Внимание! Данная статья написана в 2012 году. С тех пор проведён большой объём исследований, в процессе которых сделан ряд важных открытий и сведения о здании существенно возросли. При этом, ряд фактов, изложенных в настоящей статье, новейшими исследованиями опровергнут. В частности:
- достоверно установлена ошибочность легенды об утонувшей дочери купца Шлыкова. Установлены имена всех пяти детей купца, в том числе обеих дочерей.
- А.М. Шлыков скончался в 1915 году.
- фотография, изображающая начало боёв за Сталинград также датирована неправильно и является кадром из послевоенного кино.
===
Здание современного Казачьего театра, в недавнем прошлом — кинотеатра «Гвардеец» является одним из самых загадочных в нашем городе.
Общие сведения. Считается, что купец Шлыков построил это здание в память об утонувшей в реке дочери-лицеистке — специально для женской гимназии, разместившейся здесь в 1910 году под номером «4». Так же считается, что барельеф девушки в раковине-жемчужнице, украшающий фасады здания — это портрет дочери Шлыкова, а Посейдон на фронтоне — жестокий бог вод, отнявший дочь у отца (см. об этом, например, здесь).
Сначала об отце. Купец Александр Михайлович Шлыков был одним из ярчайших представителей тогдашней городской элиты, в 1895 году он являлся городским головой Царицына. В 1882 году он основал в Царицыне на станции Бекетовка лесопильный завод. В 80-е гг. XIX века на заводе Шлыкова работало 28 рабочих, оборот составлял около 44 тысяч рублей в год, к 1910 году число рабочих увеличилось до 43, а годовой оборот повысился до 182 тысяч рублей. Кроме занятий, собственно, лесоторговым делом, А.М. Шлыков вёл и общественную жизнь. В 1895 году, как я уже упомянул, он был Городским Головой Царицына. Был гласным Губернского земского собрания (Саратов), много лет состоял гласным городской думы, членом уездного земского собрания, старшиной Биржевого комитета, был ктитором Крестовоздвиженской церкви, построенной в 1903 году недалеко от его дома — на Сенной площади (сейчас церковь на этом месте восстановлена, хотя и в совершенно другом виде, стоит недалеко от ТЮЗа, во дворах за 130-й школой). А.М. Шлыков умер в 1908 году и до въезда гимназии в построенное им здание не дожил (скорее всего ему не дано было увидеть и законченный фасад — вероятно в дни его смерти только велась кирпичная кладка). 14 января 1909 года уже его наследники — сыновья Михаил и Герман (братья девицы Шлыковой) создают Торговый дом «Братья Шлыковы». Жили сами Шлыковы по соседству — их жилым домом был современный корпус «А» Архитектурно-строительного университета» (не весь, а та часть, что выходит на совр. ул. Академическую; остальные части здания тогда были отдельными домами; объединены в одно здание при восстановлении в начале 50-х гг.). Гимназия начала свою работу 5 сентября 1910 года.
О девице Шлыковой неизвестно почти ничего. Как её звали? Когда она утонула? Где? Впрочем, несмотря на это, Шлыкову удалось поставить своей дочери памятник, переживший почти тотальное разрушение города; у нас ведь осталось только два памятника, которые устанавливались в Царицыне — памятник Гоголю и памятник Шлыковой. Получилось у Шлыкова увековечить память дочери!
Здание за свою столетнюю историю пережило три эпохи, три концепции. Изначально оно было намного меньше, чем сейчас и было оно встроено в сплошной ряд домов, окошками глядящих на Базарную площадь.
Первая эпоха
Кажется, это — одна из самых первых фотографий нынешнего театра. Наверное, год 1910-й или даже раньше. Как видно на фото сбоку (Восточный фасад) дом был никак не украшен, справа и слева стоят маленькие, снесённые, кажется ещё до революции, домишки. Если вспомнить — сейчас на боковой стенке аж пять окон и украшены они не хуже, чем на фасаде. Ну и крыша, конечно, тоже была не очень.
Это фото сделано немногим спустя после предыдущего. Заметим, справа в кадр попал кусочек здания. Если попытаться разглядеть что-либо на предыдущем кадре, то видно, что к дому пристроили второй этаж.
