Как известно, Царицын располагается на высоких берегах рек Волги и Царицы. Дороги-подъёмы в гору от реки, назывались «взвозами». Обычно они носили название улиц или площадей, на которые выходили: Астраханский, Бутырский, Камышинский, Киевский, Спасский… Но были среди них и названные по именам купцов. Самый длинный и самый известный — Кулыгинский, рядом с которым располагался мыловаренный завод купца Кулыгина. Покопавшись с том же Интернете можно наткнуться на Голдобинский взвоз. Но речь здесь пойдёт не о них, а о не существующем сейчас и уже давно забытом Бизяевском взвозе.
Нет, конечно, можно было бы ограничиться максимум десятком предложений, мол, был такой взвоз там-то и там-то. Но при этом совсем не было бы видно той работы, которую порой приходится проделать, чтобы разобраться с маленьким, всего лишь совсем маленьким, кусочком нашего прошлого. Это только изредка ответы на вопросы находятся быстро, а, порой, их так найти и не удаётся…
Началось всё несколько лет назад с двух записей о царицынских предприятиях в справочниках:
1. В «Указателе фабрик и заводов Южного края», Издание Х. Б. Граца, Вильна, 1896 г., где об одном из предприятий сказано: «Клейнес А. А. — по Бадаевскому взвозу»
и
2. В «Указателе фабрик и заводов Европейской России» П. А. Орлова, С. Г. Будагова, С.-Петербург, 1894 г.: «Рексер Альберт Ив. … по Безяевскому взвозу». Да и Клейнес «там же». Вот и пойми, «там же» здесь означает просто «в Царицыне» или «в Царицыне по Безяевскому взвозу».
Тогда, правда, и предположить было нельзя, что Х. Б. Грац слямзил сведения из справочника П. А. Орлова — С. Г. Будагова и при этом всё переврал, наделав великое множество ошибок…
В принципе, к этому времени я уже знал, что Клейнес А. А. — это ошибочно написанное имя Андрея Андреевича Клейнау и догадывался, что Безяевский — это, скорее всего, должен быть Бизяевский по имени царицынского купца Алексея Ивановича Бизяева, предприятие которого без адреса было указано в первом «Указателе…» П. Орлова в 1884 году.
Из «Памятной книжки Саратовской губернии» стало известно, что в 1880 году Алексей Иванович Бизяев — купец 2-й гильдии, член Сиротского суда, а также один из Директоров «Уездного отделения попечительного о тюрьмах комитета».
Собственно, этим всё и ограничилось. Больше абсолютно никаких сведений.
Раз так, то было принято решение спросить об этом взвозе на достаточно многочисленных волгоградских сайтах и форумах, вдруг кто-то что-то знает. Увы, это не принесло результата. Большинство вопрос, просто, проигнорировали. Лишь С. Сена честно сказал, что не знает, да ещё кто-то предположил, что Бизяевский и Кулыгинский взвозы есть одно и то же. Однако, в это верилось с трудом.
Но разобраться со взвозом было необходимо. Так что пришлось пыхтеть самому.
Так где же был этот взвоз?
Первоначально была пара вариантов.
Во-первых, по другим источникам и уже ХХ века известен адрес завода А. А. Клейнау по Коломенской улице. Будем искать там. Улица длинная, идущая параллельно Волге, со множеством поперечных пересечений, а значит, взвозов могло быть много. Однако, большая часть её, так называемый, район «Кавказ».
Вот как его характеризовали в книге «Весь Царицын»:
«Из окраин города обращает на себя внимание своим санитарным неустройством так называемый «Кавказ», местность, изрезанная оврагами и тесно застроенная лачугами по краям, на склоне оврагов. В этих лачугах проживает около 10.000 населения».
«Земельные участки в этой местности крайне маломерны, густо заселены, дворы зачастую не больше нескольких квадратных аршин, так что буквально не имеется никакой возможности устроить отхожего места… Склоны оврагов завалены кухонными отбросами, навозом и другими нечистотами, сваливаемыми под сурдинку вместе с другим мусором. Всё это гниет, издаёт зловоние и ползёт вниз на дно оврагов, где поселились люди, загнанные сюда нуждою и невежеством».
Трущобы, одним словом.
Вряд ли в таком месте могло размещаться пищевое производство.
