Внутри и вне пожарной каланчи
Внутри и вне пожарной каланчи

Внутри и вне пожарной каланчи

Здание Первой пожарной части Царицына украшено датой «1897». Это — единственный случай в Волгограде, когда на фасаде выложена дата, относящаяся ещё к XIX веку. Дома есть в городе и старше, а вот с датами — нет. Пожарная каланча — один из символов Царицына, да и Волгограда, теперь ещё и становится доступна для осмотра её изнутри. 

 

 

ИСТОРИЯ 

В конце XIX века в Царицыне бытовала местная поговорка: «Стар, как пожарная каланча». Действительно, старая, деревянная пожарная каланча, стоявшая на месте современного Медицинского университета, была ветхой и низкой, и нуждалась в замене. К новому строительству готовились долго. И вот, наконец, 3 августа 1897 года, после поздней Литургии в Успенском соборе, духовенство с иконами и хоругвями отправилось на Скорбященскую площадь, где стояла большая палатка, украшенная флагами и гирляндами. На площади уже находились Городской Голова, гласные Городской Думы, полицмейстер с полицией и другие лица. Рядом с палаткой была выстроена пожарная команда Первой части города, в парадной форме с обозом.

 

В основание будущего здания была заложена чугунная доска с надписью: «Сие здание Первой пожарной части гор. Царицына, Саратовской губернии, заложено к сооружению 3-го августа 1897 года в царствование Его Императорского Величества Государя Императора Николая Второго Александровича, во время правления губернией Губернатора Бориса Борисовича Мещерского, в службу Городского Головы, купца Фёдора Семеновича Семенова, при составе Городской Думы из гласных (перечислены все 32 гласных), Членов Городской Управы (перечислены) и городского секретаря И.Я. Пятакова, при городском технике Ф.И. Эрфурте». По торжественном прочтении, доска была заложена в фундамент. Где-то там она находится и по сей день.

 

Возведение каланчи было поручено фирме царицынского строителя Горюнова. К маю 1898 года строители уже готовились перекрывать строение крышей. В первую очередь строился основной корпус, тогда как многочисленные подсобные строения на территории должны были быть возведены весной 1899 года. Разумеется, возведение самой башни, вытянувшейся вверх на 18 саженей (почти 40 метров — 13-этажный дом!) и ставшей самым высоким строением в городе, шло дольше — до лета 1899 года, каменная кладка была закончена только 23 июня.

 

Строительство шло не без проблем и в мае 1898 года произошла его остановка. Важным моментом оказалось то, что каланча, возводимая на старом царицынском кладбище XVIII — первой половины XIX века, затрагивала захоронения. 16 мая 1898 года работы по сооружению дома Первой пожарной части были приостановлены по просьбе известного царицынского купца и общественного деятеля А.М. Шлыкова. Шлыков обратился в Городскую Управу с просьбой дать ему возможность перенести в другое место останки его родных, над которыми велось строительство конюшен. Управа оправдывалась, что здание лишь немного задевает территорию бывшего кладбища. 23 мая сообщалось, что в земле, отведённой под строительство каланчи оказалось лишь две могилы: умершего 10 августа 1870 года купеческого сына из города Макарьевска Дениса Фёдоровича Шагина и ещё одна, с покосившимся крестом, надпись на котором была утрачена. Тему замяли. Между тем, уже в наше время, когда в 2000-м году производилась глубокая реконструкция здания, выяснилось, что Управа лукавила в 1898 году: только непосредственно из-под здания было извлечено более 30 захоронений. Позицию Управы можно понять: к маю 1898 года здание было уже наполовину возведено, были потрачены значительные городские средства, отмена строительства означала бы демонтаж строения с огромными убытками. 

