Ошибка историков
Ошибка историков

Ошибка историков

Перед нами — интереснейшая и уникальная фотография. это — очень ранняя фотография Царицына, возможно — одна из самых ранних фотографий города, её датируют 1870-м годом. 

Чтобы сориентироваться — откуда сделан снимок, следует сказать, что Преображенская церковь стояла примерно на месте современного перекрёстка улицы Мира с улицей Комсомольской, перед нами — будущая улица Островского (тогда — просто край Базарной площади), что идёт во дворах по косой мимо старого корпуса Универмага, за гостиницей «Интурист». Фотограф стоит приблизительно на месте современного Вечного огня (чуть ближе к Волге и к гостинице «Интурист») — снимает с крыши несохранившегося здания.

Интересно фото также двумя вещами.
Во-первых, здесь изображена старая Преображенская церковь (Спасо-Преображенская церковь). Известно, что в конце XIX века она была капитально перестроена и все имеющиеся фото показывают её уже перестроенной, а вот изначальный вариант (такой, каковой её построили в 1771 году купец Ермолай и жена его Марфа) здесь я увидел впервые. Впрочем, о церкви этой должен быть отдельный разговор. Сегодня же я расскажу о другом здании. Это — большой двухэтажный дом, который стоит чуть правее центра, правее церкви.
Во-вторых, кажется, это фото обнаруживает существенную ошибку в периодизации строительства города Царицына, принятом на сегодняшний день.

Но обо всём по порядку. Этот дом в трудно узнавемом виде сохранился до сих пор.

В Постановлении Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 г. № 62/706 это здание отмечено как охраняемое, под номером 354. Его современный адрес — Островского,3. Здание помечено как купеческий особняк и датировано концом XIX — началом XX века. Как наглядно следует из картинки — ошибка периодизации составляет минимум 20-25 лет. Когда сделано это фото?

Автор фотографии — Александр Петрович Шевяков-Красовский. Это был неординарный, очень разносторонний человек. Награждённый медалью «За труды», широко известный своими этнографическими фотографиями. А.П. Шевяков-Красовский трагически погиб в марте 1884 года (о чём исследователь Нина Сухова написала в сборнике «Царицынского генеалогического общества»). «Мартовским днем 1884 года возвращался он из столицы и остановился в доме дубовского купца 1-й гильдии Петра Казеева. Ночью, загорелась комната, где заночевал гость. Рабочие затушили пожар и обнаружили с пробитой головой Шевякова-Красовского. В соседних комнатах нашли со смертельными ранами ещё двух взрослых мужчин и двух мальчиков. Не исключено, что смерть была связана с тем, что Александр Петрович лоббировал, как сегодня сказали бы, интересы дубовских богатых людей в столице, где решался вопрос о выборе места под строительство железной дороги на Грязи. Победили толстосумы Царицына» (взято отсюда). Впрочем, это, конечно, только версия. Нам же важно другое: А.П. Шевяков-Красовский погиб в марте 1884 года. Следовательно, фотография, о которой идёт речь, сделана не позднее осени 1883 года. И уже тогда дом, который сейчас числится под адресом Островского, 3 — был построен! Возможно, что снимок следует датировать и более ранним временем — А.П. Шевяков-Красовский снимал в Царицыне начиная с 1867 года, ему принадлежат кадры строящегося вокзала, гостиницы «Столичные номера». Все же официальные документы, касательно интересующего нас дома, упорно говорят но «конце XIX — начале XX века», то есть 130-140-летнему дому дают только 100-110 лет. Ошибка на 20-30%! Важно то, что с той же ошибкой, возможно, оценены очень многие другие царицынские дома.
Дом Островского, 3 в неизменном виде простоял до самой Сталинградской битвы.

Вот фото с уже перстроенной Преображенской церковью (то есть сделано оно между 1903 и 1917 годом). Наш дом (он прямо «под колокольней» церкви) — всё тот же. Видно, что на его фасаде закреплена вывеска. Прочитать её содержание я не могу, хорошо бы посмотреть оригинал (это важно — ибо резко расширило бы наши знания об этом доме).

Фото конца 30-х годов (знаменитый Универмаг ещё не построен). Видна старая Площадь Павших борцов (тогда к этому названию добавляли слово «революции» — Площадь павших борцов революции, впоследствии слово «революция» ушло из названия). Центральная клумба площади сделана на месте взорванного Александро-Невского Собора. Проспект Ленина сейчас проходит по касательной к кругу этой круглой клумбы — правее неё. Большой дом слева сейчас частично пересекает проспект Ленина, частично на его месте стоит Медакадемия. Это — знаменитый «Дом Лётчиков», разрушенный в Сталинградскую битву. Дорога, пересекающая правый нижний угол фотографии сейчас застроена рядом домов (где бывшее агентство Аэрофлота). В левом верхнем углу — сохранившаяся ныне улица Гоголя, ведущая к вокзалу. От всего, что здесь сфотографировано, не осталость ничего — кроме двух элементов. Это — обелиск, около которого сейчас — Вечный огонь (он виден в левой части кадра) и — наш дом! (отмечен красной стрелочкой). Как видно, он сохранялся в неизменном виде.


На фото, где-то 1943-1946 год. Здание разрушенного Универмага. Слева виднеется длинное светлое здание — хорошо сохранившееся, но разрушенное позже (вероятно, Островского, 1, сейчас этого адреса нет вообще). Правее него, «выглядывает» из-за Универмага — наш дом. Он сохранился во время боёв, хотя у него нет крыши и выбиты окна.

В 1947 году здание было восстановлено, в нём расположился ресторан. В 1967 году здание реконструировали, надстроив над ним третий этаж. Надстроиили его грубо, именно тогда дом и приобрёл свой современный вид.


Граница строй и новой кладки резко бросается в глаза. Видно, что строители в 60-е годы пытались сымитировать старые приёмы кладки — сделав «бровки» над окошками, но у них это плохо получилось.

С 1967 года ресторана в нём больше не было — там расположился райком КПСС Центрального района. После исторического перелома 1991 года в здании расположились Детская музыкальная школа №14 и Детская художественная школа №1, которые и находятся там до настоящего времени.


Старая кладка сохранилась в целостности. Фонарь на стене (слева), кажется, тоже исторический.


Как и многие другие здания фасад уродуют новые окна, сделанные по шаблонным схемам, без учёта исторического образа.


Вид сзади. Строители 1967 года здесь решили обойтись и вовсе без изысков…