Дальше грядёт глобальная перестройка здания.
Тут мы узнаём интересный момент. Считается, что Шлыков передал здание городу (гимназии) в качестве дара. Возможно, именно такими и были его намерения, но вот сыновья распорядились здесь по-своему. Почитаем, что говорит газета «Царицынский вестник«, №4248 от 10 марта 1913 года. «4-я женская гимназия нуждается в расширении помещения. В виду этого приходится снимать для неё у домовладельца Шлыкова ещё несколько комнат. Хотя плату Шлыков требует большую, но Дума соглашается на его условия, так как другого помещения для гимназии за Царицей подыскать негде«.
Таким образом:
а) Сын Шлыкова — Михаил здание в дар городу передавать не стал, а сдал его в аренду, да ещё и задорого;
б) в 1913 году Гимназия нуждалась в помещениях — видимо тогда и было принято решение о нарушении прежней композиции и о значительном расширении здания.
Что утрачено от Первой эпохи.
— четыре огромные «вазы», украшавшие верх фасада (сейчас от них остались только основания)
— балкон
— каждое окно-витрина раньше было снабжено отдельным входом
— посредине верхушек четырёх арок, украшавших фасад, раньше имелись декоративные элементы (не ясно, что именно там было изображено).
— ряд мелких деталей
— Люкарны — круглые окна наверху раньше были открыты для света и снабжены застеклёнными рамами, сейчас они наглухо забиты не то фанерой, не то металлическими листами.
Вторая эпоха
В 1913 году (или около того) дом существенно расширили. Он приобрёл «Г»-образную форму и обзавёлся роскошной угловой башней.
Вот так здание стало выглядеть после перестройки. Жёлтой линией обозначена старая граница здания — таким оно было до перестройки 1913 года. Красной линией обозначена современная граница (Третья эпоха). Между прочим, если бы Шлыков-младший достроил бы здание таким же образом и в другую сторону (с такой же башней) — получился бы настоящий дворец. После революции в здании расположился Педагогический институт.
Ещё один вид из Второй эпохи. В таком виде здание пережило Сталинградскую битву
В начале боёв за город
После боёв. В земле — дот. Сейчас на этом месте светофор
После войны значительная часть достройки 1913 года была снесена — ибо в противном случае угловая башня перекрыла бы часть проезда расширившейся ул. Рабоче-Крестьянская. (Что и говорить этот снос ничем кроме как словом «вандализм» назвать нельзя).
Третья эпоха
Итак, после восстановления в конце 40-х гг (архитектор, руководивший восстановлением — Г.А. Россихин) здание приобретает свой современный вид, становясь сначала кинотеатром «Гвардеец», а потом — Казачьим театром. Важно то, что весь современный западный фасад (тот, что смотрит на Р-Крестьянскую улицу) построен заново, так как до войны он был внутренней стенкой Г-образного дома, а до революции в связи с тем, что с этой стороны был пристроен другой дом, первоначальный вид западного фасада, по-видимому, мало чем отличался от первоначального вида восточного фасада, то есть не имел украшений. Фигуры, которые сейчас украшают западный фасад, скорее всего сняты с разобранной части корпуса.
Восточный фасад
Западный фасад
Сразу следует подчеркнуть, что все изображения на фасадах носят символический характер и выражают различные проявления одного и того же человека — дочери Шлыкова. Основные символы выражаются человеческими образами.
Всего на фасаде (в современной его версии) присутствуют 48 человеческих лиц/фигур.
Центральная композиция, притягивающая внимание в первую очередь — это два ангела, держащие лиру на щите. (фигуры ангелов, кстати, находятся в безобразном состоянии — один из них без головы! Уж на таком-то здании, на центральном месте можно поддерживать хоть какие-то приличия??).