Остаются только Липецкая да Елецкая улицы… Воспользовавшись сервисом Яндекс-карты можно увидеть, что на Елецкую улицу ведёт и сейчас что-то вроде взвоза.
Она?
А кто же знает…
Вторая книга и второй кандидат. Опять же по другим справочникам известен уже в ХХ веке завод однофамильца Альберта Ивановича Рексер — некого В. Ф. Рексер. Если второй наследник первого, то и надо искать наш взвоз рядом с его предприятием. Предприятие второго располагалось на Херсонской улице. И даже удалось на просторах Интернета разыскать его послевоенный снимок.
Рядом с заводом (дымится) хорошо виден овраг, ведущий от берега вверх.
Взвоз?
А кто же знает…
Тупик…
Но тут, в общем-то, повезло.
Мой хороший знакомый, просматривая в Ленинской библиотеке один из дореволюционных столичных специализированных журналов наткнулся на несколько кратких сообщений в Хронике за 1882 год: «завод … Бизяевых в Царицыне продаётся на торгах» и «Алексей Иванович Бизяев в Царицыне умер».
Так вот почему забыли про Бизяевский взвоз! Давно это было.
Зная о моих поисках, он тут же сообщил.
Но самое главное — первая заметка о торгах. Это значит, что должно быть официальное сообщение об этом. Где печатались официальные сообщения? Правильно, в официальной части «Саратовских губернских ведомостей».
Вперёд!
За неплатеж долга Обществу Взаимного Кредита, будет произведена продажа недвижимого имения умершего Царицынского купца Алексея Ивановича Бизяева:
Первое находится «в 1-й части на уг. Успенской и Скорбященской площади в квартале 155. Дворовое место 490 квадратных сажен с каменным 2-х этажным домом, каменным одноэтажным флигелем, с лавками и службами под одну связь, двумя деревянными двухэтажными павильонами и тенистыми около 70 шт. деревьями».
Второе также «в 1-й части г. Царицына под горой на р. Царице между двумя … оврагами и заключается в дворовом месте одна десятина 1230 кв. сажен, на котором деревянный обложенный кирпичом дом с балконами, деревянный частью обложенный кирпичом флигель, … завод со всеми приспособлениями, … деревянный ледник…»
Казалось бы, из этих объявлений должно стать очевидным местоположение владений Бизяева, в том числе и место завода. Да и возможное положение «Бизяевского взвоза» тоже — это может быть путь от одного владения Бизяева под гору к другому с заводом на берегу р. Царицы. Однако, взглянув на карту города, с удивлением обнаруживаем, что адрес первого владения Бизяева 155 квартал не находится на углу Успенской улицы и Скорбященской площади. Тогда где? К сожалению, ответа пока нет. Хотя вполне вероятной выглядит версия о том, что соседние со 155-м кварталы были в это время ещё не застроены, поэтому-то и получился такой адрес.
Известно, что первое имение, что на углу Успенской улицы и Скорбященской площади, которое якобы находится в 155 плановом квартале, стало собственностью Общества Взаимного Кредита, в котором это Общество разместилось. Здесь же располагался их банк. Более поздние источники помещают этот Банк то на Успенскую улицу, то на Скорбящую площадь, то на их угол.
Собственно, и с положением самого завода ничего не понятно. Где именно на реке Царице он находился?
Пришлось лопатить царицынские газеты. Из них становится ясно, что завод отошёл Обществу Взаимного Кредита, но никак не хотел продаваться. Даже за 10 тыс. рублей, что значительно меньше суммы долга.
18 июля 1886 г. «Волжско-Донской листок», освещая собрание Общества, опубликовал заметку: «К вопросу о продаже Бизяева завода. За этот завод дубовский купец Миллер предлагает Обществу Взаимного Кредита 7 тыс. руб. Собрание постановило продать этот завод по вольной цене по его совета усмотрению: но не ниже 7 тыс. руб.»
Казалось бы, почти победа.
Где завод Миллера расположен, ясно. На карте города хорошо видны как раз два оврага. Значит, наш взвоз — это дорога от одного имения к другому? Есть и прямая по Александровской улице. Тем более, что, как писали, Александровский бульвар начал обустраиваться только в 90-е годы. А раньше этого могли и ломовые извозчики использовать?
