(Продолжение)
Завершив экскурскию в Депо №2, мы отправились на ул КИМ, где нас ждала вторая часть нашего путешествия.
Ехали мы через кольцо на ул. Радомской
Сначала зашли в Дом Культуры, где на втором этаже располагается музей городского электротранспорта. Музей небольшой, но кое-что там можно посмотреть.
На стене — план дореволюционного трамвайного движения в городе.
Поворот трамвайной линии с ул.Советской на ул.Наумова, в сторону проспекта Ленина
Водители 50-х…
Кажется, фото сделано на вокзале, сразу после войны.
Из музея мы спустились в подвал, где во время войны действовало бобоубежище. Люди работали в Депо настолько, насколько было возможно и сразу по окончании Сталинградской битвы вернулись сюда вновь. Несмотря на полное разрушение трамвайного хозяйства города, после окончания Сталинградской битвы прошло всего 10 месяцев, как по городу снова пошли трамваи. Были они восстановлены, как и здания — из руин, вместо стёкол — окна забиты фанерой. Но они начали возить людей, сообщая своим видом, что война позади и начала налаживаться мирная жизнь. Первое время в депо не было крыши, но люди работали там, без обогрева, даже зимой, в три смены.
Бомбоубежище действует и сегодня — оно официально числится в реестре Министерства обороны. Это — вход снаружи.
Вид изнутри
Резервнуй выход — на случай, если здание наверху рухнет и выход завалит. Внутри стоит генератор и есть большой запас воды. Осмотрев убежище, мы отправились в цеха.
Здесь я когда-то бывал, отрабатывал школьную практику, вытачивал из фанеры троллейбусные спинки. Давно это было!
Основное здание довоенной постройки.
Если в депо проводится мелкий ремонт, то тут — ремонт капитальный. Есть троллейбусный и трамвайный цех, стоят станки.
Троллейбусный цех. Он имеет площадь около 2000 метров. Троллейбусы стоят в несколько линий. Цех делится на участки: кузовной, механический, электротехнический, резинотехнический, литейный. Работают ооло 90 человек.
Переход в трамвайный цех.
По рельсам ездит такая тележка.
Метроэлектротранс давно уже отвык от поставок комплектующих и запчастей. Здесь освоили все виды производства. Фактически существуют троллейбусы, полностью произведённые в Волгограде, со своими оригинальными техническими решениями. На предприятии наладили выпуск того, чего на оригинальных моделях и не предусматривалось: электронные датчики, цифровые табло, разные системы.
Трамвайный цех. Его площадь около 1800 метров. Работает около 60 человек.
Комплект трамвайных электродвигателей. Сердцевину здесь вытаскивают и собирают заново, по своей технологии, которую считают лучше оригинальной заводской.
Трамвайные ускорители.
А это — исторический контроллер от трамвая-снегоочистителя. Один из них мы видели в Депо №2, второй — ремонтируется сейчас здесь.
А вот и он сам.
В цеху
Агрегаторный цех. Здесь токартные и фрезеровочные станки. Новых станков я не видел, оборудование, в основном, 60-80-х гг.
А этот станок оказался раритетным
Год выпуска — 1939-й! Станок пережил войну! Конечно, едва ли он работал здесь же. Скорее всего, при восстановлении завода его передали сюда откуда-то.
Здесь по-своему красиво.
На этом моя часть экскурсии завершилась. В программе дальше был кофе-брейк в местной столовой и далее — переезд на нашем спецтрамвае в исходную точку, к Детскому центру. Там ещё должна была состояться экскурсия к восстановленному «царицынскому» трамваю. Но у меня были дела и на кофе уже не оставалось времени. А трамвай-памятник я уже видел и даже не раз о нём писал.
В целом у меня остались самые лучшие впечатления от увиденного. На предприятии — хороший климат, светлая атмосфера. Люди доброжелательны, ко мне несколько раз подходили простые рабочие (не начальство) и показывали, где лучше снимать. Здесь работают династиями, здесь есть работники, чьи предки поступили сюда ещё до войны. Есть несколько семей, совокупныый трудовой стаж которых на предприятии превышает 160 лет. Здесь оптимизм и вера в свои силы. Наверное поэтому волгоградский трамвай ценит даже Forbes.
Хочу поблагодарить Глеба Барского и Алексея Тарантула за большую помощь в подготовке этого репортажа!