Сталиград

  • ЦАРИЦЫН
  • СТАЛИНГРАД
  • ВОЛГОГРАД
  • ГУБЕРНИЯ
  • СТАЛИНГРАД, СТАЛИНГРАД

    Набережная Сталинграда. Второе рождение

    Применительно к набережной в разное время находили множество всевозможных эпитетов: величественная, грандиозная, строгая, монументальная, нарядная, просто красивая… Центральная набережная города – самое любимое место отдыха волгоградцев; здесь проходят различные мероприятия: от городских праздников до многочисленных флэш-мобов.

     

    Но сегодня я предлагаю вернуться на полвека назад и узнать, как вся эта красота, которую мы видим каждый день, строилась.

     

    Проект Центральной площади Сталинграда. Перспектива, архит. И. Меркулов, 1940 г.

     

    Попытки реконструкции и «приведения в порядок» набережной центральной части города предпринимались не раз. Впервые об этом упоминается в начале XX века, но лишь после революции за дело преобразования прибрежной полосы взялись всерьез. В 1919 году Отдел Общественных работ предоставляет технические данные по «устройству набережной р. Волга и Царице». Немного позже в различных источниках можно найти информацию о переустройстве порта, а точнее – о «создании трех незатопляемых набережных» и расширении прибрежной полосы. До 1930-х гг. набережная носила звучное имя «Красные Зори», хотя в ряде других постреволюционных источниках упоминается «Набережная имени Степана Разина».

     

    Наиболее кардинальное преобразование постигло набережную в 1930-х годах. «Красным днем календаря» можно назвать 23 марта 1933 года, когда на заседании архитектурно-планировочного управления при президиуме Сталинградского горсовета были приняты ряд решений:

    - о переименовании набережной «Красный Зори» в «Центральную набережную»;

    - об использовании в архитектурном оформлении набережной фонтана и зеленых насаждений;

    - о проработке вопроса пропуска трамваев по набережной;

    - об облагораживании сквера (находящегося в эксплуатации Союза строителей) на набережной, «как единственного места доступа к Волге».

     

     Проект площади гродского центра в Сталинграде, перспектива. 1940 г.

     

    Подводя итоги, было принято главное решение: набережная по р. Волга от устья р. Царицы должна быть «очищена от всякого строительства, приведена в чистый вид, озелена и надлежаще оформлена как место отдыха для населения города и всякого рода физкультурных занятий».

     

    Однако к 1935 году сталинградская пристань имела 23 причала, которые были разбросаны по всему берегу и не отвечали требованиям по обработке грузов и пассажиропотоков. В сентябре этого же года в результате крупного оползня обрушилось здание речного вокзала, который на тот момент не проработал и трех лет.

     

    Начиная с 1935 года, вплоть до войны продолжалось преображение набережной. Уже во второй половине 1930-х годов отрезок набережной центра Сталинграда (в границах от устья реки Царицы до здания городской Водокачки), которая носила имя И. В. Сталина, принял благоустроенный вид. В марте 1936 года был утвержден план строительства второй очереди набережной: «оформление и приведение в порядок верхней и нижней площади по типу первой очереди от Базарного взвоза до станции Соляной с учетом проектирования Наркомводом водного вокзала и устройства в дальнейшем по нижней террасе автопутевой трассы до тракторного завода».

     

    Но вернемся к той набережной, которую мы видим сейчас. Уже через месяц после окончания Сталинградской битвы, а именно - 3 марта 1943 года в газете «Труд» Каро Семенович Алабян пишет о будущем возрождении Сталинграда, который, по его мнению, должен стать одним из красивейших городов «с широкими проспектами, бульварами, фонтанами, набережной… городом-памятником».

     

    Набережная после Сталинградской битвы, 2-я пол. 1940-х гг.

     

    Некоторые прения происходили на региональном уровне по поводу отвода участка под строительство речного вокзала. Решением Сталинградского горисполкома от 12 декабря 1949 года был отведен участок «между Киевским и Базарным взвозами». Однако позже, Исполкомом Сталинградского горсовета было отменено предыдущее решение и принято новое, под номером 22/622 от 8 мая 1950 г., которым под строительство речного вокзала отводился участок на берегу р. Волги в границах Ленинской и Исполкомовской улиц.

