Под номером \»тринадцать\»
Под номером \»тринадцать\»

Под номером \»тринадцать\»

На берегу реки Волги, недалеко от музея-панорамы «Сталинградская битва», будто бы на приколе, стоит небольшое судно: открытый всем ветрам, несет свою «вахту» бронекатер № 13. Несмотря на «несчастливое» число, бронекатер – со счастливой судьбой: ему не только выпало счастье пройти сквозь огонь Сталинградского сражения, но и предоставлена честь стать памятником, символом героизма, отваги и мужества моряков.

 

 

Начало

 

12 ноября 1931 г. командование Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ) утвердило техническое задание на проектирование двух типов бронекатеров. Один из них  («большой») — для реки Амур – планировалось вооружить двумя 76-мм орудиями в башнях, а другой («малый») — одним таким же орудием. Кроме того, на катерах планировалось установить по две легкие башенки с 7,62-мм пулеметами. Кроме того, бронекатера должны были вписываться в железнодорожные габариты СССР при транспортировке по железной дороге на открытой платформе. 22 июня 1932 года техническое задание было выдано «Ленречсудопроекту», тогда же были выбраны типы башен, пушек (от танка Т-28) и моторов (ГАМ-34).

В октябре 1932 года «Ленречсудопроект» завершил работу: большой бронекатер получил название «Проект 1124», а малый – «Проект 1125». Оба они были очень близки по конструкции.

 

Рис. 1. Варианты вооружения бронекатеров типа 1125:

1. Одно 76-мм орудие в башне от танка Т-35, три 12,7 мм пулемета и один штатный пулемет в башне; 2. Одно 76-мм орудие в башне от танка Т-34, три 12,7-мм пулемета и один штатный пулемет в башне; 3. Одно 76-мм орудие в башне от танка Т-34, два спаренных 12,7-мм пулемета и один штатный пулемет в башне; 4. Одно 76-мм орудие в башне от танка Т-34, реактивная артиллерийская установка башенно-палубного типа 24-М-8 «катюша», спаренный 12,7-мм пулемет и один штатный пулемет в башне.

 

В ходе боевых действий на замерзающих реках и озерах требовалось удлинить сроки навигации бронекатеров. Сделать это было нелегко: легкий корпус бронекатера не мог обеспечить безопасного плавания даже в битом льду. Пластины молодого льда сдирали окраску, это вызывало коррозию; часто повреждались тонкие пластинки гребных винтов.

 

Командир катера Юлий Юльевич Бенуа нашел оригинальный выход из положения. Бронекатер одели в деревянную «шубу». Доски толщиной 40–50 мм защищали его днище и борта (на 100–150 мм выше ватерлинии). «Шуба» почти не меняла осадку за счет плавучести дерева. Другой вопрос, что бронекатер в «шубе» имел меньшую скорость хода. В свою очередь, инженер Э. Э. Паммель спроектировал гребной винт с более толстыми кромками лопастей, причем максимальная скорость катера с упроченными винтами уменьшилась всего на 0,5 узла.

 

Таким образом, бронекатера проектов 1124 и 1125 превратились в мини-ледоколы, что было особенно важно на Ладожском и Онежском озерах, где в годы Великой Отечественной войны речные танки получили возможность вести боевые действия на две-четыре недели дольше, чем корабли финских флотилий.

 

Рис. 2. Бронекатер типа 1125: 1 — рубка, 2 — фара-прожектор, 3 — топовый огонь, 4 — мачта, 5 — клотиковый огонь (верхний — белый, нижний — красный), 6 — лучевая радиоантенна, 7 — газовыхлоп, 8 — рым для подъема катера, 9 — гребной винт, 10 — перо руля, 11 — гюйс-шток со штаговым огнем, 12 — крышка люка, 13 — цепной палубный клюз, 14 — ручной шпиль, 15 — привальный брус, 16 — сходня, 17 — пулеметная башня, 18 — рында, 19 — поручневая антенна, 20 — крышка люка, 21 — слесарные тиски, 22 — ручная сирена, 23 — съемный световой фонарь над машинным отделением, 24 — кап машинного отделения, 25, 27 — вентиляционные грибки, 26 — люк, 28 — морская дымовая шашка (МБДШ), 29 — буксирный рым, 30 — киповая планка, 31 — якорь Холла, 32 — кнехт, 33 — швартовный конец, 34 — багор, 35 — башня танка Т-34, 36 — швартовная утка, 37 — спасательный круг, 38 — дверь, 39 — огнетушитель, 40 — вентиляционный раструб, 41 — газовыхлоп, 42 — флагшток, 43 — гребной вал, 44 — кронштейн гребного вала, 45 — кронштейн спасательного круга.

