Убитый зверь
Убитый зверь

Убитый зверь

История Волгограда хранится во многих трагических фотографиях периода Сталинградской битвы. Но редко какой объект, особенно когда речь идёт о самолёте, запечатлён так хорошо, как в одном случае. 
23 августа 1942 г. — самый трагический день в истории Сталинграда, а также — важная поворотная точка в Сталинградской битве. В этот день Сталинград подвергся жестокой бомбардировке, продолжившейся и в последующие дни. Однако, Сталинград и прилегающие к нему районы бомбили и до 23 августа. Сохранилась целая серия фотографий, на которых изображён один и тот же подбитый самолёт, первые кадры которой сделаны на фоне ещё не разрушенных домов. 
 

На фото — средний немецкий бомбардировщик Хейнкель He-111, один из основных бомбардировщиков Люфтваффе. Фотография сделана прямо на площади Павших борцов, у здания Главпочтамта (дом, построенный в конце XIX века, принадлежавший когда-то известному царицынскому купцу и меценату А.А. Репникову, к двум этажам которого в 30-е годы было пристроено ещё два; сегодня это — примерно то место, на пересечении пр. Ленина и Аллеи Героев, откуда отходят автобусы в аэропорт). Аналогичный самолёт был сбит огнем зенитной артиллерии 141-го Зенартполка 19 августа в районе Бекетовки, скорее всего — это он и есть. Сбитый относительно хорошо сохранившийся немецкий самолёт перевозят (в пропагандистских целях) в самый центр Сталинграда, на площадь Павших борцов и оставляют там. У самолёта оторван хвост, его просто «прикладывают» к нужному месту для целостности впечатления. Если это действительно «бекетовский» He-111, значит, на фото — 20-22 августа 1942 года, до роковой бомбардировки остаются сутки-двое. Сталинградская битва ещё не пришла на улицы города и горожане собираются толпой, рассматривают убитого зверя.
В средней части фюзеляжа сбитого Хейнкеля хорошо видна эмблема — грифон. Это — эмблема бомбардировочной эскадры KG55 «Гриф» (Kampfgeschwader 55 «Greif»). Эмблема была изначально срисована с герба города Гессен, где эскадра была дислоцирована перед войной. В небо Сталинграда эти самолёты прилетали с аэродрома в Морозовской, куда KG55 была переброшена 15 августа 1942 г.
 

Эмблема KG55 

Один из Хейнкелей KG55 во Франции в конце 1940 г.

О том, сколько ещё времени будет продолжаться Сталинградская битва никто не знал и люди, задумавшие привезти на площадь сбитый бомбардировщик, не могли даже и представить — сколько времени он пробудет на своём месте. Между тем, после бомбардировки Сталинграда 23 августа 1942 года, убирать этот обломок Люфтваффе было уже некому, да и незачем.
Следующее фото сделано, вероятно, в тот же день, что и самое первое, но с другого ракурса. На заднем плане хорошо видны целые дома площади Павших борцов, правее центра виднеется здание Центрального универмага. 
 

А следующем фото многое изменилось: дома в руинах, хвост самолёта намного отделился от основной части. Скорее всего фото сделано в сентябре 1942 года, когда бомбардировка уже прошла, но бои ещё не достигли центра Сталинграда. 
 

Фото, сделанное уже скорее всего после окончания Сталинградской битвы, возможно в марте 1943 года. Дома уже разрушены в той мере, в какой они и останутся до периода их восстановления или сноса. Справа — Центральный универмаг (из него уже вывели пленного Паулюса), левее — Дом Красной армии, который разберут через 3-4 года, в дальней перспективе улицы Гоголя — железнодорожный вокзал. Корпус самолёта лежит отдельно от хвоста (которого не видно). 
 

 

Последнее фото, на которое попал Хейнкель — сделано 1 мая 1943 года. Теперь виден только хвост. Мимо идут демонстранты, несущие плакаты «Мы возродим тебя, родной Сталинград!», основной корпус He-111 уже пропал, вероятно его или оттащили, чтобы не мешал демонстрации, или увезли на металлолом. 
 

 

К маю 1943 года сбитый немецкий самолёт уже не мог привлекать к себе удивлённую толпу: остовы сбитых фашистских самолётов, сожжённых танков и исковерканных орудий валялись по всему городу. Черкасовцы восстанавливали Дом Павлова, фронт отодвинулся от города на сотни километров, начиналась новая эпоха в истории Волгограда.
 
Источники: