Сегодня, около кинотеатра «Победа» состоялось долгожданное отктытие памаятника, посвящённого 100-летию царицынского трамвая. Было много рассказов о том, что это будет, историй о ржавом корпусе старого вагона, закупленного в Питере и восстановленного у нас. Более того, мне даже посчастливилось подсмотрнеть один раз готовящийся экспонат на месте его восстановления (соответствующее фото я размещал здесь). И вот, сегодня состоялось это знаменательное событие.
Новенький красавец был украшен шариками и окружён толпой.
Официальные лица произносили речи.
Всё это, впрочем, было вполне предсказуемо. Я же увидел, что если преодолеть толпу репортёров, то можно проникнуть внутрь вагона, который был открыт…
Оркестр играл «Амурские волны»
Номер вагона — 100, в честь юбилея. Оригинального трамвая с таким большим номером в Царицыне скорее всего не было.
Весь корпус крепится на клёпках.
Рядом установлена памятная табличка
Краткие сведения…
После этого я уже попал внутрь. В принципе, конечно, смотрится замечательно. Всё новенькое и чистое. Люди же, ездившие на таких трамваях, рассказывают, что отопления в них не было и потому зимой было всегда очень холодно. Вместимость вагончика также оставляет желать лучего. Ну а восстановлено всё это, конечно, наславу.
Нехитрая система управления. Для того, чтобы крутить все эти железки нужно было обладать физической силой! Водитель (вагоновожатая) в вагоне стоял, сидячего места — не предусмотрено. Только за спиной у него располагалась защитная решётка — единственная «льгота».
Слева от водителя…
И справа.
Фонарь под потолком.
Выход на задней площадке
А эта женщина появилась как раз в тот момент, когда я расхаживал по трамваю. Зовут её Нина Никитична Кравченко. С 1949 года она водила сталинградский трамвай. Управляла всеми типами вагонов кроме скоростного. Награждена орденами и медалями. Набежала толпа фоторепортёров её снимать — я не мог выйти!
Снова на улице. Наверху закреплен указатель маршрута.
Официальные лица стали выступать. Это — генеральный директор Волгоградметроэлектротранс — Николай Александрович Жуков. Всё, что связано с современным городским трамваем в Волгограде я уважаю. У нас сумели не просто сохранить трамвай, но и добиться чёткости и слаженности в его работе. В других городах этого достичь не удалось. Никогда не забуду, как в 2001 году я ждал трамвай в Воронеже. Простоял на остановке полчаса! И это — у тром буднего дня. Не удивительно, что воронежского трамвая больше не существует…
По завершении выступлений разрезали красную ленточку.
В целом памятник мне понравился. Не ясно, будет ли в дальнейшем сохраняться допуск людей внутрь вагона. Не совсем также понятна безопасность вагона, антивандальные меры как будто не приняты. Но в целом памятник поставили очень достойный.