Люки Волгограда: история с географией
Люки Волгограда: история с географией

Люки Волгограда: история с географией

Городские люки в Волгограде — крайне необычный для нашего города объект наблюдения. В городе, например, сохранилось много царицынских, но мало сталинградских люков. Почему? Царицынские благополучно пережили Сталинградскую битву потому, что они — плоские, металлические, лежали на земле — пули и осколки пролетали мимо, не то что дома, стоявшие во весь рост… А вот довоенные сталинградские люки глаз почти не радуют — то ли потому, что их в центре мало (до Тракторного никак не доберусь!), то ли потому, что судьба у них была особенная.

 

По наблюдениям, на сегодняшний день в городе сохранилось пять типов дореволюционных царицынских люков.

 

Исторические люки

 

Первый тип — «Макеевский»

 

Этот тип — наиболее распространён. Представителей этого типа в разы больше, чем всех остальных дореволюционных люков вместе взятых. Он часто встречается как во дворах, так и на проспектах. Сохранность — от почти идеальной до полустёртой. Делали люки в Макеевке, что в Донбассе. Их большое количество и широкая распространённость по Центральному и Ворошиловскому районам позволяет подумать, что закупали их сразу на всю канализационную систему города, а значит — было это в дни её запуска, где-то этак в 1911 году. «Ц.Г.У.», скорее всего — «Царицынская Городская Управа».

Второй тип — «№4»

 

Люк местного производства. Что означает «№4» — не ясно. Возможно, 4-ю часть города, где тип этот и можно наблюдать. Хотя это не точно.

 

Третий тип — «простой» Ц.Г.К.

 

Сокращение обозначает, скорее всего, «Царицынская городская канализация». Пока что удалось найти только два таких люка, по одному- в Центре и в Ворошиловском районе.

Четвёртый тип — «сложный» Ц.Г.К.

 

 

Этот тип найти мне до сих пор не удалось. Фото взято несколько лет назал где-то в соцсети (не сохранил — где именно). Производство тоже местное. От предыдущего типа его отличает круговая надпись по краю.

 

Пятый тип — Бондинский люк

 

Узнать место производства этого люка пока не удалось. Кто такой Н.А. Бондин — остаётся неясным.

 

Сталинградские люки

 

Что касается люков, помеченных как сталинградские — очень трудно понять, где мы видим довоенный, а где — послевоенный люк. Подавляющее большинство, конечно, послевоенные. Собственно, довоенных люков (и то не факт, что это — точно довоенный) пока насчитывается только один тип.

 

Сталинград. Контора Акторг. С осторожностю предположу, что люк довоенный.

 

Сталинградский литейно-механический завод. Это, конечно, уже послевоенное. Люк необычен отсутствием привычной клетчатой насечки, предназначенной для предотвращения скольжения. Веротяно, разработчики сочли, что роль насечки сыграет рельефный круг в центре люка.

 

Конец 50-х гг.

 

Географические люки

 

Для сравнения приведу здесь небольшую подборку волгоградских люков, на которых стоят наименования других городов. Все эти люки также старые, хотя все — послевоенные. В более поздние времена надписи на люках исчезают — либо вообще, либо «сжимаясь» технических аббервиатур. Опрощение это происходит где-то с начала 60-х гг., поэтому всё, чего есть здесь приличного — сделано до конца 50-х.

 

Ржевский литейно-механический завод. Распространён повсеместно, самый часто встречающийся тип «иногороднего» люка

 

Завод им. Сталина, Астрахань. Люк конца 40-х — начла 50-х гг.

 

Люк из Запорожья. Видел только в одном месте

 

Свердловский люк. Тоже пока один-единственный, расположенный в «подвижном» месте, где нет возможности как следует его расчистить. ГОСТ тот же самый, что и у Астраханского люка.

 

Вообще тема люков интересна и требует развития. Неплохо было бы найти документы или публикации, рассказывающие о закупках тех или иных партий люков. Все исторические люки и по сей день несут свою трудовую вахту. Хотя, конечно, приведённые здесь образцы — редкость, поскольку подавляющее большинство всех люков — серая масса, заполнившая всё, начиная с 70-х гг., сделанная без вдохновения и, как говорится, «без гения». Упадок творческого мышления, охвативший отчественную конструкторскую мысль в застойный период как нельзя хорошо иллюстрируется тем, что лежит у нас под ногами.

 

Вообще я считаю, что из городских люков можно сделать привлекательную для туристов фишку. Оставив старые люки, заменить всю серость 70-90-х на красавцев, с гербом города, с надписями. Изготовление такого люка по себестоимости никак не будет отличаться от безликих кружков, которые сейчас «украшают» наши улицы.

 

В завершение — маленький бонус. Фото, сделанное в позапрошлом году в Чехии.