 

В 1934 году Зеленодольский судостроительный завод им. М. Горького (Татарстан) получил первый оборонный заказ на постройку новых для того времени военных кораблей – речных бронекатеров проектов 1124 и 1125, за 10 лет их было построено 154 единицы.

 

Битва

 

Бронекатер № 13 проекта 1125 был заложен в 1941 г., спущен на воду весной 1942 г., вступил в строй в июне 1942 г., с октября 1942 года входил в состав 1-го дивизиона бронекатеров 1-й бригады речных кораблей Волжской военной флотилии, которая с 24 июля 1942 года по распоряжению Ставки Верховного Главнокомандования была передана в оперативное подчинение Сталинградскому фронту. Бронекатер до 17 декабря 1942 г. (до полного ледостава на р. Волге), успешно выполнял боевые задания по перевозкам войск, вооружения, медикаментов, продовольствия, защищал переправу от воздушных налетов противника, подавлял огневые точки, конвоировал суда, защищая их от вражеской авиации.

 

Рис. 3. Берег р. Волга, аэрофотосъемка 1942 г.

 

Особую роль бронекатера Волжской военной флотилии сыграли, когда река Волга стала замерзать: «20 ноября, в день перехода войск Сталинградского фронта в контрнаступление, бронекатера № 12, 13 и 61 получили задание доставить пополнение, боеприпасы и продовольствие 138-й стрелковой дивизии полковника Ивана Ильича Людникова, прижатой к Волге на небольшом простреливаемом всеми боевыми средствами противника участке. В ночь на 21 ноября бронекатера, приняв на борт более 300 бойцов и до 40 тонн боеприпасов и других грузов, совершили переход вблизи занятого противником берега к пункту разгрузки, находившемуся в 150 метрах от переднего края. Под ожесточенным огнем гитлеровцев они в течение получаса высадили людей, выгрузили боеприпасы и продовольствие, приняли 263 раненых. Во время обратного рейса бронекатера, вступив в перестрелку с врагом, подавили 10 его огневых точек и взорвали склад боеприпасов».

 

Всего в  Сталинградской битве участвовали 14 бронекатеров Волжской военной флотилии, из которых двенадцать единиц были проекта 1125 (однопушечные). Необходимо отметить мобильность бронекатеров, их способность укрываться в протоках Волги и Ахтубы, что делало их малоуязвимыми для авиации и артиллерии противника.

 

Ярким примером подвига бронекатеров Волжской военной флотилии может служить хроника военных событий от 14 сентября 1942 года.

«…В 10 ч. 40 мин., по сведениям разведотдела армии, немцы силой до двух полков пехоты и 60 танков наступали на завод «Баррикады». В 10 ч. 50 мин. по радио был передан приказ Северной группе кораблей – немедленно открыть огонь по району завода «Баррикады». Расход боеприпасов составил 200 снарядов и РС.

 

С 12 ч. 30 мин. до 12 ч. 40 мин. бронекатер № 13 вел огонь по селению Купоросное и рассеял группу пехоты противника, израсходовав 15 снарядов. Отмечено три попадания в блиндажи.

В 13 ч. 10 мин. бронекатер № 14 выпустил 18 фугасных снарядов по немецким окопам и дзотам.

В 21 ч. 35 мин. бронекатер № 41 выходил на Волгу южнее поселка Рынок и дал два залпа реактивными снарядами по скоплению немецких танков и пехоты в районе Сухой Мечетки, юго-восточнее высоты 101,3…»

К 10 ноября 1942 г. на р. Волге начался ледостав. Уже 1 ноября 1942 г. был отдан приказ наркома ВМФ Николая Герасимовича Кузнецова о переводе большей части кораблей и судов Волжской флотилии в г. Гурьев. Однако в районе Сталинграда остались канонерские лодки «Усыскин» и «Чапаев», а также 12 бронекатеров. Они вмерзли в лед, но продолжали вести огонь по врагу: последний залп моряки флотилии дали 31 января 1943 года в 15 ч. 27 мин.

 

1 марта 1943 г. 1-й дивизион бронекатеров ВВФ за боевые заслуги  в Сталинградской битве преобразован в 1-й гвардейский дивизион бронекатеров Волжской военной флотилии, командующий – капитан III ранга С. П. Лысенко.

 

За героизм, проявленный в период Сталинградской битвы, приказом наркома Военно-Морского Флота от 1 марта 1943 г. команде бронекатера № 13 присвоено гвардейское звание «Тринадцатый».

