской, а то ли самое это здание или нет - никто ведь и не говорит определённо! Фото, если можно, было бы очень интересно посмотреть. Если всё так - значит, "старообрядчес
    кий" сайт ошибся?

    краевед

    28 мая 2013 00:05 Публикаций: 17 Комментариев: 68 Статус: Пользователь offline

    Материкин в кн."Собор Александра Невского" на стр.114 сетует, что "на всех известных фото собора, как дореволюционных


    , так и послереволюцион


    ных, отсутствуют кресты на куполах". И далее: "Освящение храма состоялось 19 мая 1918", что "не могло совершиться...б


    ез крестов на куполах". И предполагает:"


    водружение крестов...состо


    ялось или в 1917...после окончания строительства..


    .или накануне освящения".
    На стр.115 есть фото собора 1мая 1923г, главный купол не виден, но на малом - что-то похожее на крест.
      На фото точно наш собор?

    Роман Шкода

    28 мая 2013 00:11 Публикаций: 535 Комментариев: 425 Статус: Пользователь offline

    Ну, значит, фото с крестами просто очень редкие...

    Аскал

    28 мая 2013 19:21 Публикаций: 6 Комментариев: 108 Статус: Пользователь offline

    Да У Материкина проскакивала такая информация - что нет фото собора с крестами ,но это вероятно на момент написания книги...А это фото (которое показал Роман) "всплыло "  не так давно и оригинал принадлижит нашему волгоградцу.Он несколько месяцев назад выкладывал его на одном форуме и с тех пор оно кочует по сети.))

    Роман Шкода

    29 мая 2013 11:48 Публикаций: 535 Комментариев: 425 Статус: Пользователь offline

    Ну да, понятно, в последнее время "всплыло" очень много фотографий, которые раньше никто не видел. Я-то имел в виду ситуацию на настоящий момент. Вот, кстати, ещё одно:

    краевед

    29 мая 2013 18:04 Публикаций: 17 Комментариев: 68 Статус: Пользователь offline


    Хорошо бы датировать оба фото собора. На первом - на плакатах орфография ещё старая, кажется на новую перешли в 1918г?  
    На растяжке: "Да здравствуетъ учредительное собрание". Заседание состоялось 5(18) января 1918г. и было закрыто в 5 ч. утра 6(19) января. В ночь с 6(!9) янв. ВЦИК принял декрет о роспуске учредительного собрания. 

    После этой даты актуальность таких требований да ещё с массовыми выступлениями в центре провинциального
    уездного города была ли возможна? 

    Вероятно, что дата снимка конец 1917-начало 1918г. 

    Ирина Кондрашина

    7 ноября 2014 12:12 Публикаций: 0 Комментариев: 4 Статус: Пользователь offline

    По куполам - один в один старообрядческа
    я церковь и есть. Про деревянную ошибка что ли, ведь и на первом снимке, и на снимке внутри видно, что церковь каменная. 

    Алексей Фирсов

    22 апреля 2015 12:15 Публикаций: 0 Комментариев: 1 Статус: Пользователь offline

    Здравствуйте уважаемые форумчане. На приведенных здесь фото , из журнала Церковь за 1911 год ,наружный вид и внутреннее убранство  Успенской
    церкви Русской Православной Сарообрядческой
    церкви(название
    принято в 1988 году, старые общепринятые названия -Австрийское согласие и Белокриницкое),
    а на сайте "Жизнь общины" дано описание ДЕРЕВЯННОГО храма Русской Древлеправослав
    ной церкви(старое общепринятое название -Беглопоповцы).
     
    В Волгограде и в настоящее время существуют две общины старообрядцев , канонически независимые друг от друга.Обе общины имеют храмы.
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    ВКонтакте