Ровно за сутки до открытия фонтана на Привокзальной площади отправился посмотреть, что там получается. Впервые увидел саму скульптуру: до этого удавалось рассмотреть только постамент. Впечатление производит. Не знаю, может быть для людей чуждых истории города, которые довоенные и военные фото «Бармалея» видели пару раз мельком, полуосознанно, ничего особенного и не покажется, но у меня, когда в свете заходящего солнца из-за угла вдруг показались мне танцующие каменные дети — ёкнуло немного внутри. Не думал, что когда-то увижу… В общем и в целом мне понравилось, хотя, конечно, в частностях много нюансов.
В целом всё выглядит так.
Вроде бы те же дети танцуют вокруг того же крокодила. Скульптура несколько ослепляет белизной, но такой она и была изначально (это хорошо видно на послевоенных цветных снимках). Просто наиболее часто «дети» показываются на знаменитом фото 1942 г., там-то, конечно, было не до красок. Но отличия не только в этом. Присмотримся к снимку журнала Life, сделанного в 1947 г.
Как видно из сравнения двух снимков, исторические скульптуры были немного другими. Лица были сделаны намного грубее, а дети были как бы младше. Современная версия гораздо более изящна. Причёски у детей изменились, волосы отрасли, под горшок никто не подсрижен.
К сожадению, нужный для сравнения ракурс взять не смог, не пустили: бдительные стражи порядка преградили дорогу и сказали, что «фонтан ещё не открыт». Но, в принципе и так всё видно.
Как будто бы и позы поменялись. Крайняя справа девочка стоит в полуприсяде, сильно отставив назад левую ногу. В современной версии (эта девочка на предыдущем фото крайняя слева) поза совершенно другая.
С близкого расстояния дети выглядят так
Лягушки, из которых будет бить вода ещё не смонтированы и стоят в ряд в сторонке. Восемь штук, как и должно быть.
Несмотря на то, что до открытия оставались сутки, работы велись на полную мощность. Дел было ещё очень много. У меня сложилось впечатление, что третья смена мужикам обеспечена.
Напротив, на ступенях вокзала ведётся сооружение трибуны, с которой, видимо, будут произносить речь. Главные двери, соответственно, закрыты.
А вот сверху на всё это смотрят другие каменные люди. В общем-то, именно эти «люди» и стали в прошлый раз причиной того, что «Бармалей» был ликвидирован: тогдашним строителям показалось, что дешёвая довоенная скульптурная группа будет смотреться бедненько на фоне этих монументальных трубачей. Сегодня, сравнивая обе композиции, я не нашёл несовпадения уровней. По-моему, никакого особенного диссонанса нет. Во всяком случае с современной версией фонтана.
Со струпенек вокзала гостям города будет открываться такой вид
Посмотрев на новую версию «детей» я остался доволен увиденным. Опасения, что новодел будет смотреться подделкой, изуродует площадь и т.п. (высказывалось разное), по-моему не подтверждаются. Конечно, исторический фонтан стоял не на этом месте: он был дальше от вокзала, ближе к дому Репниковой. Но ведь того фонтана давно нет, а попытка создать точную его копию, кажется, была бы и впрямь неудачной.
Ранее на тему фонтана на сайте были две статьи:
История и эволюция фонтана, эскиз предлагавшегося изначально варианта реконструкции площади.
Фотографии начала строительства, сделанные 21 июля 2013 г.