Старая набережная

История Волгограда, как и история Царицына, неразрывно связана с Волгой. За последнее столетие набережная в Волгограде поменялась радикально. Вот так в конце XIX века выглядела Донская пристань — район, где сегодня стоит на вечной стоянке «Гаситель».
 

 

Фото 1893 г.

 

Исторически набережной, если понимать это как красивое место для прогулок над берегом, в Царицыне не было. Город рос изначально как транспортный узел Нижнего Поволжья, практически всё население Царицына так или иначе было связано с портовой деятельностью. Здесь строились причалы, сюда была подведена железная дорога, всё пространство Волжского берега в пределах городской черты Царицына оказалось поделено между пароходными компаниями — «Надежда», «Самолёт», «Русь», «Меркурий» и другими. 

 

 

Набережная в районе современного Речного вокзала, начало ХХ века

 

Сюда подходили бесчисленные пароходы, шедшие от Царицына вниз и вверх по Волге. Каждая пристань была обособлена, имела своих хозяев и обслуживающий персонал. О едином речном вокзале, который стал бы центром притяжения всех пассажиров, тогда никто и не задумывался. Железная дорога с 1870- х годов стала здесь сквозной, транзитной. Она проходила от станции Волжской (бывший грузовой порт), которая связывала Царицын с донскими пристанями Калача-на-Дону, до самого Французского завода (современный «Красный Октябрь»), где поезда разворачивались и шли на московское направление. 

 

Собственно, концепция центральной набережной с единым речным портом появилась в городе только в 30-е годы, тогда была намечена глубокая реконструкция волжского берега, однако довести задуманное до логического конца тогда не успели. Существенные перемены произошли здесь в послевоенный период, когда набережная пережила настоящее второе рождение (см. об этом отдельную статью на нашем сайте).

 

Роман Шкода

Добавить комментарий