Старинные рельсы
Старинные рельсы

Старинные рельсы

После публикации фото рельсов Детской железной дороги в пойме Царицы Анатолий Зубило прислал фото рельса, использующегося в Трамвайном депо №2.

 

Рельс 1913 года имеет маркировку «Р.У.Ж.Д.», что означает Рязано-Уральская железная дорога. Рельс используется не по назначению, а служит опорой на одной из осмотровых канав. На заводе ВЭТа есть подобные рельсы, но их шейки скрыты асфальтом и клейма увидеть сейчас невозможно.

 

Откуда тут мог взяться такой рельс? Ведь тот факт, что в городе имеются дореволюционные рельсы, не имеющие отношения к Царицыну ставит под сомнение и царицынское происхождение многих рельсов Детской железной дороги. Как известно, изначально Рязано-Уральская дорога начиналась в Рязани (позже — в Москве) и шла до ныне казахского города Уральска. Важно то, что дорога проходила через Саратов. Вполне возможно, что рельс этот когда-то лежал где-то около Саратова, а потом, возможно в период послевоенного восстановления города, когда в Сталинград везли стройматериалы со всей страны, был привезён сюда.

 

На рисунке хорошо виден план Р.У.Ж.Д.

Впрочем, есть и другой вариант. На рисунке среди прочих фотографий (справа внизу) дана и фотография Царицына. Пока не совсем ясно, каким образом Царицын относился к Р.У.Ж.Д. (из Плана это также не ясно), но вероятно рельсы вполне могли появиться здесь и в то время.