Сталинградская битва – самое известное событие в истории Волгограда. Военный Сталинград часто представляют исключительно как период сражений и последовавшее за ними восстановление города из руин. Между тем, в понятие «военного» города необходимо включать и период, предшествовавший Сталинградской битве – первый военный год, с июня 1941 по июль 1942 года. Внешне город в те месяцы был очень похож на старый, довоенный Сталинград, хотя на заводах, в домах, в повседневной жизни людей всё очень сильно поменялось. О том периоде, предшествовавшем Сталинградской битве, напоминает нам танк Т-60, установленный на площадке Музея-заповедника «Сталинградская битва.
Новый танк
Танковые силы современного государства строятся, как правило, на одной или нескольких универсальных моделях танка, обозначаемого как «основной боевой танк». В этом плане современная организация танковых войск принципиально отличается от той, что существовали в довоенный период – первое десятилетие после Второй мировой войны. Тогда основного танка не существовало, боевые машины делились на три класса: лёгкие, средние и тяжёлые танки. Перед каждым классом стояли свои задачи, у каждого были свои сильные и слабые стороны. Лёгкие танки отличались скоростью и маневренностью, но имели и недостатки в виде малой мощности и слабой брони, тяжёлые танки, напротив, были хорошо вооружены и защищены, но не так маневренны и подвижны. Лёгкие танки довоенной поры выглядят сегодня почти как игрушечные, но у них были свои определённые задачи в войне того типа, который существовал в их времена.
Новинка 1941 г. — лёгкий танк Т-60
Основной моделью лёгкого танка в СССР до войны был Т-40. К 1941 году Т-40 морально устарел, на смену ему разрабатывалась новая модель. К этой новой модели существовали разные подходы, и ею стал танк Т-60. Осенью 1941 г. производство танка Т-60 началось. Впрочем, это — только слова. Трудно представить себе, в каких отчаянных условиях и в какие сжатые сроки приходилось осваивать выпуск совершенно новой машины.
Новый танк Т-60 в зимних условиях. На танке стояла миниатюрная 20-мм пушка
Основной производственной базой для этой модели танка стал Горьковский автомобильный завод. Кроме того, производство планировалось развернуть на заводах Москвы и Харькова, однако этого не случилось. Харьков заняли немцы и его оборудование едва успели эвакуировать. Вместо Харькова танк Т-60 начали производить в Сталинграде. Всего было запланировано произвести 10000 танков Т-60.
Производство в Сталинграде
В начале войны Сталинград рассматривался руководством страны в качестве глубокого тыла; в Сталинград эвакуировали
жителей западных районов СССР, полагая, что они в относительной безопасности пробудут в городе вплоть до окончания
войны. В 1941 году никто и представить не мог, что город впереди ожидала Сталинградская битва. Соответственно, Сталинград рассматривается и как одна из баз военной промышленности. Начавшееся производство танка Т-60 в 1941 году запланировали развернуть и в Сталинграде, на Судостроительном заводе, который в документах того времени проходит под обозначением «Завод №264», и на заводе «Красный Октябрь». Вопросы производства курирует Сталинградский Городской комитет обороны (СГКО). Таким образом, в Сталинграде военного времени выпускаются два танка — средний танк Т-34 на Тракторном заводе и лёгкий танк Т-60 на заводе №264.
Насколько реально было за месяц-другой развернуть такое производство в Сталинграде? В городе не было для этого ни квалифицированных специалистов, ни производственной базы. Производство планировалось организовать на базе оборудования харьковского завода, вывезенного экстренно и хаотично.
Т-60 на смотре войск. Май 1942 г.
Решение о начале производства Т-60 в Сталинграде принимает Наркомат танковой промышленности. После захвата немцами Харькова Сталинград уже не выглядел глубоким тылом, тем не менее оборудование и рабочих бригад Харьковского тракторного завода и завода в Ворошиловграде (совр. Луганск), занимавшихся как раз производством этого танка, эвакуируют в Сталинград. Сталинград не мог производились все узлы боевой машины: моторы и коробки передач для Т-60 поставлял Горьковский автомобильный завод, часть деталей начал производить Сталинградский тракторный завод. Оборудование из Харькова было доставлено в Сталинград к ноябрю 1941 года, причём частично: часть его застряла на станции Сарепта.
