К 70-м годам XVIII века в Царицыне существовали четыре церкви – Успенский собор, Троицкая, Иоанно-Предтеченская и Покровская церкви. Все они были расположены внутри крепостных стен города. Между тем, с началом активного развития предместий, возникла потребность в строительстве храмов и за пределами городских стен. В 1771 году в Преображенском форштадте, (недалеко от нынешнего перекрёстка улиц Комсомольской и Мира) строится каменная Преображенская церковь. Четырьмя годами позже, в 1775 году, недалеко от неё, за зданием современного НЭТ начинается строительство деревянной церкви Во имя Скорбящей Божьей Матери. Территория за храмом тогда была занята кладбищем и церковь имела статус кладбищенской. К 30-м годам XIX века, после полувека эксплуатации здание обветшало и было принято решение о строительстве нового, каменного храма. Проект новой церкви разработал архитектор Г.В. Петров, однако, как пишут С.М. Иванов и В.И. Супрун в книге «Православие на Волгоградской земле: храмы Царицына-Сталинграда-Волгограда» (2003) проект этот был отклонён губернским архитектором. Был разработан новый проект, прошедший необходимое согласование, однако итоговый вид здания в значительной степени использовал первоначальный, не утверждённый проект. Строительство храма организовал и профинансировал царицынский купец Илья Бабаев (в дореволюционных источниках встречается вариант фамилии «Багаев»). Строительство завершилось в 1837 году. Первоначально храм был выстроен без колокольни и простоял в таком виде около пятидесяти лет.
Ч/б оригинал фото из архива Н.Смурова опубликован в сообществе «Живой Царицын». Восстановление цвета – авторское (Р.Ш.) Как видно на фото – колокольня в первоначальном варианте представляла собой невысокое отдельно стоящее строение. Фото можно датировать 1880-ми годами.
Скорбященское кладбище было закрыто в 1886 году. Судя по всему, закрытие кладбища было формальным актом, официально засвидетельствовшим фактически сложившееся положение вещей. Вероятно реальные захоронения на этом кладбище прекратились задолго до 1886 года. Так, А.Н. Минх, говоря о Скорбященской церкви (в книге «Словарь Саратовской губернии), пишет, что «к западу и к северо-западу от церкви местность покрыта могилами, могильными, большей частью попадавшими, крестами и памятниками. Место, бывшее под кладбищем, занимает до 500 квадратных сажен». Он же указывает, что на площади у церкви на Рождество и Пасху устраивались «балаганы и качели». (Впрочем, кладбище на этом месте существует и по сей день: в конце 90-х, при восстановлении здания пожарной охраны, в земле было найдено много старинных гробов, которые были перевезены на другое кладбище).
Вероятно, в конце XIX века к церкви пристраивают высокую колокольню, после чего храм приобретает свой законченный вид.
Фото из архива А. Лапинского, ВОКМ. Скорбященская церковь с колокольней. Её положение на местности хорошо видно благодаря сохранившемуся зданию с пожарной каланчой
В церкви, кроме главного, было ещё два престола. Правый – во имя Ильи Пророка, левый — во имя Николая Чудотворца. При храме действовала Владимирская церковно-приходская школа, построенная на 900-летие крещения Руси Михаилом Дехтярёвым. В храме служили два священника, один диакон и два псаломщика.
Колокольня храма
Из-за того, что колокольня строилась по отдельному, более позднему проекту, архитектурно она была сложнее и богаче основного храмового здания. К концу XIX века на месте пыльной большой площади возник городской парк, сохранившийся и до наших дней.
Вид с пожарной каланчи. На фото ещё нет здания Дома Науки и искусств – современного НЭТ. Расцвечивание дореволюционное
После окончания Гражданской войны начинаются гонения на Церковь. Скорбященскую церковь закрывают одной из первых, несмотря на сопротивление прихожан. Производится это постановлением Президиума Нижневолжского крайисполкома 7 октября 1929 года. Надо сказать, что закрытие это было совершенно неизбежно: прямо напротив церкви, на другой стороне улицы Володарского, планировалось строительство зданий Крайкома и Крайисполкома ВКП(б). Вид церкви из окон партийных кабинетов свёл бы краевое начальство с ума. Сразу после закрытия с церкви сбрасывают колокола и срывают кресты. На куполе и на колокольне вместо снятых крестов вывешивают красные флаги. Впрочем, продолжается это недолго, колокольню вскоре разбирают полностью, разбирают и купол храма. В итоге церковь приобретает такой вид:
Фото из книги П.П. Олейникова «Архитектурное наследие Сталинграда»
После «реконструкции» 30-х годов получилось странное, ассиметричное здание, в которое заселился сталинградский Аэроклуб.
Вид со стороны. Довоенная открытка (взято в сообществе «Живой Царицын»)
Во время Сталинградской битвы здание оказалось в эпицентре боёв. Сильно разрушенное, оно использовалось в 1943 году как военная столовая.
Вид Скорбященской церкви после Сталинградской битвы (Источник – ГАВО; взято из сообщества «Живой Царицын»)
Здание было почти полностью уничтожено и его восстановление было признано нецелесообразным. Остатки здания сровняли с землёй и разбили на его месте парк, существующий и в наши дни.
Здесь, на месте центрального пересечения парковых дорожек находилась алтарная часть церкви
Метрах в пятидесяти от места, где когда-то стояла Скорбященская церковь, сейчас построена часовня Урюпинской Божьей Матери — своеобразный преемник старого храма