православных христиан Пасха — главный
православный праздник, главное событие года. Отовсюду слышится: «Христос
Воскрес!», «Воистину Воскрес!». Как и сейчас, сто лет назад, в далеком 1914-м,
во всех домах Царицына звучало: «Христос Воскрес!», «С красной Пасхой!», «С
красным яичком!», «С весной, с обновлением!», «Да воскреснет Бог!»… В
1914 году Светлый праздник Пасхи праздновался 6 апреля по старому стилю.
Императорская семья пребывала Крыму. Именно там, в церкви Ливадийского дворца,
Их Величества с детьми прослушали пасхальную заутреню и обедню, по окончании
которой «все приглашенные присутствовать на богослужении лица имели счастье
принести поздравления Их Величествам и были приглашены к разговенью во дворце».
По страницам царицынских газет
мы остановимся на праздновании Пасхи в Царицыне. Все царицынские газеты славили
этот праздник. Так, «Царицынский вестник» 6 апреля вышел не на четырех
страницах, а на шести и практически полностью был посвящен пасхальной теме. Газета
«Смех» тоже преисполненная пасхальной тематики, начиналась стихотворением:
Воскрес! Христос Воскрес!
Шумит
река и шепчет лес,
Христос
Воскрес – поют поля,
И
веселится вся земля.
И
человек и птичек рой
Кричат,
шумят: Христос Воскрес!
И
эхо громко за горой
Возносит
звуки до небес.
Христос
Воскрес! Христос Воскрес!
на Пасху была солнечная, немного ветреной. И хотя на третий и четвертый день
праздника свирепствовал сильный ветер, поднимая над Царицыном тучи пыли,
праздник в городе прошел на славу.
накануне праздника газеты сообщали, что «во всех городских храмах идут
оживленные приготовления к Пасхе. Все старания ктиторов направлены к тому,
чтобы возможно торжественнее обставить момент «Встречи Христа», т.е. момент
крестового хода вокруг церкви и службу в притворе. Для всех церквей закупаются
разных сортов бенгальские огни, римские свечи и проч. Судя по примеру прошлых
лет, особенно торжественно «Встреча Христа» будет проходить в Преображенском
храме».
В
1914 году все храмы Царицына встретили Пасху иллюминацией: «особенно отличалась
внешним и внутренним убранством Преображенская церковь, ярко иллюминированная
электрическими лампочками. На украшавших храм снаружи электрических лампочках
ярко выступали слова «Христос Воскрес».
оградах некоторых царицынских храмов были помещены «большие бумажные фонари с
изображением событий, относящихся к воскресению Христа». Другие храмы были не
прочь ввести новшества: так, например, в ограде Покровской церкви фонари
изображали трамвайный вагон и аэроплан. Деревья у ограды Никольской церкви были
увешаны мелкими фонариками.
на ряд «Пасхальных происшествий», о которых сообщалось в газетах после
праздников, в 1914 году пасха прошла необычно и торжественно: «В
полночь при первом ударе колокола у некоторых церквей выпущены были ракеты и
фейерверки».
можно назвать и культурную программу Царицына в праздничные дни 1914 года.
Театр «Конкордия» в пасхальные дни радовал царицан исторической пьесой «Мазепа»
(соч. Тугая) и пьесой из жизни каторжников «Грих и Кара» (соч. Третьякова).
Отдельно стоит рассказать о ценах: днем историческая постановка шла «по
уменьшенным ценам от 1 р. 25 к. до 12 к.»; вечером же пьесу о жизни арестантов
можно было посмотреть, заплатив «от 2 р. 10 до 20 к.».
На
второй день Пасхи в театре «Конкордия» открылись спектакли товарищества
украинских (русско-малорусских) артистов «Малороссы» под управлением В. И.