На сохранившихся фотографиях ясно видны дороги вверх мимо имения Миллера, только не очень-то похоже, что использовались они для перевозки грузов…
А вот и другая картинка уже с этого сайта. Здесь показан вид Скорбященской площади с пожарной каланчи. А в правом нижнем углу хорошо видны следы от колёс, ведущие на Бельскую улицу. А ведь Бельская улица по карте как раз и ведёт к Царице.
И ещё одна картинка-рисунок, где в левой части виден путь вдоль реки, который поворачивает рядом с Кулыгинским взвозом явно на Бельскую улицу.
Ну что? Нашёлся? Так может, прав был тот неизвестный корреспондент, что считал Кулыгинский и Бизяевский взвозы одним и тем же?
Но ведь прямого указания так и нет…
Повторные самые тщательнейшие поиски в «Волжско-Донском листке» принесли находку единственного упоминания (в 1892 г.) Бизяевского взвоза, расположенного в местности Голубинка, в связи с неким происшествием. Значит, и через 10 лет после смерти А. И. Бизяева взвоз его имени ещё не забылся.
И интереснейшее сообщение в июле 1890 года: «… кроме «Конкордии» в Царицыне начинает входить в моду бывший сад Бизяева, приобретённый В. Ф. Лапшиным и находящийся в настоящее время в аренде у г. Рексера старшего. Сад этот очень тенистый с правильно разбитыми чисто содержимыми дорожками в нём имеются беседки, есть качели… близ сада находится … завод арендатора сада. Здесь можно получить за особую плату самовар, а, главное, без всякой платы подышать чистым воздухом, т. к. вход в сад бесплатный и доступ для всех свободный. Вообще садик обставлен очень недурно. Говорят, что в будущем этот садик будет играть роль загородного увеселительного заведения. Нам кажется, что эта идея очень хорошая, т. к. лучше, во всяком случае, проводить время в таком месте, где нет пыли, вони, где есть прекрасная растительность, а, главное, свежий и неиспорченный воздух. Уже теперь бывший садик Бизяева посещается многими, а если в нём будет буфет, устроят какие-либо развлечения сверх кеглей, то царицынская публика, несмотря на сравнительную дальность расстояния садика от центра города, станет охотно его посещать».
Да, всё верно. Это и 1890 год, и Рексер, и Бизяев, с которых всё и началось. И все сошлись в одном месте.
Ура! Но где же это место? Где находился завод, арендовавшийся Рексером, бывший Бизяева?
В этом нам помогут:
Первое — местность Голубинка.
Второе: в приведённой заметке о саде Бизяева сказано, что он расположен сравнительно далеко от центра города и со временем «будет играть роль загородного увеселительного заведения».
Эти два момента ставят окончательный крест на предположении о Миллере, т. к. место рядом с заводом Миллера находится почти рядом с центром города.
И, наконец, третье и самое главное. Читать надо внимательнее!!!
Хотя частенько орфография, пунктуация и смысл газетных сообщения того времени таковы с нашей сегодняшней точки зрения, что не знаешь иногда плакать или смеяться. И поэтому, написание названий с маленькой буквы и объявления типа: «Требуется трезвый развоЩик» или «Продаются грЫзовые семечки» выглядят вполне безобидно.
А ведь в объявлении о продаже завода было сказано, что находиться он «между двумя галичьими (с прописной буквы) оврагами». Так вот, это название постоянно мелькает на страницах газет. За Галичьим оврагом (с заглавной буквы) находится тюремный замок и православное кладбище. Но я-то изначально считал за опечатку-описку галичий-галечный овраг. Собственно, взглянув, на карту города мы увидим этот овраг, а за ним другой, также выходящий к реке. Про этот Галичий овраг есть в книге у А. Минха и даже в сноске на самой карте города за 1913 год есть всё тот же Галичий овраг.
Ещё бы узнать, что сие название означает…
Все эти моменты не оставляют нам выбора. Хотя, конечно, на сам Бизяевский взвоз могут подходить и Донская, и Ахтубинская, и Волжская улицы…
Опять тупик?
Однако помощь, как всегда, пришла, откуда и не ожидаешь.
В Сети нашлась аэрофотосъёмка города 1942 года. До войны ведь Сталинград не успел ещё сильно измениться. И с воздуха Бизяевский взвоз выглядит точно так же, как и Кулыгинскй (в правой нижней части фотографии) и Астраханский взвозы.
А Вы сомневаетесь?