Владислав Коваль: Труд художника – просто жизнь
Владислав Коваль: Труд художника – просто жизнь

Владислав Коваль: Труд художника – просто жизнь

На прошлой неделе Царицын.рф пообщался с заслуженным художником России,
автором интереснейших картин, человеком, разработавшим значительную часть геральдической
системы Волгоградской области и просто с исключительно интересным собеседником 
Владиславом Эдуардовичем Ковалем. Мы задали ему несколько вопросов.
Владислав Эдуардович, скажите, трудно ли быть художником в наше
непростое время?
Я думаю, что если художник любит
своё творчество, если он благодарен Всевышнему за талант, то трудно художнику
быть не может, он живёт этим. Труд – это когда человек с трудом преодолевает
что-то, а если он живёт этим – то это радость! Нет лучшей радости, чем
приносить радость людям, когда Господь даёт тебе это, а ты делишься этим с
окружающими, и они в восторге от увиденного. Поэтому труд художника не может
быть работой, он – просто жизнь. А трудности… если бы шмель думал, что крылышки
его не поднимут – он никогда бы не летал. Я живу своим творчеством и благодарен
Всевышнему за каждый прожитый день, в завершении дня я благодарю Его за то, что
Он дал мне этот день в награду.
 
01.jpg
 
Не так давно я задумался об одном
наблюдении. Художники прошлых эпох, скажем, Передвижники, или те, кто был
раньше них, как правило стремились в своём творчестве к большим темам. Они
затрагивали библейские сюжеты, выдающиеся исторические события, сложные
портреты с характером. Сейчас многие современные художники ограничиваются тем,
что пишут пейзажи, цветы, простые темы. В этом смысле ваше творчество –
редкость. Как вы считаете, почему современные художники стараются избегать
больших тем? 
Чтобы писать картину на большую
тему – нужно войти в эту тему. Большая тема – это большой кропотливый труд. Это
изучение исторических материалов, документов, это – значительные усилия и
затраты времени. Темы таких картин требуют усидчивости и подготовки материала. А
в наше время, когда многие художники выживают (хотя и радуются своему труду), –
это сложно. А вообще у художника порой возникает просто большое желание писать,
ему даже некогда думать, он берёт холст и отражает на нём то настроение,
которое его посещает. Я иногда пишу картины и на библейские темы, затрагиваю и
другие большие сюжеты, как исторические, так и из современной жизни. Но иногда
возникает желание схватить холст и выплеснуть на него настроение! И потом, всё
зависит от индивидуальности. Кому-то нравятся большие темы, кому-то – нет. Главное
для художника – найти свой язык, свой почерк, что бы его узнавали. 
Владислав Эдуардович, вопрос о
современном Волгограде. Если немного отойти от текущих проблем, от политики, экономики,
от плохих дорог – и подняться вверх, посмотреть на Волгоград с большого
расстояния, через призму восприятия художника… Как вы думаете, в какой цветовой
гамме вы увидели бы Волгоград?
Удивительно, но Волгоград
ассоциируется у меня с охрой, бронзой, медью. Никак не с изумрудными тонами или
с чем-то цветущим. Что-то пафосное, чеканное, металлизированное,
бронзированное, монументальное… 
А это хорошо или плохо?
Для художника это – плохо. Для
прибывающего в город на короткое время – может быть и хорошо. О вкусах не
спорят! Мне хотелось бы чтобы наш город был более тёплым, что бы в нём было
больше фонтанов, скверов, зелени. Что бы он, находясь рядом с Волгой, питался
от неё. Город стоит на Волге, но близость к реке не ощущается в нём. Я надеюсь
на то, что Путин, приехав в наш город, поставил вопрос о том, чтобы
реанимировать Волгу. Чтобы она вновь стала могучей артерией, великой русской
рекой. Я помню картинку из детства: вся Волга в пароходах, всё в гудках, это
была настоящая жизнь! 
 
02.jpg
 
Вы, пожалуй, самый известный
сторонник возвращения Волгограду его исторического имени – Царицын. Можно
приводить много аргументов «за» или «против» этого. А что для вас лично это
возвращение исторического имени? Почему вы ратуете за Царицын?
 
 
Я родился в городе Владикавказе. Когда
я родился, Владикавказ назывался по-другому: Дзауджикау. До того он назывался
Орджоникидзе, а ещё раньше – Владикавказ. Но в моём паспорте местом моего
рождения написан именно Владикавказ, и я рад этому. Это – имя, которое дали
городу мои предки. Владикавказ означает: «Владей Кавказом». Имя, данное городу
изначально – святое, его нельзя менять. И правильно вернулись Санкт-Петербург,
Нижний Новгород. Настоящие названия нужно вернуть и другим городам – Симбирску,
Царицыну… Имя моего города, «Царицын», – написано рукой Пушкина. В
Санкт-Петербурге хранятся его рукописи. Я специально попросил, чтобы мне
прислали копии. Там, в описании восстания Пугачёва, Александр Сергеевич
несколько раз собственной рукой написал это имя – «Царицын». В этом –
историческая связь, связь поколений. Да, важно чтобы имя не разделяло бы людей,
а объединяло их. Санкт-Петербург – это название города, но также официально используется
и «Город-герой Ленинград». Точно также можно сделать и «Царицын-на-Волге», как
его называли до революции (а это название вбирает в себя и Волгу, то есть и
«Волгоград»), но и «Город-герой Сталинград». Кстати, интересно, что если
написать: «Царицын-на-Волге, город-герой Сталинград» – в названии 34 буквы.
Цифры же «3» и «4» в сумме дают «7», что в нумерологии означает воскресение!
Храм Александра Невского, который, слава Богу, восстанавливается сейчас – это
тоже воскресение города. Все дороги ведут к храму, ибо кому нужны дороги, если
они не ведут к храму? Очень важно для нас поставить в городе этот храм, и он
будет храмом в Царицыне-на-Волге, городе-герое Сталинграде. 
Вопросы задавал Роман Шкода
Фото из архива Светланы Нестеровой