Яворского с участием известной артистки Е. Ф. Барницкой. Здесь следует
заметить, что спектакли проходили с выдающимся успехом. Хотя, в небольшом
пасхальном фельетоне о спектакле малороссов написано: «сбор неизвестен, так как
неизвестна погода, от которой все зависит. Если снег или дождь, то в
«Конкордию» собаку не загонишь».
клубе «Взаимопомощь» в праздничные дни читал лекции г. Степпун. Конкретно на
Пасху вечером 6 апреля он читал лекцию «Сократ и Софисты». Лекции эти
устраивались Обществом Содействия Внешкольному Образованию.
того, сообщалось, что праздничные дни принесли большое оживление в жизнь царицынского
коммерческого клуба (Французский завод). 7 апреля на его сцене была
представлена трагикомедия «Старички и девчонки», 8-го – «Петька на чужбине». В
шутке «Петька на чужбине» участвовали дети, после спектакля были танцы и разные
игры.
событием праздничной недели 1914 года стало открытие г. Соградовым на Старом
базаре нового «Народного театра», вместимостью до 500 человек. В объявлении
указывалось, что «в театре ставятся комические пантомимы, имеется капелла и
пр.». В уже упомянутом фельетоне о синематографах Царицына также упоминается: «Открываются
синематографы. Все пустуют за исключением «Чар», в которых посетители сидят
друг у друга на коленях и христосуются. Сбор в «Чарах» 5000 руб. в день».
слову, некоторые царицынские газеты выпустили тематические номера только после
праздников, так как на Пасху редакции не работали.
Царицане
царицан в этот праздничный день можно представить по тексту небольшого рассказа
«Две Пасхи» (авторство неизвестно), опубликованного в газете «Царицынское слово».
Приведем текст рассказа целиком.
Бум, бум-м, бум… Пасхальный звон.
Вскакиваю
так, будто кто подбрасывает меня, тру
глаза кулаками. Непослушные веки тотчас слипаются, как от только я бросаю их
тереть, а голова тянется к подушке, на которой лежит будто громадный кусок
магнита.
Еще
сонная, слезаю с кровати.
В
одной рубашке, босиком, перебегаю комнату и заглядываю в столовую.
Горит
лампа, как-то особенно мягко и светло, ласково охватывает своим светом стол,
стулья, полы, все чистое, вымытое, убранное. Стоят куличи. Высокие, важные, с
красиво убранными верхушками. На одном из них стоит ангелочек сахарный. Одна
ножка приподнята, другая упирается в маленькое голубое облачко.
Стою
с широко открытыми глазами и не чувствую, что дрожу от холода.
Из
кухни волной несется вкусный запах зажаренных гусей, уток, цыплят, поросенка…
Подбегаю
к одному куличу и с наслаждением прислоняюсь к нему носом.
Я
уже накануне того, чтобы отщкипнуть «маленький-маленький» кусочек от
искусившего меня кулича, когда входит – мать. Я бегу в спальную, торопливо
разыскиваю в темноте обувь, приготовленное с вечера праздничное платье, и
одеваюсь
Через
час я в церкви.
Священник
в белых ризах, блестящих, матово-холодных, кажутся мне совсем не людьми, а
светлыми пришельцами с неба. Поют «Христос Воскресе». Сладко сжимаются веки,
подкашиваются ноги.
Мать
заботливо сажает меня на ступеньках амвона.
Теперь
можно дремать.
Мелькают
белые ризы, светлые платья, несется откуда-то с выси песнь воскресения.
Пролетел
ангелочек высоко поднятым белым знаменем с золотыми буквами.
Зжась
от утреннего холода, возбужденная, радостная, иду домой.
Разговляемся.
другой статье о праздновании в Царицыне написано с юмором:
«Пасха
начинается в воскресенье, радостными объятьями и жаркими поцелуями. Под
торжественный звон колоколов целуются всю неделю. Первый день разговляются:
едят яйца, окорока, колбасу, куличи, сырную пасху, пьют водку, вина, коньяк,
ликеры. Делаются пьяными, однако не скандалят. Так встречают пасху в центре
города. Чем дальше от центра, тем картина резко меняется. О коньяке нет и речи.
