период сражений и последовавшее за ними восстановление города из руин. Между
тем, в понятие «военного» города необходимо включать и период, предшествовавший
Сталинградской битве – первый военный год, с июня 1941 по июль 1942 года.
Внешне город в те месяцы был очень похож на старый, довоенный Сталинград, хотя на
заводах, в домах, в повседневной жизни людей всё очень сильно поменялось. О том периоде, предшествовавшем Сталинградской битве, напоминает нам танк Т-60, установленный на площадке Музея-заповедника «Сталинградская битва.
строятся, как правило, на одной или нескольких универсальных моделях танка, обозначаемого как «основной
боевой танк». В этом плане современная организация танковых войск принципиально отличается от той,
что существовали в довоенный период – первое десятилетие после Второй мировой
войны. Тогда основного танка не существовало, боевые машины делились на
три класса: лёгкие, средние и тяжёлые танки. Перед каждым классом стояли свои
задачи, у каждого были свои сильные и слабые стороны. Лёгкие танки отличались скоростью и
маневренностью, но имели и недостатки в виде малой мощности и слабой брони, тяжёлые
танки, напротив, были хорошо вооружены и защищены, но не так маневренны и
подвижны. Лёгкие танки довоенной поры выглядят сегодня почти как игрушечные, но
у них были свои определённые задачи в войне того типа, который существовал в их времена.
Новинка 1941 г. — лёгкий танк Т-60
Т-40. К 1941 году Т-40 морально устарел, на смену ему разрабатывалась
новая модель. К этой новой модели существовали разные подходы, и ею стал танк Т-60. Осенью 1941 г.
производство танка Т-60 началось. Впрочем, это — только слова. Трудно представить себе, в каких отчаянных условиях и в какие сжатые сроки приходилось осваивать выпуск совершенно новой машины.
Новый танк Т-60 в зимних условиях. На танке стояла миниатюрная 20-мм пушка
модели танка стал Горьковский автомобильный завод. Кроме того, производство
планировалось развернуть на заводах Москвы и Харькова, однако этого не случилось. Харьков заняли немцы и его оборудование едва успели эвакуировать. Вместо Харькова танк Т-60 начали
производить в Сталинграде. Всего было запланировано произвести 10000 танков Т-60.
в Сталинграде
руководством страны в качестве глубокого тыла; в Сталинград эвакуировали
жителей западных районов СССР, полагая, что они в относительной безопасности пробудут в городе вплоть до окончания
войны. В 1941 году никто и представить не мог, что город впереди
ожидала Сталинградская битва. Соответственно, Сталинград рассматривается и как одна из
баз военной промышленности. Начавшееся производство танка Т-60 в 1941 году
запланировали развернуть и в Сталинграде, на Судостроительном заводе, который в
документах того времени проходит под обозначением «Завод №264», и на заводе
«Красный Октябрь». Вопросы производства курирует Сталинградский Городской
комитет обороны (СГКО). Таким образом, в Сталинграде военного времени выпускаются два танка — средний танк Т-34 на Тракторном заводе и лёгкий танк Т-60 на заводе №264.
Т-60 на смотре войск. Май 1942 г.
боевой машины: моторы и коробки передач для Т-60 поставлял Горьковский
автомобильный завод, часть деталей начал производить Сталинградский тракторный завод. Оборудование из Харькова было доставлено в Сталинград к ноябрю 1941 года, причём частично: часть его застряла на станции Сарепта.
необходимые линии электропередач, в цехах отсутствовали крыши (в ноябре!), не
были решены вопросы с сантехникой.
Сборка Т-60
человек (Бондаря, Журкина и Парфенова). Им поручается подготовить предложения — в
однодневный срок!
Т-60 в зимних условиях преодолевает водную преграду. Обращают на себя внимание миниатюрные габариты танка
принимает резкое в формулировках Постановление о ходе выполнения программы по производству Т-60 на
заводе №264. В постановлении указывается:«Выполнение программы на ноябрь месяц поставлено под угрозу срыва. Директор
завода тов. Щербина… не принял всех мер к обеспечению установки и пуска
оборудования. Монтаж оборудования производится крайне неудовлетворительно. На
9.11.1941 г. из 1452 станков подан под монтаж 791 станок. Смонтировано 541, а
пущено в эксплуатацию только 263 станка. Техническое руководство монтажом
оборудования организовано слабо, вследствие чего происходили перестановки станков
с участка на участок. Городской комитет обороны особо отмечает
неподготовленность дирекции и управляющего Кавэлектромотажем тов. Смирнова к
обеспечению электроэнергией для ввода в эксплуатацию всего оборудования на
заводе». Что же решается в итоге?
Т-60, подбитый в бою
к завтрашнему дню!) собрать 3 «установочных» танка (!), с 15 по 20 ноября ежедневно начать производить уже по 2 машины, а с 26 по 30 ноября – по 4 машины!