     

    В 1951-1952 годах Наркомхоз поставил вопрос о строительстве центральной части набережной г. Сталинграда. Суммы выделялись большие: так, сметная стоимость одной лишь главной лестницы на 10 марта 1952 года составляли 4680 тыс. рублей. Далее мы уделим строительству парадной лестницы Центральной набережной особое внимание.

     

    Экскаваторы на строительстве парадной лестницы Центральной набережной Сталинграда. Вдали виднеется строительство павильона речного вокзала (фот. С. Курунин), январь 1952 г.

     

    В конце ноября 1951 года архитектурно-технический совет архитектурно-проектной мастерской при Исполкоме Сталинградского горсовета обсудил важнейшие вопросы, связанные с проектированием центральной набережной города. Большое внимание было уделено архитектуре и конструкции центральной лестницы, которая должна была соединить нижнюю и верхнюю террасы набережной. Предполагалось, что лестница будет сделана из гранита на железобетонном основании, ее ширина должна была составить 40 метров; предполагалось оформить лестницу барельефами, скульптурами и другими украшениями. На заседании совета рассматривались три варианта центральной лестницы.

     

    Здесь необходимо сказать, что основные работы по реконструкции набережной центральной части Сталинграда были поручены коллективу трестов Главного управления по восстановлению города Сталинграда СНК РСФСР (Главсталинградстрой). Так, трест по строительству культурно-бытовых и административных зданий (Сталинградкультстрой) вел строительство верхней и нижней террас набережной с устройством подпорных стенок, прокладкой коммуникаций и асфальтированием. Благоустройством аллеи Героев и строительством главной (или – парадной) лестницы занимался Сталинградский трест жилищного строительства (Сталинграджилстрой).

     

    Экскаваторщик Борис Котов на строительстве парадной лестницы (фот. С. Курунин), февраль 1952 года

     

    Также необходимо отметить труд черкасовцев, а именно – работы по озеленению участков набережной. Например, 13 апреля 1952 года, на городском собрании черкасовцев, проходящем в Доме техники завода «Красный Октябрь», было принято решение «особое внимание в благоустройстве в этом году уделить берегу Волги. Необходимо убрать отсюда лом, мусор, пришедшие в негодность баржи, озеленить откосы. Предполагается снести также всякого рода временные постройки. Перед посадкой деревьев на берегу Волги нужно провести большие работы по планировке откосов». Вплоть до окончания строительства 1-й очереди набережной черкасовцы Сталинского, Ворошиловского и других районов города выравнивали откосы, пешеходные дорожки, очищали тротуары близлежащих улиц.

     

    Реконструкция Центральной набережной города на тот момент была одним из приоритетных проектов благоустройства центральной части Сталинграда, поэтому работы на ней велись достаточно интенсивно. В «Сталинградской правде», «Строителе Сталинграда», а также ряде центральных газет регулярно публиковались доклады и заметки о ходе работ на объекте.

     

    Общий вид строительства речного павильона на центральной набережной Сталинграда (фот. В. Ролдугин), март 1952 г.

     

    И вот – настал тот день - 14 декабря 1951 г., когда работы были начаты. Бригада треста Сталинграджилстрой под руководством т. Зелянина приступила к первым (подготовительным) работам на территории будущего строительства парадной лестницы центральной набережной.

     

    К сооружению главной лестницы центральной части набережной строители приступили в январе 1952 года: так, 8 января 1952 года в газетах сообщалось, что «в настоящее время бригады управления коммунальных предприятий и благоустройства города убирают с набережной опоры уличного освещения, металлическую ограду и т.д. Один эвакуатор уже приступил к устройству котлована под фундамент лестницы».

     

    Во второй половине января 1952 г. коллектив архитектурно-планировочной мастерской при исполкоме Сталинградского горсовета закончил разработку технического проекта парадной лестницы на набережной, который был отправлен в Москву на утверждение. Одновременно с этим проектировщики начали работать над составлением рабочих чертежей этого сооружения. Здесь заметим, что работы по строительству велись параллельно составлению проектной документации.

     

    Общий вид строительства центральной набережной (фот. В. Ролдугин), апрель 1952 г.