Пьяные валяются на улице, лежат под заборами, некоторых ведут в участок на
вытрезвление. Буйных усмиряют при помощи физического воздействия. Благородные
визиты делаются в центре города: визитеры на собственных лошадях подкатывают к
парадным подъездам, ныряют в них и чрез 10 минут возвращаются.
голова, члены Управы, гласные Думы взаимно визитируют и во время визитов
разговаривают о железной дороге, канализации, пушечном заводе, 2-й пожарке,
пятом колесе… виноват, пятом члене Управы.
Визиты
платные делаются сторожами, курьерами, швейцарами и т.д. Они с раннего утра
начинают стучаться в двери обывателей и получать следуемый им гонорар.
Первый
день Пасхи исчерпывается визитами и возлияниями в честь Бахуса.
Второй
день – продолжение визитов. Посещение покойников».
После праздника
праздничные дни 1914 года в Царицыне пришелся еще один праздник – годовщина
пуска трамвая. На страницах газет этому событию уделено мало внимания — лишь
маленькая заметка сообщает нам, что 9 апреля «в трамвайном депо за Царицей
священником Строковым был отслужен молебен» по случаю годовщины и указывалось,
что за год «выручка от трамвая составила почти 250 тыс. рублей». Кроме этого, в заметке была указана
информация о текущем положении дел, а именно – выручке от работы трамвая в
праздничные дни. За три дня Пасхи (6 – 8 апреля) она составила около 3400
рублей, самая большая выручка – на второй день пасхи – 1224 рубля.
на страницах газет сообщалось, что в текущем году пасхальной корреспонденции
было больше, чем в предыдущие годы: «Разборкою писем всю пасхальную ночь было
занято 25 почтальонов; одних доплатных писем зарегистрировано свыше 2000 штук».
1914 году еще более бойко (по сравнению с прошлыми годами) шли и торговые
операции. Все местные торговцы отмечали этот факт: «в крупных мануфактурных
магазинах иные дни выручали до 10000 рублей, прекрасно торговали магазины
готовой одежды и обуви. Некоторые торговцы, пользуясь случаем, сбывали много
завали».
Не без происшествий
пасхальные праздники, конечно же, не обошлось без различного рода происшествий.
Вот лишь некоторые из них. Так,
в пасхальную ночь стреляли из пугача некие Григорий Грошев и Петр Шевченков, за
что на обоих были составлены протоколы. На
базаре 2-й части Царицына был задержан крестьянин Иван Варенов, который до
этого, «визитируя, отдал честь своему товарищу Никите Арсеньеву на Нежинской
улице, уходя он прихватил плохо лежавшие у товарища сапоги и фуражку».
на праздничные дни, в Царицыне велась борьба с пьянством. За появление в
нетрезвом виде и оскорбление чинов полиции были составлены протоколы на
Григория Каняева, Гаврила Федулова, Емельяна Копылова, Василий Артипова, Ивана
Варенова, Макара Соколова, Михаила Тетерева и Михаила Горева.
за первые три дня Пасхи полицией было составлено свыше пятидесяти протоколов на
разных лиц, «занимающихся тайной продажей казенного вина». Так, например, у
Александры Белоножкиной (Хвалынская ул.) «отобрано шесть с половиной ведер
казенного вина», у Веры Новиковой – 70 полубутылок, у Петра Колесникова – 125
полубутылок.
всего прочего, в пасхальные дни 1914 года на страницах газет появились
сообщения о следующих происшествиях: неудачная попытка самоубийства молодого
человека; драка казака с городовым с последующей госпитализацией первого в
земскую больницу; драка крестьянина с женой, перешедшая в поножовщину с
последующей госпитализацией дамы; драка группы молодых людей на Троицком
бульваре; избиение чернорабочего на Дар-горе с оказавшимися любовной
подоплекой; неудачная попытка кражи денег в билетном отделении трамвайного
депо.