Ноябрь 1941 года. Т-60 1-й гвардейской танковой бригады на марше. Западный фронт
сложной, никаких подвижек не было до декабря. «Красный Октябрь» осуществлял сборку корпусов танка с помощью частей,
поставляемых с завода №264. Этот вопрос обсуждался Сталинградским Городским
комитетом обороны 25 декабря 1941 года.
заводом «Красный Октябрь» не выполнена. При плане в декабре месяце в 200
корпусов, на 25 декабря 1941 г. сдано 4 корпуса. Причиной срыва выполнения
производства Т-60 является неудовлетворительное развёртывание работ и медленное
освоение изготовления корпусов. Вместе с этим отметить, что ввиду необеспечения
со стороны Наркомтанкопрома инструментом завод ощущает острый недостаток в
этом, особенно в свёрлах и метчиках, из-за которых имеются значительные простои
оборудования. Несвоевременная и некомплектная подача метизов заводом №264
заводу «Красный Октябрь» создаёт излишнюю работу по пригонке и отделке
отдельных деталей корпуса Т-60 на заводе. Кроме этого, завод №264 до сих пор не
выделил заводу «Красный Октябрь» рабочую силу и оборудование, соответствующий
инструмент и приспособления».
Т-60 в Сталинграде
обеспечить до 1 января производство 25 корпусов, с 1 по 5 января 1942 г.
ежедневное производство 6 танков, с 6 по 10 января – 8 танков, с 11 по 15
января – 10 танков, с 15 января – по 12 танков, всего – 300 машин.
Сталинградская битва. Декабрь 1942 г. В одной из освобождённых деревень
требуемых количествах, давалось с огромным трудом. Выражение «угроза срыва
производства» мелькает во всех постановлениях СГКО, посвящённых этому вопросу.
11 марта 1942 года в очередном постановлении СГКО отмечается, что «несмотря на большие производственные
возможности выполнения программы по танкам Т-60 на заводе №264, выпуск их
срывается из-за необеспечения со стороны Сталинградского тракторного завода
ряда деталей и узлов, особенно: радиаторов, бензобаков, катков, а также слабого
поступления с завода ГАЗ моторов». Испытывал завод дефицит и в металле
(поставляемым «Красным Октябрём»): к марту из запланированных 13500 тонн завод
получил только 9520.
Группа Т-60 готовится начать заградительный зенитный огонь
секретно» поступает Справка начальника Кировского районного отдела УНКВД о
выполненнии плана за 10 дней марта 1942 г. по производству корпусов Т-60. В
справке указывается: «План на март 250
машин, по 8 машин в сутки в первую декаду. Завод имел возможность выполнить
план, моторы завод получил. Фактическое выполнение плана вместо 80 машин – 58.
Причины невыполнения: 1. Отсутствие
радиаторов, которые не даёт СТЗ. По этой причине последние два дня завод Т-60
не выпускает. СТЗ, являясь единственным поставщиком радиаторов, в марте дал их
заводу №264 только 17 шт. СТЗ ссылается на отсутствие лент для изготовления
радиаторов. Завод №264 СТЗ для выполнения своего заказа дал до 3 тонн лент
разных размеров, но радиаторов не получил. 2. Отсутствие бензобаков, которые
при наличии полной возможности не изготовляет в достаточном количестве СТЗ. 3.
Недостаточное поступление от СТЗ деталей из ковкового чугуна. Много деталей,
изготовленных на СТЗ, идут в брак из-за повышенного содержания фосфора».
оборудование Харьковского завода эвакуируется на Алтай, в г. Рубцовск, и
производство Т-60 в Сталинграде начинает сворачиваться.
Т-60 проезжает мимо сапёра
прекращения производства танка в Сталинграде в 1942 году заводом №264 было
произведено 1186 танков Т-60. Всего же в 1941-1943 гг. по всей стране их было
произведено 5920 машин, таким образом, доля «сталинградских» Т-60 в общем
выпуске была значительной.
Было принято решение о его восстановлении. На восстановление он был отправлен на Судостроительный завод — то есть на предприятие-изготовитель (разумеется, это предприятие с военных времён не занимается производством танков).
В итоге танк был восстановлен до ходового состояния. Сегодня этот редчайший экземпляр, ветеран Сталинградской битвы, занимает почётное место у входа в музей.
Т-60 сыграли значительную роль в Сталинградской битве. Несмотря на слабую вооружённость и бронирование (за это их не любили танкисты), танк доставлял противнику массу проблем. Немцы называли его «неистребимая саранча». Вклад этой машины в победу как в Сталинграде, так и в Великой Отечественной войне не подлежит сомнению. Сегодня трудно представить себе, в каких отчаянно трудных условиях решалась задача об организации их производства. Тем не менее, несмотря на огромные трудности, задача эта была решена.
Телеверсия данной статьи: