С этой публикации мы начнём серию статей про царицынскую архитектуру.
Царицын был полон удивительно яркой и интересной кирпичной резьбой. Несмотря на дороговизну и сложности такого способа украшения фасадов дома, резьба эта красовалась на большинстве городских зданий, построенных в конце XIX — начале ХХ века. Несмотря на Сталинградскую битву и массовый снос исторических зданий в 50-70-е гг., сохранилось довольно много интереснейших образцов, в украшении которых интересно было бы разобраться. Не просто смотреть на дом в целом, не вдаваясь в детали, а именно вникнуть в них, уловить между ними скрытые взаимосвязи и влияние друг на друга.
Первое, чем мы займёмся — сандрики. Сандрик — это украшение над окном дома. Первоначально он был нужен как карниз над окном, но к тому времени, о котором мы говорим — стал просто украшением. В сталинской архитектуре сандрики встречаются редко, а вот представить себе царицынский дом без сандрика почти невозможно!
На фото — небольшой домик, Ковровская, 20а, мы начнём именно с него, как с примера простого и односложного. У этого дома декоративно оформлена только одна, основная фасадная стена, выходящая на ул. Ковровскую. Там всего три окна и бывшая входная дверь (видимо, в здании располагался магазин или контора), сандрики имеются над всеми ними.
Собственно, сандрик, наш сегодняшний герой — на втором фото. Он состоит из двух частей — нижней горизонтали и верхней арки. Формы усилены т.н. «сухариками» — ещё одним элементом старинного декора.
Сухарики — это ряд небольших прямоугольных выступов, обычно они появляются на карнизах зданий, но в данном случае — на обрамлениях окон. Это один из любимых приёмов украшения царицынского сандрика. Здесь мы видим их два ряда, как под нижней частью, так и под верхней аркой сандрика.
Нижняя горизонтальная часть как бы опирается на два элемента, представляющих собой стилизацию под консоли (тоже очень распространённый в Царицыне подход). Три окна оформлены совершенно одинаково.
Четвёртый сандрик, который на фасаде расположен справа, над бывшим, заложенным ныне дверным проходом, проще трёх оконных — у него нет ни нижней перекладины, ни консолей, они, вероятно, мешали бы двери.
Вот так украшен этот дом. Обычно взгляд скользит по деталям, не останавливаясь на них, что сильно обедняет восприятие архитектуры. В дальнейшем, отталкиваясь от сегодняшней статьи-«базы», переходя от одного здания к другому, мы будем постепенно находить общие и уникальные элементы в каждом конкретном случае, а также выявлять сложные связи между ними!