Руководство завода в таких чудовищных условиях не справлялось с созданием необходимой инфраструктуры, на заводе не были проведены необходимые линии электропередач, в цехах отсутствовали крыши (в ноябре!), не были решены вопросы с сантехникой.
Впрочем, СГКО совершенно не смущают все эти детали. А могло ли быть иначе в таких условиях?
Сборка Т-60
СГКО, невзирая ни на какие обстоятельства, начинает в предельно жёсткой форме требовать немедленного начала производства танка. 10 ноября 1941 года СГКО собирается на рассмотрение вопроса по производству Т-60: танк всё ещё не производится! Положение трактуется как неудовлетворительное. Для решения вопроса формируется комиссия в составе трёх
человек (Бондаря, Журкина и Парфенова). Им поручается подготовить предложения — в
однодневный срок!
Т-60 в зимних условиях преодолевает водную преграду. Обращают на себя внимание миниатюрные габариты танка
Три дня спустя, 13 ноября 1941 г. СГКО принимает резкое в формулировках Постановление о ходе выполнения программы по производству Т-60 на заводе №264. В постановлении указывается:«Выполнение программы на ноябрь месяц поставлено под угрозу срыва. Директор завода тов. Щербина… не принял всех мер к обеспечению установки и пуска оборудования. Монтаж оборудования производится крайне неудовлетворительно. На 9.11.1941 г. из 1452 станков подан под монтаж 791 станок. Смонтировано 541, а пущено в эксплуатацию только 263 станка. Техническое руководство монтажом оборудования организовано слабо, вследствие чего происходили перестановки станков с участка на участок. Городской комитет обороны особо отмечает неподготовленность дирекции и управляющего Кавэлектромотажем тов. Смирнова к обеспечению электроэнергией для ввода в эксплуатацию всего оборудования на
заводе». Что же решается в итоге?
Т-60, подбитый в бою
В итоге было решено: К 14.11.1941 г. (то есть к завтрашнему дню!) собрать 3 «установочных» танка (!), с 15 по 20 ноября ежедневно начать производить уже по 2 машины, а с 26 по 30 ноября – по 4 машины!
Ноябрь 1941 года. Т-60 1-й гвардейской танковой бригады на марше. Западный фронт
Часть корпусов было решено производить на заводе «Красный Октябрь». Там ситуация была ещё более сложной, никаких подвижек не было до декабря. «Красный Октябрь» осуществлял сборку корпусов танка с помощью частей, поставляемых с завода №264. Этот вопрос обсуждался Сталинградским Городским комитетом обороны 25 декабря 1941 года.
В принятом Постановлении отмечалось: «Программа производства корпусов Т-60 заводом «Красный Октябрь» не выполнена. При плане в декабре месяце в 200 корпусов, на 25 декабря 1941 г. сдано 4 корпуса. Причиной срыва выполнения производства Т-60 является неудовлетворительное развёртывание работ и медленное освоение изготовления корпусов. Вместе с этим отметить, что ввиду необеспечения со стороны Наркомтанкопрома инструментом завод ощущает острый недостаток в этом, особенно в свёрлах и метчиках, из-за которых имеются значительные простои оборудования. Несвоевременная и некомплектная подача метизов заводом №264 заводу «Красный Октябрь» создаёт излишнюю работу по пригонке и отделке отдельных деталей корпуса Т-60 на заводе. Кроме этого, завод №264 до сих пор не выделил заводу «Красный Октябрь» рабочую силу и оборудование, соответствующий инструмент и приспособления».
Т-60 в Сталинграде
Заводу «Красный Октябрь» было поручено обеспечить до 1 января производство 25 корпусов, с 1 по 5 января 1942 г. ежедневное производство 6 танков, с 6 по 10 января – 8 танков, с 11 по 15 января – 10 танков, с 15 января – по 12 танков, всего – 300 машин.
Сегодня подобных вещей не может быть в принципе! Для организации нового производства (танка на судостроительном или металлургическом заводе), при условии необходимости строительства цехов, проведения линий электропередач, организации подвоза и т.д. — ушёл бы не один год. Тогда же всё измерялось сутками! Как это было возможно?