     

    В это же время по проекту группы архитекторов (главный архитектор В. Н. Симбирцев, архитекторы Д. В. Ершова, И. Е. Фиалко) и работников треста зеленого хозяйства (в частности, главного инженера треста И. Пятина) было также произведено оформление центральных клумб на площади Павших борцов и центральной набережной Сталинграда. Также необходимо отметить, что коллектив треста Сталинградсантехстрой (специализированный трест санитарно-технических работ  Главного управления по восстановлению города Сталинграда (Главсталинградстроя) Министерства жилищно-гражданского строительства РСФСР) изготовил и смонтировал светильники для верхней террасы центральной набережной Сталинграда.

     

    Сооружение парадной лестницы планировалось завершить к 1 мая 1952 года.

     

    Масштабы строительства впечатляют: лишь по предварительным сведениям на январь 1952 года на строительстве лестницы предстояло выполнить бутовой кладки более 2000 кубометров, кирпичной – 500, бетонной подготовки – 500, уложить сборного железобетона более 1000 кубометров, уложить 3500 погонных метров гранитных ступеней, облицевать гранитом более 1000 квадратных метров поверхности. В верхней части лестницы глубина выемки грунта составляла 12 метров, в нижней – 6 метров; вынутый грунт отвозился на самосвалах в будущую насыпь береговой террасы (около насосной станции горводопровода).

     

    Пропилеи при входе с транзитной пристани на центральную набережную Сталинграда после снятия лесов (фот. В. Краснов), июнь 1952 г.

     

    Объем выполняемых работ свидетельствует о том, что главная лестница набережной – крупное инженерное сооружение: «… Чтобы вырыть котлован для фундаментов, нужно выбросить 45 тысяч кубометров земли. В фундаменты и железобетонные монолитные перекрытия будет уложено до 2000 кубометров бетона. Кроме того, предстоит смонтировать несколько сот кубометров сборного железобетона, уложить тысячи? квадратных метров гранита и выполнить ряд других работ. Между тем, сроки выполнения работ весьма сжаты. Отсюда понятна та серьезная ответственность, которая возлагается на строителей и, в первую очередь, на коллектив треста Сталинграджилстрой».

     

    Темпы строительства набережной шли с отставанием от графика, то есть, неудовлетворительно. Например, за первую декаду марта 1952 года месячный план был выполнен только на 25 % вместо 33 – 34 %. К середине марта 1952 года было закончено бетонирование четырех осей опор под лестницу. С другой стороны, на этот период работ не была утверждена сметная документация, что задерживало финансирование.

     

    Обелиск напротив речного вокзала в лесах. Центральная набережная Сталинграда (фот. Б. Краснов), июль 1952 года

     

    Для строительства центральной набережной, а именно для ступеней парадной лестницы использовался серый гранит из Жежелевского карьера Винницкой области (Украина). 186 ступеней из гранита прибыли в Сталинград в первой декаде апреля 1952 года, вместе с еще тремя вагонами серого гранита с того же карьера. Во второй половине апреля 1952 года коллектив строителей получил первую партию гранита для подпорных стенок верхней террасы. Уже 28 апреля 1952 г. коллектив прораба т. Валова уложил 25 квадратных метров гранита. В начале июля 1952 года в адрес строительства набережной (для последних отделочных работ) прибыло еще два вагона гранита. В газете «Сталинградская правда» от 15 июня 1952 г. отмечалась работа гранитчиков: «… Напряженно трудятся бригады гранитчиков тт. Гнедовского и Пономарева. Закончив устройство гранитных ступеней среднего 15-метрового пролета, они устанавливают ступени боковых маршей. Гранитчики продолжают облицовку розовым гранитом подставок для цветочных ваз, пьедесталов скульптур». В конце мая 1952 г. на строительную площадку прибыла первая партия красного гранита, которым отделывали скульптурные постаменты и цветочницы, которым полагалось быть установленными вдоль парадной лестницы.

     

    Береговой павильон речного вокзала. Центральная набережная Сталинграда (фот. В. Сметанников), июль 1952 г.

     

    Необходимо отметить, что на строительстве объектов набережной, кроме трестов Главсталинградстроя, принимали участие и другие организации Сталинграда. Так, коллектив второй конторы треста № 53 в конце марта 1952 г. начал строительство кафетерия рядом со зданием филиала драматического театра. В июле 1952 г. он был достроен: «… Против театра выстроен кафетерий. Верхняя его часть обрамлена белыми колоннами и расположена на одном уровне террасой. Нижняя часть образует закрытое помещение. К нему примыкает площадка…».