Под лирой — портрет женщины. Над лирой — символическое изображение взлетающей пчелы. Ещё выше пчелы — самый верхний образ, доминирующий над всем фасадом — может видеться по-разному. Мне кажется, что это — горящий огонь. Можно подумать, что лицо женщины — это муза Эрато, отвечавшая за любовную поэзию, потому что именно эта муза символизируется лирой. Вполне возможно, что девушка писала стихи. Пчела, согласно древнегреческому симвозизму, обозначает трудолюбие, порядок, но так же и — бессметртие и возрождение. Пчела, устремлённая вверх, в небо — как символ восхождения в Рай, основанного на труде и (судя по лире) — творчестве. Высший огонь в этой метафоре — это Бог, Дух Божий, ибо огонь — один из Его библейских символов. «Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян.2:23). «Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий«. (Евр. 12:28-29). Таким образом, вся эта композиция — символика восхождения в Царство Божье.
Лицо девицы Шлыковой повторяется 27 раз: по пять раз на боковых фасадах и 17 раз — на центральном. В изначальном варианте («Первая эпоха») лиц было 13 (интересно, случайно ли совпадение числа с «чёртовой дюжиной»? ведь «первая эпоха» — только и отражает первоначальный замысел Шлыкова, ибо всё последующее делалось уже в угоду утилитарным целям и после его смерти. Может быть, девушке было только 13 лет?); во «Вторую эпоху» число их было максимально и составляло 47 (при предположении, что восточный фасад, что выходит на современный Горхоз, приобрёл свой нынешний вид уже тогда — он нигде не заснят во «Вторую эпоху»). Лица расположены над всеми окнами второго этажа и сделаны, вероятно, по одной форме, ибо различий между ними углядеть мне не удалось. Все портреты девицы одинаковые, а главный — усложнён, к нему добавлено зеркало.
Приглядитесь внимательнее: лицо сделано умышленно некрасивым! Очерчены мешки под глазами, черты сделаны грубыми — хотя материал (это ведь гипс?) вполне позволяет изобразить формы куда тоньше. Возможно, Шлыков хотел добиться точного портретного сходства?
Зеркало над портретом на центральной композиции
Второй по распространённости образ — лик Посейдона, бога вод, который забрал её к себе. На современном фасаде Посейдон присутствует 18 раз: по четыре раза на боковых фасадах и десять раз — на центральном. В первоначальном варианте посейдонов было всего десять. Потом их стало 22 (опять-таки принимая вид восточного фасада, выходящего на Горхоз, таким, каков он сегодня).
Посейдоны, при этом, делятся на два вида — «простые» и «непростые«. Непростые стоят на угловых точках, их всего шесть.
«Простой» Посейдон
«Непростой» Посейдон
Кроме человеческих фигур на фасаде здания восемь раз встречается дракон.
Дракон, изображённый значительно ниже верхней композиционной группы — с ангелами и пчелой, но на одном уровне с Посейдонами (а Шлыкова изображена ещё ниже) есть в западной традции (не путать с восточной!) — образ как раз противоположный пчеле. Вот хорошо об этом сказано: «Победить драконоподобное существо в сказках и преданиях было проверочным заданием героя, который, сделав это, находил клад или освобождал плененную царскую дочь. В этом смысле дракон является символом дикой звериной ярости, усмирить которую должна была дисциплинированная сила. Христианская символика видит в драконе олицетворение дьявольского или сатанинского Люцифера, которого низвергает архангел Михаил в геенну огненную» (источник).
Таким образом, Шлыкова, нарисованная ниже этих фигур, олицетворяет свою гибель в воде, под водой; олицетворяет смерть от звериной ярости стихии, попадание словно в плен Посейдона. (Образ плена подчёркивается так же тем, что лицо её изображено на раковине).
Рассмотрение всех этих символов в комплексе даёт образ восхождения на Небо через нисхождение вниз. «Герой» (а ведь это — целая притча в камне!) падает, чтобы подняться, тонет, чтобы взлететь, попадает в плен, чтобы освободиться, погибает чтобы, возродиться на Небе.
Поистине, нет в нашем городе другого подобного здания!
Телевизионную экранизацию этого материала, сделанную Волгоград ТРВ смотрите здесь
Видео-версию, снятую по данному материалу сайтом v1.ru можно посмотреть здесь
Данный материал перепечатан также сайтом 34metra.ru
Копия материала размещена на нашем сообществе в LiveJournal
Примечание 7.03.2013 г.:Существенное уточнение о судьбе А.М. Шлыкова