Актёрам «Лаборатории» не нужна слава!
Актёрам «Лаборатории» не нужна слава!

Актёрам «Лаборатории» не нужна слава!

В Волгограде «Лаборатория современного театра» существует уже семь лет. В ней работают над сотворением пластических спектаклей, световых и клоунских. Это довольно необычные формы зрелищ для нашего города. Чуткий руководитель процесса – Степан Николишин – художник по свету, актёр, режиссёр, преподаватель актёрского мастерства. Ребята выступают на различных площадках.

 

Клоунада

Клоунада «Дурлеск»

 

«Лаборатория» – мистическое место, в которое многие хотят попасть, но не могут. Вам повезло, что вы сегодня сюда попали», – такими словами меня встретил Степан Николишин.

 

Степан Николишин

 

Небольшая светлая комната. Зеркало, ширма, стол – ничего лишнего. Здесь проходят занятия актёрской студии. Кто-то из учеников переодевается, кто-то говорит с мастером «о наболевшем». Занятие начинается с комплекса физических упражнений. Степан внимательно следит за правильностью выполнения и рассказывает мне о своём проекте:

– Я веду занятия по своей авторской системе. Безусловно, она включает в себя систему Станиславского и его учеников, школу М.А. Чехова, Ежи Гротовского, а также элементы хатха-йоги и восточных боевых искусств.

– Как йога и боевые искусства связаны с театром?

– Напрямую. Инструмент актёра – его тело. Соответственно, чем больше развито тело, тем больше у актёра возможностей на сцене. Техника хатха-йоги развивает умение расслабляться, находить удобное в неудобном. Без таких навыков актёр тратит огромную часть энергии и всё равно находится в нечеловеческом напряжении. В боевых искусствах есть очень хороший метод постепенного развития внутреннего ощущения тела.

Один из матёрых учеников объясняет новичку суть упражнения: «Представь, что тебя за макушку привязали на ниточку к потолку.»

– В любом упражнении надо наработать ощущение, тогда будет легко, – поясняет художественный руководитель, прерывая метафорическую речь – Нужно научиться внутри совершенно по-новому относиться к самому факту движения. На сцене это крайне необходимо.

– Для чего вы после каждого спектакля устраиваете обсуждение? Наверняка вы уже слышали немало отзывов о вашем творчестве.

– Мы с большим уважением относимся к критике. Мы готовы услышать любое мнение от совершенно негативного до абсолютно положительного. Что говорят про нас театральные деятели мы уже наслушались. И хвалили нас, и ругали нас. Даже если спектакль – лауреат многих фестивалей, имеет много наград, мы не кичимся этим. Нам каждый раз важно услышать мнение зрителя. Мы боимся привыкнуть к тому, что мы хорошие или плохие. Мы боимся того, о чём предупреждал ещё Станиславский, боимся «заштампованности». Для нас это основной принцип. Спектакль – это мгновенное искусство. Это происходит только здесь и сейчас. Каждый раз всё начинается заново, каждый раз – с чистого листа. То, что мы потом рассказываем о постановке – это миф. Настоящее искусство существует, пока вы находитесь в зрительном зале. Конечно, мы знаем заранее, какие эффекты нас ожидают, но… Никогда не знаешь, именно сегодня состоится ли момент единения со зрителем…

 

Световой спектакль

Световой спектакль «День художника»

 

На прощание один из учеников гордо заявил мне: «А знаете, актёрам «Лаборатории» не нужна слава.»

Думаю, этим ребятам действительно нужно нечто большее…