     

    31 января 1951 года на земельный участок и исходные данные для проектирования Речного вокзала был выдан паспорт № 80/2699. Застройщиком являлся Сталинградский речной порт Министерства Речного флота СССР. Однако в ноябре 1964 г. по причине короткого замыкания деревянный павильон речного вокзала сгорел.

     

    На Центральной набережной (рис. худ. В. Плавнев), осень 1952 год

     

    19 марта 1952 г. коллектив строителей треста Сталинграджилстрой начал  вынимать грунт из котлована, предназначенного под устройство фундамента пропилей. Уже в начале мая 1952 г. бригада каменщиков под руководством т. Лукши рапортовала об окончании кладки девятиметровых колонн, которые находились на верхней части парадной лестницы. К середине мая 1952 г. на пропилеях бригадой штукатуров под руководством т. Борозденко было выполнено 680 кв. м. штукатурки с применением мраморной крошки.

     

    16 апреля 1952 года было начато устройство взвоза, соединившего нижнюю террасу Набережной с Краснознаменской улицей. Тогда же, во второй половине апреля 1952 г. на строительстве парадной лестницы были закончены бутобетонные работы по возведению опор, начато устройство железобетонных прогонов, балок и плит перекрытия. К 23 апреля 1952 г.  арматурщики бригадира т. Иванова подготовили и уложили в перекрытия 50 тонн арматуры.

     

    В июне 1952 г. была закончена обратная засыпка котлована главной лестницы центральной набережной Сталинграда. В начале июля 1952 года на набережной (у основания главной лестницы) начато строительство двух обелисков, на которых планировалось установить мощные лампы для освещения лестницы.

    Парадная лестница центральной набережной

     

    В конце июня 1952 г. секретарь Сталинградского горкома ВКП (б) Некрасов К. в докладе о работе сообщал: «… В этом году преобразится и центральная часть набережной нашего города. Здесь уже заканчивается строительство верхней и нижней террас с видовыми площадками и подпорными стенками, облицованными гранитом. Завершается сооружение гранитной лестницы шириной в 4 метров. Это – парадный вход в город со стороны Волги. Лестница имеет 9 маршей, 8 площадок, 104 ступени. На ее верхней площадке устанавливаются колонны с красивыми лепными украшениями. Строительство центральной набережной является важнейшим мероприятием в оформлении Сталинграда…».

     

    Центральная набережная Сталинграда. Вид на новый речной павильон 

     

    К концу июля 1952 года работы по реконструкции первой части набережной (от филиала драматического театра до ул. им. В. И. Ленина) были закончены, о чем в газете «Сталинградская правда» была опубликована заметка: «… Вечером 24 июля 1952 года были разобраны все строительные леса, разгорожены временные заборы на берегу Волги, - и взору сталинградцев предстала во всем величии и красоте, одетая в гранит и зелень, первая, центральная часть преображенной набережной…».

     

    Центральная набережная г. Сталинграда (Волгограда), 1-я половина 1960-х гг. (до 1964 г.)

     

    Начатое в декабре 1951 года, строительство набережной центральной части Сталинграда завершилось через восемь месяцев. Работы на первом участке были окончены, строителей ждал второй, третий участки… Набережные в поселке Металлургов и в Красноармейском районе… Забегая вперед, мы знаем: идея «одеть Волгу в камень» так и не была реализована, однако начало ей было положено.

     

     Центральная набережная Волгограда, 1962 г.

     

    И по сей день, центральная набережная является одной из главных красот города. В настоящее время она является объектом культурного наследия, и мы надеемся, что этот статус поможет ей оставаться любимым местом отдыха горожан и гостей Волгограда еще долгие годы.

     

     Главная лестница Центральной набережной им. 62-й Армии

     

    Библиография

    1. Решение Исполнительного комитета Волгоградского городского Совета депутатов трудящихся от 14.04.1975 г. № 6/181 «О переименовании улиц в ознаменовании 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.»

    2. Ежегодная студенческая научно-техническая конференция ВолгГАСУ (Волгоград, 24 – 27 апреля 2007 г.) : сб. статей / ВВолгогр. гос. архитект.-строит. ун-т – Волгоград : ВолгГАСУ, 2007. – 316 с.