 

Сложности были и с финансированием. Смета на строительные работы, утверждённая в 1897 г., оказалась существенно превышена. Как докладывал в Городскую Управу 18 мая 1899 г. Городской техник, вместо первоначально утверждённой суммы в 41449 рублей, требуется в общей сложности 75509 рублей. Причины такого серьёзного превышения были объективны. Во-первых, из-за активного строительства в тот же период Тихорецкой железной дороги, величина заработной платы рабочих, принятая по городу, выросла на 33%. Во-вторых, в процессе непосредственной подготовки проекта к строительству, в проект были внесены изменения. Так, первоначально планировалось, что глубина фундамента здания составит 0,5 сажени, тогда как в итоге заложили 1,2. Дума рассмотрела расчёты техника на заседании 21 мая 1899 г. и утвердила новую сумму. 

 

Проект каланчи, принятый изначально, менялся по ходу его воплощения, из-за чего в итоговом виде здание получилось совсем не таким, каким планировалось. Оно должно было быть примерно в два раза крупнее, существующее ныне вытянутое строение должно было стать лишь одним из крыльев, второе крыло, пристроенное к первому «Г»-образно, должно было вытянуться вдоль нынешней ул. Коммунистической, в сторону ж.-д. полотна. Следы первоначального проекта хорошо видны сегодня по изначально запланированному главному входу в здание: там, где сегодня располагается входная дверь, были запланированы большие ворота (заложенная арка ворот так и осталась на фасаде здания), но самое интересное находится внутри: с внутренней стороны, где сегодня располагается вестибюль, в стене сохранились мощные петли, предназначенные под ворота.

Скорбященская площадь и здание Первой пожарной части весной 1917 года. Если присмотреться — на каланче виднеется фигура дежурного 

Впрочем, несмотря на все трудности, строительство было доведено до завершения в довольно сжатые сроки. 22 октября 1899 года, в 12 часов дня произошла торжественная церемония открытия здания. С этого момента каланча была официально введена в эксплуатацию. 

 

Пожарная часть не была единственным эксплуататором здания. Поскольку здание принадлежало городу, помимо пожарной охраны здесь также был размещён городской ломбард. В те годы ломбард был важным городским предприятием, игравшим существенную социальную функцию. Для организации городского ломбарда город некоторое время формировал специальный капитал. Городской ломбард существовал в Царицыне до самой революции 1917 г. Также в здании некоторое время располагалась городская библиотека.

 

Но, разумеется, пожарная часть была всё же главным смыслом существования здания. На первом этаже постоянно стояли пожарные подводы, команда располагалась на втором этаже. Для того, чтобы в случае вызова сделать выезд максимально оперативным в полу между первым и вторым этажами были сделаны отверстия, через которые вставлены металлические шесты. Пожарные, вызванные на пожар, по шестам спускались вниз, что, разумеется, было намного быстрее, чем если бы они сбегали вниз по лестницам. Пожарные с семьями жили здесь же, в постройках, прилегающих к зданию каланчи. Здесь располагалось семейное общежитие, баня, прачечная, а также важные для технического обеспечения работы пожарной части бондарная и колёсная мастерские, ветеринарный пункт. 

 

Безусловно, интересной была система сигналов, принятых для оповещения о пожаре. Во времена отсутствия телефона передать информацию о пожаре от дежурного было сложно, кричать сверху или сбегать вниз — не эффективно. Поэтому на каланче висел колокол для привлечения внимания, а дежурные пользовались различными условными предметами (например, кожаными шарами) или флагами (а в ночное время — цветными фонарями). Определённый флаг или предмет обозначал конкретное место, улицу, где занялось пламя, а дополнительные знаки (например, красный флаг или фонарь) могли свидетельствовать об интенсивности огня. 

 

Какой-либо общероссийской системы сигналов принято не было и в каждом городе применялась своя. Вот, например, система сигналов, принятая для одной из пожарных каланчей Петербурга.

 

Система дневных и ночных сигналов, привязанная к конкретным улицам города. Увидев то или иное сочетание, пожарные знали, куда им ехать. Подробно о системе сигналов, принятых в С.-Петербурге можно прочитать в статье М.П. Бородина.

