Руслан Поланин в лабиринтах бессознательного
Руслан Поланин в лабиринтах бессознательного

Руслан Поланин в лабиринтах бессознательного

Голова
и кроссовок в тепловизоре, героини диснеевских мультфильмов вместо классических
образов известных мастеров, невероятные космические палитры… Все это работы
современного художника Руслана Поланина. Его картины никого не оставят
равнодушным. 
 

 

 

Почему
такие необычные образы, спросите вы. Творчество Руслана находится в тренде
современного искусства, которое в отличие от прежних, классических подходов,
сфокусированных преимущественно на объективной реальности, разговаривает языком
бессознательного. Если смотреть на эти работы именно под таким углом, то многое
становится понятным. Настоящий художник всегда больше, чем просто график. В
первую очередь, он – ловец смыслов. Именно этим особенно сильны работы Руслана
Поланина, среди которых немаловажное место отводится инсталляциям. 
19 июня на Спиртзаводе (ул. Слесарная, д. 101) откроется Декада паблик-арта «(Из)Обретая публичное: точки входа». Побеседовав с Русланом, далось узнать, как рождался его замысел инсталляции «Crazy Wall»/«Одержимость», которую он собирается представить на Спиртзаводе. 
 

 

– Руслан, когда и почему возник ваш
проект. Кто явился инициатором, был ли какой-то стимул извне, какое-то событие
и т.д.
– Когда точно возник замысел
«Crazy Wall» сказать сложно, за все время проекта я предлагал довольно много
различных идей для реализации (в том числе и не на территории Спиртзавода), но
конкретно идея с доской расследования возникла, наверное, где-то в конце марта.
Вообще, так как на первом этаже «Красного куба» (помещении бывшего спиртсклада)
я работаю не один, изначально предполагалось, что мой проект будет об апологии
и необходимости забвения, оппонирующий другому проекту, представляющему собой
реконструкцию исторических событий жизни завода. Т.е. на первом этаже должна
была быть представлена репрезентация прошлого в виде двух его аспектов: памяти
и забвения. Но в процессе обсуждений и работы над проектами, все как-то немного
сместилось, перемешалось и получилось то, что получилось. 
Стоит сказать, что Спиртзавод
меня заинтересовал, когда я впервые увидел фотографии его территорий и цехов
(первый раз я не учувствовал в ознакомительной поездке на Спиртзавод). Я
подумал, что это атмосферное место упадка и забвения интересно с точки зрения
его истории и в то же время идеально подходит для создания мифов. Чего стоит
только конструкция неизвестного предназначения, так похожая на кромлех или
темные, пыльные помещения, где когда-то работали люди. 
Но еще сильнее
Спиртзавод захватил мое воображение, когда я узнал про детали его послевоенного
существования (тогда он назывался Сталинградский гидролизный завод), так, люди
в то время не только работали, но и жили там, при этом на территории завода
находились блиндажи, баня, детский сад, столовая, медпункт, подсобное хозяйство
и т.д.  Также заинтересовали и архивные
данные, в которых говорилось, что на заводе выращивали мицелий гриба и
производили дрожжи. Ну и, конечно же, я не мог обойти вниманием информацию о
300 немецких военнопленных, направленных на гидролизный завод для
восстановительных послевоенных работ, а особенно того факта, что уже спустя 3
месяца по каким-то неизвестным причинам на работу выходило только 150 человек.
Куда пропали остальные и что с ними случилось? Это ведь отличная завязка для
детективной истории и начала расследования. 
Кстати, если вас
интересует почему «ключ к разгадке – технологический процесс производства
продукции на заводе, основанного на разведении культур грибов», как сказано в
синопсисе, и как так получилось, что тема гриба стала основой для инсталляции,
то конкретного ответа я не дам. Может, сыграло роль, то, что я должен был
делать проект о забвении, а плесень (тоже гриб) является отличной метафорой
забвения, а может, были обнаружены еще какие-то документы и материалы в
архивах, подтолкнувшие к этой идее, а может, еще что-нибудь. Пускай это
остается неизвестным. Так что, кому это интересно, придется прийти на открытие
проекта и самому найти ответы.
 

 


Руслан, что вы хотите дать миру своим проектом. Какие смыслы вы несете?
– Как уже говорилось –
этот проект о забвении, а также невозможности адекватных или, точнее будет
сказать, объективных исторических реконструкций. История – это всегда не данная
нам реальность, а вновь созданная в человеческом  сознании идеологическая конструкция, т. е.
реальность, организованная в соответствии с господствующей идеологией,
подчиненная тому или иному дискурсу. Но в то же время, в
этой работе создается и развивается новое мифологическое пространство, а миф –
это форма культурной памяти, которая способна сохранять воспоминания о тех или
иных событиях и вещах не хуже архивных документов, а может даже лучше, учитывая
физический фактор старения и разрушения материала под действием времени.
Следует сразу сказать, что это многоуровневая работа. И как уже было сказано,
лейтмотивом инсталляции служит тема гриба и мицелия. Так, например, грибы в
этой работе выступают в качестве метафоры коллективной идентичности  и коллективного разума, а нити, соединяющие
текстовый  и фотоматериал, несут не
только практическую функцию, но и являются аллюзией на мицелий. Кстати, также
внимательный зритель поймет, что это пространство, состоящее из сети нитей, документов
и фотографий является также метафорой интернета — еще одной утопии, вызвавшей в
свое время эйфорию по открывающимся возможностям, но так и не оправдавшей
надежд. 
В этой инсталляции есть
место не только прошлому, но и настоящему с его проблемными точками. Стоит
отметить, что этот проект, помимо уже названого, содержит в себе проблематику
помешательства и одержимости, как людей прошлого, так и самого исследователя (Alter-ego художника), выступающего в роли
детектива, расследующего эту историю. 
В общем, эта работа
содержит в себе большое количество смыслов, тем, аллюзий и отсылок, которые для
себя можно открыть при желании и наличии времени. 