    Содерж.: Чашкина, О. Центральная набережная Волгограда / О. Чашкина, Т. Колганова. – С. 50 – 52.

    3. Олейников, П. П. Архитектурное наследие Сталинграда : монография / П. П. Олейников. - Волгоград : Издатель, 2012. - 558 с. : ил.

    4. Олейников, П. П. Творцы истории : 70 лет Волгоградской организации Союза архитекторов России : [науч.-историч. изд.] / П. П. Олейников, А. М. Вязьмин. – Волгоград, 2008.

    5. Полотна памяти : объекты культурного наследия в работах волгоградских художников / Ком. по культуре Администрации Волгогр. обл., Обл. науч.-произв. центр по охране памятников истории и культуры; [Абашкина О. М. и др.; ред. Гербовник В. Д.]. - Волгоград : Принт, 2010. - 131 с. : ил., цв. ил. - (Историко-культурное наследие Волгоградской области). - Библиогр.: с. 128-12.

    Содерж.: Комплекс застройки Центральной набережной. – С. 48 – 53 : ил.

    6. Свод историко-архитектурного наследия Царицына-Сталинграда-Волгограда (1589-2004 гг.) / Администрация Волгограда; [авт.-сост.: С. С. Аргасцева и др.]. - Волгоград : Панорама, 2004. - 238, [1] с. : ил

    7. Супрун, В. И. Улицы Волгограда : Центральный район / В. И. Супрун, А. Г. Широков. – Волгоград : Оптим, 2001. – 89 с.

    8. Благоустроим Сталинград : с городского собрания черкасовцев // Сталингр. правда. – 1952. – 15 апр. – С. 1.

    9. Вчера в Сталинграде // Сталингр. правда – 1952. – 18 июня. – С. 4.

    10. Вчера в Сталинграде // Сталингр. правда. – 1951. – 15 дек. – С. 1.

    11. Вчера в Сталинграде // Сталингр. правда. – 1952. – 13 мая. – С.1

    12. Вчера в Сталинграде // Сталингр. правда. – 1952. – 17 апр. – С. 1.

    13. Вчера в Сталинграде // Сталингр. правда. – 1952. – 18 июня. – С. 4 : фот.

    14. Вчера в Сталинграде // Сталингр. правда. – 1952. – 20 мая. – С. 1.

    15. Вчера в Сталинграде // Сталингр. правда. – 1952. – 23 янв. – С. 1.

    16. Вчера в Сталинграде // Сталингр. правда. – 1952. – 28 марта. – С. 1.

    17. Вчера в Сталинграде // Сталингр. правда. – 1952. – 29 апр. – С. 1.

    18. Вчера в Сталинграде // Сталингр. Правда. – 1952. – 5 июля. – С. 1 : фот.

    19. Вчера в Сталинграде // Сталингр. правда. – 1952. – 6 июля. – С. 4 : фот.

    20. Вчера в Сталинграде // Сталингр. правда. – 1952. – 7 февр. – С. 1 : фот.

    21. Вчера в Сталинграде // Сталингр. правда. – 1952. – 8 июля. – С. 1.

    22. Главная лестница центральной набережной // Сталингр. правда. – 1952. – 8 янв. – С. 2.

    23. Для пассажиров волгодонских линий // Сталингр. правда. – 1952. – 18 июля. – С. 4 : фот.

    24. Для центральной набережной // Сталингр. правда. – 1952. – 17 апр. – С. 2.

    25. Каштанов, В. Центральная набережная / В. Каштанов // Сталингр. правда. – 1952. – 10 авг. – С. 4 : фот.

    26. Морозов, И. Центральная набережная / И. Морозов // Вечерний Волгоград. - 1989. - 28 марта. – С. 3.

    27. На строительстве набережной /// Сталингр. правда. – 1952. – 18 янв. – С. 4 : фот.

    28. На строительстве сталинградской набережной // Сталингр. правда. – 1952. - 26 апр. – С. 3.

    29. На строительстве Центральной набережной // Сталингр. правда. – 1952. – 6 апр. – С. 3.

    30. На строительстве центральной набережной // Сталингр. правда. – 1952. – 26 апр. – С. 3.