 

14 сентября 1943 г. перечислен в Днепровскую флотилию, в составе которой участвовал в боях на Припяти и Западном Буге, Белорусской и Берлинской наступательных операциях.

 

Вновь в Волгограде

 

В 1960 году, после того, как флотилия была расформирована, бронекатер был передан Музею обороны Царицына-Сталинграда им. товарища Сталина для установки в качестве экспоната. Для этого за подписью директора музея было написано письмо на имя командующего Дунайской флотилии контр-адмирала Николая Мефодьевича Бочкова с просьбой перенаправить бронекатер в Сталинград. Письмо было перенаправлено Никите Сергеевичу Хрущеву и лично им подписано.

 

Когда бронекатер пришел своим ходом в город, с него было снято вооружение и он был оставлен в затоне судостроительно-судоремонтного завода (г. Краснослободск) для основательного ремонта (в рамках договора между заводом и Музеем обороны): от времени, неблагоприятных условий корабль потерял прежний вид, лишился некоторых палубных надстроек, предметов оснащения и оборудования, корпус сильно обветшал.

 

Рис. 4 Инженер Г. И. Ширяев и слесарь-судокорпусник Т. К. Галимов за работой на катере, 1980 г. [6]

 

Задача ремонта (в частности, палубной надстройки) усложнялась тем, что отсутствовали не только чертежи бронекатера, но и его фотографии. Со страниц региональных газет судоремонтники обращались к волгоградцам с просьбой передать фотографии бронекатера.

 

 Рис. 5 «Броневой тринадцатый» в строительных лесах, 1980 г. [6]

 

Ремонт бронекатера осуществлялся под руководством инженера Геннадия Ивановича Ширяева и начальника корпусно-сварочного цеха Евгения Варфоломеевича Можина. После ремонтных работ бронекатер должен был стать частью комплекса музея-панорамы «Сталинградская битва».

Следует отметить, что ремонт должен был быть закончен в 3-м квартале 1980-го года, однако бронекатер находился у судоремонтного завода вплоть до 1990-х годов.

 

Символ мужества

 

Лишь в 1990-х годах «тринадцатый» обрел новую жизнь, уже как памятник.

Архитектором памятника стал Т. П. Садовский, бронекатер установлен на железобетонных сваях носовой частью против течения реки; позади установлена бронзовая голова моряка.

 

7 мая 1995 года в 15-00 на Набережной имени 62-й Армии прошла торжественная церемония открытия памятника «БК-13», с возложением гирлянд и цветов, с присутствием почетных гостей, тружеников волжских переправ и ветеранов флотилии.

 

Рис. 6 Открытие памятника морякам Волжской военной флотилии «Бронекатер-13». 7 мая 1995 г. [7]

 

С этого дня бронекатер застыл на берегу Волги, история его плаваний закончилась, судьба же его как памятника в руках потомков.

 

Библиография

1. Сталинградская битва. Июль 1942 — февраль 1943 [Текст] : энциклопедия / Администрация Волгогр. обл., Волгогр. гос. ун-т, НИЦ «Сталинград», Ин-т воен. истории МО РФ, Гос. музей-панорама «Сталинградская битва» ; гл. ред. М. М. Загорулько. — Волгоград : Издатель, 2008. — 511 с. : ил.

2. Две жизни бронекатера // Волгоградская правда. – 2013. – 30 авг.

3. Ковалдин, В. Бронекатер № 13 – один из прославленных кораблей Волжской военной флотилии – станет памятником / В. Ковалдин // Вечерний Волгоград. – 1980. – 13 авг. – С. 3 : рис.

4. Моделист-конструктор. — 1985. — № 9.

5. Плехов И. М. Бронекатера в боях за Сталинград / И. М. Плехов, С. П. Хватов // Морской сборник. – 1972. — № 8.

6. Сыркин, Л. «Тринадцатый» / Л. Сыркин // Вечерний Волгоград. – 1980. – 24 нояб. – С. 3 : фот.

7. Цветы, весна и месяц май, и ныне связь времен не рвется / С. Агеева [и др.] ; фот. : В. Елистратов, Е. Лисянский // Вечерний Волгоград. – 1995. – 11 мая (№ 84-85). – С. 1-2 : фот.

8. Шевченко, В. В бой идут речные танки / В. Шевченко // Городские вести. – 2011. – 21 апр. – С. 12 : фот.

9. Широкорад, А. Русское ноу-хау : речные танки / А. Широкорад // Военно-промышленный курьер. – 2010. – 24 марта (№ 11).

10. ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» : [официал. сайт] : [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.zdship.ru/about/history/