Если ехать из Ворошиловского района, по ул. Симбирской, в центр — вдоль железнодорожного полотна, то слева можно заметить странные сооружения, причудливо выдающиеся из земли.
По огромной насыпи, широко перекрывшей пойму Царицы поверху идёт поезд, справа — едут машины, а слева, с той стороны, ходит трамвай. А между тем, когда-то здесь, на этом месте был глубокий провал и там, под поездом проходил высокий железнодорожный мост, называвшийся также виадук. И странные сооружения — это остатки его опор.
На фото начала XX века хорошо видно, о чём идёт речь. Мост перекрывал Царицу и в местах соприкосновения с берегами опирался на каменные опоры. Именно эти опоры и можно наблюдать сегодня, проезжая мимо на машине по насыпи.
Царицынский виадук был построен в 1898 году. До этого в городе существовало два вокзала — Грязе-Царицынский вокзал, от которого начиналось современное московское направление и который ныне известен под названием «Волгоград-1» и Тихорецкий вокзал, ныне — «Волгоград-2», открывавший владикавказское направление. Оба эти вокзала были тупиковыми и между ними не было никакого сообщения. Строительство грандиозного моста через Царицу позволило соединить две железнодорожные ветки, сделав движение сквозным. Отныне поезд, идущий с Кавказа мог не завершать свой путь в Царицыне, а идти дальше, на север.
В 1913 году мост ремонтировали. Газета «Царицынский вестник» писала тогда: «Большой железнодорожный мост через р. Царицу ремонтируется: делается новый деревянный настил. Ремонтируемые места плохо ограждены и представляют громадную опасность для пешеходов, которых здесь бывает очень много и днём, и ночью. В обнажённые от настила участки можно легко свалиться и разбиться насмерть, или искалечиться».
Мост успешно функционировал до войны. В период послевоенного восстановления было принято решение о строительстве здесь высокой насыпи (аналогичное, кстати, решение было первоначально принято и для нынешнего нового Астраханского моста, но реализовано оно не было — построили всё-таки мост). Говорят, что сами конструкции моста сохраняются в земле. Во всяком случае, опоры разрушать не стали.
Северная опора
Опора, что ближе к вокзалу, сохранилась лучше. Видно, что она — каменная, оштукатуренная, с нанесением декоративной расшивки «под плиты». Мостовой пролёт лежал на хорошо заметной «ступени». В дальнюю сторону от точки съёмки шла земля, в ближнюю — был обрыв и начинался мостовой пролёт.
Сейчас здесь насыпь. Её высота практически совпадает с высотой старого моста.
Вид сверху.
Вид сзади.
Вдали виднеется вторая, «южная» опора. Расстояние между ними и было перекрыто мостом.
Южная опора
Южная опора засыпана сильнее Северной. Вообще сложно сказать, насколько хорошо опоры сохранились. Над насыпью выделяются только их крайние части, что скрывает в себе насыпь — неизвестно. С другой стороны насыпи опор не видно.
Вид с внутренней стороны.
Вид сзади.
Здесь по-прежнему, как и в XIX веке, ходят поезда. Вдали — северная опора.
С насыпи, как когда-то с моста, открывается роскошный вид на зелёную пойму. Там, внизу — почти лес, в середине которого до сих пор — вода.