    31. На строительстве центральной набережной / фот. В. Ролдугин // Сталингр. правда. – 1952. – 19 марта. – С. 1 : фот.

    32. На строительстве центральной набережной // Сталингр. правда. – 1952. – 20 марта. – С. 1.

    33. На строительстве центральной набережной // Сталингр. правда. – 1952. – 23 марта. – С. 1.

    34. На строительстве центральной набережной // Сталингр. правда. – 1952. – 28 марта. – С. 1.

    35. На строительстве центральной набережной Сталинграда // Сталингр. правда. – 1952. – 14 марта. – С. 3.

    36. На центральной набережной // Сталингр. правда. – 1952. – 11 мая. – С. 3.

    37. На центральной набережной // Сталингр. правда. – 1952. – 15 июня. – С. 2.

    38. Некрасов, К. Перспективы развития промышленности и строительства Сталинграда / К. Некрасов // Сталингр. правда. – 1952. – 29 июня. – С. 2.

    39. Первый успех строителей набережной // Сталингр. правда. – 1952. – 26 марта. – С. 1.

    40. Пятин, И. Сталинградские цветоводы / И. Пятин // Сталингр. правда. – 1952. – 16 июля. – С. 4 : фот.

    41. Смирнов, В. Творческие замыслы архитекторов / В. Смирнов // Сталингр. правда. – 1952. – 30 сент. – С. 3.

    42. Центральная набережная Волги // Сталингр. правда. – 1951. – 25 нояб. – С. 3.

    43. Чепрасов, А. Благоустройство берега Волги / А. Чепрасов // Полит. информация. – 1971. - № 6. – С. 19 – 21.

     

    Виктория Гурьянова

    Тэги: Набережная

    Просмотров: 13558
    Поделиться новостью:

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Комментарии к этой новости
    Оставить комментарий

    Роман Шкода

    22 марта 2014 17:45 Публикаций: 618 Комментариев: 426 Статус: Пользователь offline

    Очень интересно! Отличная статья!

    ljug.64

    23 марта 2014 16:56 Публикаций: 0 Комментариев: 81 Статус: Пользователь offline

    Спасибо! Все таки о довоенной набережной знаем очень мало - название "Красные зори" для меня лично это новость , и фото то же редки того
    периода  - зато теперь знаем о послевоенной истории набережной гораздо больше !!!

    Юрий М.

    23 марта 2014 17:23 Публикаций: 2 Комментариев: 94 Статус: Пользователь offline

    Спасибо, интересная статья и хорошие фотографии!
    Раньше набережная была узкая и небольшая. По ней ходили легковушки и была детская железная дорога. Сейчас её значительно расширили и удлинили... а в дальнейшем продолжат в строну Тулака и Кировского района. Там уже тоже есть благоустроенная
    набережная...

    Яна Глазова

    25 мая 2016 16:53 Публикаций: 0 Комментариев: 7 Статус: Пользователь offline

    Очень интересная статья. Хотелось бы еще узнать побольше о преображении речного вокзала.

    Lenovo45

    2 декабря 2016 18:05 Публикаций: 0 Комментариев: 1 Статус: Пользователь offline

       Спасибо за интересную статью. Прочёл её только что (дек 2016), а опубликована она два года назад. Не уверен, что автор увидит этот комментарий. Заметил пару опечаток, которые желательно исправить.
      Первая:"...секретарь Сталинградского
    горкома ВКП (б) Некрасов К. в докладе о работе сообщал: «...Завершается
    сооружение гранитной лестницы шириной в 4 метров. Это – парадный вход в город со стороны Волги".
    Очевидно, лестница пошире получилась.
      Вторая печатка/ошибка&
    nbsp;
    касается даты, когда сгорел деревянный павильон речного вокзала. В статье указан ноябрь 1964г, на самом деле это был, скорее всего, 1974 год. Дело в том, что я сам был свидетелем этого пожара, наблюдал за ним с самого начала (жил напротив): увидел с балкона, сбежал вниз, к ротонде. Потом пришлось подняться повыше: стало жарко и крупные хлопья пепла понесло в нашу сторону. Аберрации памяти всякие случаются, но всё-таки я был студентом, а не школьником в это время. Ещё раз спасибо за статью.
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.