Сталиград

  • ЦАРИЦЫН
  • СТАЛИНГРАД
  • ВОЛГОГРАД
  • ГУБЕРНИЯ
  • СТАЛИНГРАД

    Прорвавшийся первым

    Сталинградская битва оставила по себе множество исторических фактов и раритетов, среди которых встречаются и уникальные. Современные достопримечательности Волгограда, рассказывающие нам о Сталинградской битве – это не только Мамаев Курган, мельница или Дом Павлова, это ещё и целый ряд «живых» «экспонатов» под открытым небом – танков, орудий, непосредственно участвовавших в великом сражении. Среди них один из самых интересных – танк «Челябинский колхозник», установленный за Мамаевым Курганом. Этот танк не просто участвовал в Сталинградской битве, он оставил в ней заметный символический след и установлен ровно на том месте, где случилось одно выдающееся событие. 
     

     

    Танк Т-34-76, произведённый на Челябинском Кировском заводе в декабре 1942 года, когда Сталинградская битва находилась в самом разгаре. Во время Великой Отечественной войны множество предприятий, организаций и даже частных лиц передавали свои средства для производства военной техники для сражающейся армии. Возникла и широко распространившаяся по стране практика оказывать такую помощь со стороны колхозов. Это привело к появлению многочисленных серий танков, объединявшихся словом «колхозник»: «Московский колхозник», «Воронежский колхозник», «Тамбовский колхозник», «Житомирский колхозник» – все эти танки, как правило, Т-34, воевали на фронтах Великой Отечественной, внося свою лепту в грядущую Великую победу. 
     

    "Челябинские колхозники" зимой 1942-1943 гг. 

     
    «Челябинские колхозники» появляются после публикации в газете «Правда» от 15 декабря 1942 года. Статья появилпсь и в газете «Челябинский призыв». В ней писали: «Товарищи колхозники! Переводите деньги в фонд постройки танков на счёт 14031». Самый большой взнос внёс комбайнёр Нижне-Санарской машинотракторной станции Троицкого района Челябинской области – он пожертвовал сумму в 40 тысяч рублей. По состоянию на 1 января 1943 года на этот счёт Госбанка было переведено 90 миллионов рублей – огромная сумма для отдельно взятой Челябинской области. Средняя стоимость производства Т-34 составляла на тот момент (стоимость сильно колебалась в зависимости от завода-изготовителя) от 200 до 500 тысяч рублей. Таким образом, на собранную сумму можно было произвести несколько сотен танков (а всего Челябинский завод с августа по декабрь 1942 г. произвёл 1055 танков Т-34-76). 
     

     

    "Челябинский колхозник" на марше в движении. Кадры из кинохроники Источник

     
    31 декабря завод произвёл отгрузку первой партии «Челябинских колхозников» в количестве 150 машин, 55 штук из которых уже 5 января 1943 года были доставлены железной дорогой на станцию Иловля и поступили на вооружение 121-й танковой бригады 21-й армии генерала Чистякова командир бригады – полковник Невжинский). В числе этих 55-ти был и тот, который сегодня красуется на постаменте, он получил номер «18». 
      
    К этому времени положение окружённой под Сталинградом немецкой группировки было уже безнадёжным. Все попытки фашистского командования прорвать кольцо окружения, а также наладить снабжение окружённых по воздуху, провалились, однако немцы, повинуясь приказу Гитлера отказывались сдаваться и продолжали сопротивление. 
     
    10 января 1943 года, после мощной артподготовки, наши войска перешли в наступление, начав завершающий этап Сталинградской битвы, названный «Операция "Кольцо"». Одним из важных достижений, полученных в процессе этой операции было расчленение немецкой группировки на две отдельные части – южную, оказавшуюся запертой в центральной части города, и северную. Встречный удар, наносимый с двух сторон для рассечения группировки, вели части 62-й армии, наступавшей из центра, и 21-й армии. Это произошло на северо-западном склоне Мамаева Кургана 26 января 1943 года. В тот день на острие наступления 21-й армии шла 121-я танковая бригада – та самая, что за несколько дней получила новенькие «Челябинские колхозники». Первым танком, который встретился с наступавшими навстречу частями 62-й армии стал номер «18». 
     

    Танк №18 после Сталинградской битвы. Источник

     
    Командиру танка – Николаю Канунникову было присвоено звание Героя Советского Союза, а механику-водителю Николаю Макурину – орден Красной Звезды. Макурин – единственный из всего экипажа танка, кто доживёт до Победы, все остальные погибнут в сражении на Курской Дуге. После войны Макурин несколько раз побывает в Волгограде, навещая «свой» танк. 
     

     

    Николай Макурин в 1960 году. Источник

     

    Во время боя танк был подбит и оставлен на склоне Мамаева Кургана. В память об историческом событии солдат Андрусов приварил к башне танка два листа, на которых сваркой вывел описание подвига. Эти листы и по сей день находятся на своём месте. В 1944 году было принято окончательное решение не восстанавливать танк, а оставить его в качестве памятника в Сталинграде. Впоследствии он был установлен на пьедестал именно на том месте, где произошла историческая встреча двух армий. 
     

    Танк на пьедестале в 60-70-е гг. 


    Листы, приваренные Андрусовым в 1943 г.

     
    На сегодняшний день танк является памятником истории Федерального значения. К 2014 году памятник нуждался в ремонте и был восстановлен силами музея Панорамы (хотя он и не принадлежит музею). Впрочем, потребность в ремонте до конца не исчерпана. 
     

    Танк сегодня (февраль 2018 г.) 


    №18 на броне - исторический номер танка, под которым он и вошёл в историю 


    Листы Андрусова сегодня на своём историческом месте 


    Табличка на пьедестале 


    Одна из деталей 

     

    Одной из проблем памятника является отошедший сзади бронелист. Между этим листом и корпусом танка зияет щель: 


     

    Эта проблема возникла очень давно. Если присмотреться к фото 60-70-х гг. (см. выше) - то щель эта там уже присутствует. На фото же сделанном после Сталинградской битвы (также см. выше) этой щели нет. По всей видимости, устранение этой проблемы требует серьёзного ремонта, который нельзя выполнить на месте. 

     

    На фото видно, что отсутствует и один из двух выхлопных патрубков, но, кажется, его не было с самого начала (с момента, когда танк стал памятником). 

     

    Также бросается в глаза не натянутая левая гусеница:


    Но она также "болтается" с 60-х гг. 

     
    Памятник «Челябинский колхозник» – уникальный исторический раритет, напоминающий о легендарных страницах Сталинградской битвы, установленный непосредственно на том месте, где произошли связанные с ним события. 
     


    Тэги: танки-памятники, памятники Сталинградской битвы

    Просмотров: 1431
    Поделиться новостью:

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Комментарии к этой новости
    Оставить комментарий
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.