Пасха в старину / Бережанский // Царицынский вестник. – 1914. – 6 апр. (№
4560). – С. 2.
2. Борьба
с пьянством // Царицынское слово. – 1914. – № 3 (10 апр.). – С. 2 — 3.
3. Визитер
// Царицынское слово. – 1914. – № 3 (10 апр.). – С. 3.
4. Воры
в трамвайном депо // Царицынское слово. – 1914. – № 3 (10 апр.). – С. 3.
5. Выручка
трамвая // Волго-Донской Край. – 1914. – 12 апр. (№ 100). – С. 2.
6. Годовщина
сооружения трамвая // Волго-Донской Край. – 1914. – 12 апр. (№ 100). – С. 2.
7. Григорьев,
А. Н. Светлое утро: (из посмертных стихотворений А. Н. Григорьева) / А. Н.
Григорьев // Царицынский вестник. – 1914. – 6 апр. (№ 4560). – С. 3.
8. Две
Пасхи // Царицынское слово. – 1914. – № 2 (6 апр.). – С. 2.
9. Е.Ж. Праздников праздник / Е. Ж. // Царицынский вестник. – 1914. – 6 апр. (№
4560). – С. 2.
10. Жестокое
избиение // Царицынское слово. – 1914. – № 3 (10 апр.). – С. 3.
11. За
стрельбу // Царицынское слово. – 1914. – № 3 (10 апр.). – С. 3.
12. Кровавая
месть по ошибке // Царицынское слово. – 1914. – № 3 (10 апр.). – С. 3.
13. Кровавая
ссора в святую ночь // Царицынское слово. – 1914. – № 3 (10 апр.). – С. 3.
14. Новый
театр // Волго-Донской Край. – 1914. – 11 апр. (№ 99). – С. 3.
15. Пасхальная
корреспонденция // Волго-Донской Край. – 1914. – 12 апр. (№ 100). – С. 2.
16. Пасхальная
неделя // Смех. – 1914. – № 49. – С. 1.
17. Пасхальные
происшествия // Царицынский вестник. – 1914. – 11 апр. (№ 4560). – С. 2.
18. Под
Светлое Христово Воскресенье // Царицынский вестник. – 1914. – 11 апр.(№ 4561).
– С. 2.
19. Пожертвования
// Волго-Донской Край. – 1914. –134 апр. (№ 101). – С. 3.
20. Попов,
А. Независимый и свободный: [рассказ] / А. Попов // Царицынский вестник. –
1914. – 6 апр. (№ 4560). – С. 2 – 3.
21. Пребывание
Их Императорских Величеств в Крыму // Волго-Донской Край. – 1914. – 11 апр. (№ 99).
– С. 1.
22. Приготовления
к Пасхе // Волго-Донской Край. – 1914. – 4 апр. (№ 97). – С. 3.
23. Происшествия
// Волго-Донской Край. – 1914. – 11 апр. (№ 99). – С. 3.
24. Семейная
драма // Царицынское слово. – 1914. – № 3 (10 апр.). – С. 3.
25. Семенов-Волжский.
Дианка : [рассказ] / Семенов-Волжский // Царицынский вестник. – 1914. – 6 апр.
(№ 4560). – С. 2.
26. Торговые
обороты // Волго-Донской Край. – 1914. – 12 апр. (№ 100). – С. 2.
27. Увеселения
// Волго-Донской Край. – 1914. – 11 апр. (№ 99). – С. 3.
28. Христос
Воскрес! : [стихотворение] // Смех. – 1914. – № 49. – С. 1 : рис.
29. Христос
и лилия // Царицынский вестник. – 1914. – 6 апр. (№ 4560). – С. 2.