Руслан, что вы лично ждете от проекта «(Из)Обретая публичное: точки входа»?
В принципе, все, чего я
ждал от этого проекта, я уже получил. Это новые знания, новые знакомства,
неоценимый опыт, как в художественном плане (опыт работы по созданию
сайт-специфического проекта), так и по работе и взаимодействию с коллективом
(спасибо всем, кто помогал в реализации проекта).
 

 

Пользуясь
возможностью увидеть инсталляцию Руслана Поланина «Crazy Wall»/«Одержимость» до
открытия выставки, попробуем провести самостоятельное расследование. Возможно,
увидеть новые смыслы. Ведь настоящее творчество всегда больше художника. После
рождения оно начинает жить своей, собственной жизнью. Итак, посмотрим!
Инсталляция
Руслана Поланина, выполненная в рамках Декады паблик-арта, завораживает и
пугает одновременно. Здесь попытка проникнуть в тайны прошлого, найти какие-то
связи, выстроить ассоциативные ряды. Тема грибов и грибницы в широком смысле
выступает как некий связующий материал. Вот перед нами древние шаманы, люди с
наскальных изображений. Все это ассоциируется с первыми временами человечества,
когда самосознание человека как личности только зарождается. Мир настолько
непонятен для него, что кажется бесконечно темным и враждебным. Человек еще не
может противостоять этому и пытается договариваться с тьмой. Грибы выступают
глюкогенным, шаманическим зельем, способным увести слабого человека в мир духов
и иллюзий из пугающего пространства реальности, где необходимо непрестанно
бороться и выживать. 
 

 

Далее, в своей
инсталляции Руслан Поланин показывает, как человечество растет
и свет сознания все больше пробивается через грибницу неизвестности бытия.
Однако людям еще надо преодолеть мракобесие предрассудков, страшные эпидемии.
Здесь центральным материалом становится фрагмент о спорынье, – грибе,
паразитирующем на колосьях злаковых, вызывающем при употреблении страшную
болезнь, – «Антониев огонь» или эрготизм. В Средневековье целые деревни
вымирали, не ведая о страшных свойствах спорыньи. 
 

 

В инсталляции Руслана можно найти множество
детальной информации, рассказывающей о эволюции человечества, о тех мучительных
поисках Света, Истины, о борьбе за существование и развитие. И вот, наконец,
близкий нам XX век. Человечество много уже познало. Мир стал более понятным и
дружественным. Но что мешает ему жить прекрасной, просвещенной жизнью? И тут в
инсталляцию Руслана врывается тема войны. Здесь нет картин крови и жестокости.
Зато наглядно показано, как жизни людей уходят в грибницу разложения, так и не
получив возможности раскрыться, творить, личностно реализоваться. 
 

 

И вот наш, XXI век. Наверное, самым впечатляющим элементом здесь является фотоснимок
«ядерного гриба». Этот образ вызывает ужас и заставляет о многом задуматься. О
чем? Почему так нелогично? Человечество стало значительно более сильным, создало
невероятные технологии, способные победить болезни, осваивать микро- и
макромиры, летать в космос. Почему такой конец? Все просто и сложно
одновременно. Значительно продвинувшись в познании мира, получив, так скажем, в
общем доступе, все основные материальные блага, человечество решило, что теперь
не надо искать спасающую Свет и Истину. Человечество расслабилось и
стремительно погружается в грибницу своих страстей, существующую не только в
объективной, а уже и в субъективной реальности глобальных сетей. 
На самом деле, мы не так далеко ушли от
Средневековья. Некоторые субкультуры об этом наглядно свидетельствуют. Например,
есть наши современники из «просвещенного человечества», которые отмечают «День
велосипеда», т.е. день открытия психоделических свойств ЛСД. Это вещество было
выделено как раз из спорыньи. Ирония в том, что эта субстанция, после открытия
ставшая модным феноменом, целое тысячелетие попадала на стол крестьян Европы,
вызывая галлюцинации, мучения и смерть.
Грибы и плесень больше всего боятся
ультрафиолета. Грибы, существующие не только в объективной реальности, но и «субъективная»
плесень, заразившая наше мировосприятие. Только поиск Света и Истины способен
удержать человечество от небытия в иррациональной бездне. Инсталляция
талантливого современного художника Руслана Поланина «Crazy Wall»/«Одержимость» заставляет нас задуматься, действительно ли мы – просвещенное
человечество или все еще те люди из пещерных изображений. Что внутри нас?
Грибок или Свет? Хочется верить, что, все-таки, человечество и в этот раз
удержится, спасется Светом Разума и ужасающий ядерный гриб не станет последней
вспышкой нашей цивилизации.