 

Дежурство на каланче было делом сложным. На каланче нельзя было дремать или отвлекаться. Дежурили по двое и чтобы проверять готовность дежурных, каждые 15 минут снизу им свистели в свисток, дежурные должны были ответить. Как правило дежурил весь личный состав части, по графику, вне зависимости от чинов, однако в качестве взыскания можно было получить наряд на дежурство на каланче вне очереди. Стоять приходилось по много часов, и жаре, и при ветре, и в самый лютый мороз, и днём, и ночью. Продолжительность летнего дежурства могла доходить до 12 часов (хотя в крупных городах, например, в Петербурге, условия были значительно мягче). 

 

Свои функции каланча выполняла до 1920-х годов. Ориентировочно в 1935 году каланча была демонтирована из-за опасений, что могут возникнуть проблемы с безопасностью строящегося неподалёку Обкома ВКП(б): якобы на каланчу могли пробраться снайперы. Само же здание пожарной части продолжало функционировать. В дни Сталинградской битвы здание пострадало, но было восстановлено. 

1943-й год. На фото справа внизу — здание бывшей пожарной части со стороны железной дороги

Здание без каланчи. 80-е годы. Фото А. Лапинского 

 

В послевоенный период в здании размещалось спортивное общество «Труд». При восстановлении после войны многое было изменено. На фото 1980-х годов видно, что бывшие выезды для пожарных конок переделаны в окна 1-го этажа. В торцевом арочном проёме сделана входная дверь (до войны там было только окно), прорублены окна справа. 

 

При этом нетронутым оставался герб Царицына, размещённый на фасаде здания, там же он находится и сегодня.

 

 

СОВРЕМЕННОСТЬ 

 

В 2000-2001 годах, после пожара, здание прошло через капитальную реконструкцию. Руководителем реконструкции был известный архитектор Сергей Сена. В процессе реконструкции были восстановлены многие исторические элементы здания (например, проезды вместо окон), но самое главное — восстановлена историческая каланча!

Левое фото сделано в начале XX века, правое — примерно сто лет спустя, в 2016 году 

 

Конечно, очень много интересного находится внутри. 

Внутренний вестибюль. Слева и справа от двери в стене видны поставки под петли для ворот. Ворот тут так никогда и не было 

 

 

Пройдя через здание, мы подходим к самой башне. 

 

Исторически каланча была пустотелой, внутри вдоль стен шла лишь одна небольшая лестница. Пространство же по центру использовалось для сушки пожарных рукавов. При реконструкции часть круговой лестницы была восстановлена, однако дальше начинается обычная лестница, с площадками, которых раньше не было.

Такая лестница шла когда-то до самого верха. 

Теперь лестница другая 

 

Внутри устроено две площадки-этажа 

 

 

Из каланчи есть выход на крышу 

Верхняя башенка внутри… 

… и снаружи 

Сверху открывается прекрасный вид на город. Вот здесь прогуливались дежурные 

 

 

Пространство, видимое с каланчи могло бы и сегодня позволить выполнять наблюдательную функцию.

 

 

КУРЬЁЗЫ 

 

Разумеется, о том, что башня на здании Первой пожарной части отсутствовала — не знают многие гости города, а также и жители Волгограда, переехавшие в город после 2001 года. Именно поэтому возможны различные курьёзы, которые ярче всего проявились в фильме, снятом Ф. Бондарчуком в своём фильме о Сталинграде.

 

Кадр со съёмочной площадки фильма. Источник.

Как видно, по версии создателей фильма «Сталинград» каланча была разрушена не в 1935-м, а в 1942-м годах и присутствовала в городе во время Сталинградской битвы! Впрочем, здесь, скорее проявилось не столько незнание, сколько художественная привлекательность такого объекта как башня для художественного фильма.

 

В ближайшее время Волгоградский областной краеведческий музей начинает водить экскурсии на каланчу — туда, куда много лет не было доступа для посетителей.