Сталинградская битва. Декабрь 1942 г. В одной из освобождённых деревень
Производство танков в Сталинграде, в требуемых количествах, давалось с огромным трудом. Выражение «угроза срыва производства» мелькает во всех постановлениях СГКО, посвящённых этому вопросу. 11 марта 1942 года в очередном постановлении СГКО отмечается, что «несмотря на большие производственные возможности выполнения программы по танкам Т-60 на заводе №264, выпуск их срывается из-за необеспечения со стороны Сталинградского тракторного завода ряда деталей и узлов, особенно: радиаторов, бензобаков, катков, а также слабого поступления с завода ГАЗ моторов». Испытывал завод дефицит и в металле (поставляемым «Красным Октябрём»): к марту из запланированных 13500 тонн завод получил только 9520.
Группа Т-60 готовится начать заградительный зенитный огонь
В тот же день в СГКО с грифом «Совершенно секретно» поступает Справка начальника Кировского районного отдела УНКВД о выполненнии плана за 10 дней марта 1942 г. по производству корпусов Т-60. В справке указывается: «План на март 250 машин, по 8 машин в сутки в первую декаду. Завод имел возможность выполнить план, моторы завод получил. Фактическое выполнение плана вместо 80 машин – 58. Причины невыполнения: 1. Отсутствие радиаторов, которые не даёт СТЗ. По этой причине последние два дня завод Т-60 не выпускает. СТЗ, являясь единственным поставщиком радиаторов, в марте дал их заводу №264 только 17 шт. СТЗ ссылается на отсутствие лент для изготовления радиаторов. Завод №264 СТЗ для выполнения своего заказа дал до 3 тонн лент разных размеров, но радиаторов не получил. 2. Отсутствие бензобаков, которые при наличии полной возможности не изготовляет в достаточном количестве СТЗ. 3. Недостаточное поступление от СТЗ деталей из ковкового чугуна. Много деталей,
изготовленных на СТЗ, идут в брак из-за повышенного содержания фосфора».
При приближении линии фронта к Сталинграду оборудование Харьковского завода эвакуируется на Алтай, в г. Рубцовск, и производство Т-60 в Сталинграде начинает сворачиваться.
Т-60 проезжает мимо сапёра
В общей сложности с ноября 1941 года до прекращения производства танка в Сталинграде в 1942 году заводом №264 было произведено 1186 танков Т-60. Всего же в 1941-1943 гг. по всей стране их было произведено 5920 машин, таким образом, доля «сталинградских» Т-60 в общем выпуске была значительной.
Производство танка Т-60 в Сталинграде в ноябре 1942 — марте 1943 — это акт героизма рабочих и инженеров. До сих пор не осмысленный и почти не отмеченный ни в народе, ни в литературе.
Находка
На сегодняшний день в мире из почти 6 тысяч выпущенных Т-60 сохранилось девять экземпляров. Из них один находится в Волгограде, на площадке перед музеем-панорамой «Сталинградская битва». Это — один из самых «новых» танков. Подбитый в Суровикинском районе во время наступления 19-20 ноября 1942 года, до 2011 года он лежал на дне речки Добрая. Первые годы после войны он стоял в воде, дети использовали его как площадку для прыжков в воду. 30 апреля 2011 года этот танк был поднят со дна реки.
Было принято решение о его восстановлении. На восстановление он был отправлен на Судостроительный завод — то есть на предприятие-изготовитель (разумеется, это предприятие с военных времён не занимается производством танков).
В итоге танк был восстановлен до ходового состояния. Сегодня этот редчайший экземпляр, ветеран Сталинградской битвы, занимает почётное место у входа в музей.
Т-60 сыграли значительную роль в Сталинградской битве. Несмотря на слабую вооружённость и бронирование (за это их не любили танкисты), танк доставлял противнику массу проблем. Немцы называли его «неистребимая саранча». Вклад этой машины в победу как в Сталинграде, так и в Великой Отечественной войне не подлежит сомнению. Сегодня трудно представить себе, в каких отчаянно трудных условиях решалась задача об организации их производства. Тем не менее, несмотря на огромные трудности, задача эта была решена.