До
революции во многих крупных торговых городах России были свои биржи. Биржи,
главным образом, были товарно-сырьевые. Открытие биржи в те времена было
процессом сложным, долгим; для возникновения в городе биржи требовалось специальное
разрешение Министерства Финансов. Вследствие этого распространённой практикой
тех лет было существование «неофициальных» бирж, которые де-факто работали, но
биржевого статуса не имели. Проблем у таких бирж было много, в таком положении
много лет находилась и биржа в Царицыне.
революции во многих крупных торговых городах России были свои биржи. Биржи,
главным образом, были товарно-сырьевые. Открытие биржи в те времена было
процессом сложным, долгим; для возникновения в городе биржи требовалось специальное
разрешение Министерства Финансов. Вследствие этого распространённой практикой
тех лет было существование «неофициальных» бирж, которые де-факто работали, но
биржевого статуса не имели. Проблем у таких бирж было много, в таком положении
много лет находилась и биржа в Царицыне.
Быстрый
торговый и промышленный рост Царицына уже в конце 1880-х годов поставил вопрос
о необходимости открытия в городе биржи. Однако политика Министерства Финансов
в этом вопросе была максимально запретительной и в Царицыне официально биржа тогда
не возникла. Царицынская биржа, скорее – клуб и место встречи купцов возникает
в городе стихийно, её официальное открытие затягивается на целых десять лет. Об
острой потребности в бирже в последнее десятилетие XIX века писалось очень
много – как в прессе, так и в различной литературе. До нас дошли многочисленные
упоминания про то, что первоначально биржа работала… в здании Грязе-Царицынского
железнодорожного вокзала (сегодняшний Волгоград-1).
торговый и промышленный рост Царицына уже в конце 1880-х годов поставил вопрос
о необходимости открытия в городе биржи. Однако политика Министерства Финансов
в этом вопросе была максимально запретительной и в Царицыне официально биржа тогда
не возникла. Царицынская биржа, скорее – клуб и место встречи купцов возникает
в городе стихийно, её официальное открытие затягивается на целых десять лет. Об
острой потребности в бирже в последнее десятилетие XIX века писалось очень
много – как в прессе, так и в различной литературе. До нас дошли многочисленные
упоминания про то, что первоначально биржа работала… в здании Грязе-Царицынского
железнодорожного вокзала (сегодняшний Волгоград-1).
Грязе-Царицынский вокзал в начале XX века
Один
из справочников в 1899 году так описывал существовавшую проблему: «Коммерческое
развитие города велико. Потребность в бирже, где бы царицынские или
астраханские купцы могли бы совершать свои торговые сделки, до того велика, что
местные купцы устроили себе род коммерческих собраний, так сказать биржу, в
вокзале Грязе-Царицынской железной дороги. Путешественника, сидящего в зале
первого класса, невольно поражает целый ряд фигур, молча входящих в зал и,
помолившись перед большою иконою в углу, молча рассаживающихся. Через несколько
минут начинается, судя по мимике, оживлённый разговор полушёпотом по группам в
два-три человека. То здесь, то там услышишь приказ, обращённый к лакею:
«пару чаю» или «три рюмки водки» и прерванный шёпот
оживлённо возобновляется. Здесь совершаются торговые сделки всевозможных
промышленников, здесь выползают мало по малу мушки и таракашки в солидные
капиталы».
из справочников в 1899 году так описывал существовавшую проблему: «Коммерческое
развитие города велико. Потребность в бирже, где бы царицынские или
астраханские купцы могли бы совершать свои торговые сделки, до того велика, что
местные купцы устроили себе род коммерческих собраний, так сказать биржу, в
вокзале Грязе-Царицынской железной дороги. Путешественника, сидящего в зале
первого класса, невольно поражает целый ряд фигур, молча входящих в зал и,
помолившись перед большою иконою в углу, молча рассаживающихся. Через несколько
минут начинается, судя по мимике, оживлённый разговор полушёпотом по группам в
два-три человека. То здесь, то там услышишь приказ, обращённый к лакею:
«пару чаю» или «три рюмки водки» и прерванный шёпот
оживлённо возобновляется. Здесь совершаются торговые сделки всевозможных
промышленников, здесь выползают мало по малу мушки и таракашки в солидные
капиталы».
Неофициальный
статус биржи создавал ей значительные проблемы. Министерству путей сообщения
вовсе не нравились «непрофильные» собрания купцов на его территории. И вот, уже
в мае 1891 г. выходит распоряжение Министерства путей сообщения, согласно
которому «вокзал Грязе-Царицынской железной дороги ст. Царицын закрыть для
коммерческих людей. Отныне вокзал будет открываться только для пассажиров на
определённое время перед приходом и уходом поезда».
статус биржи создавал ей значительные проблемы. Министерству путей сообщения
вовсе не нравились «непрофильные» собрания купцов на его территории. И вот, уже
в мае 1891 г. выходит распоряжение Министерства путей сообщения, согласно
которому «вокзал Грязе-Царицынской железной дороги ст. Царицын закрыть для
коммерческих людей. Отныне вокзал будет открываться только для пассажиров на
определённое время перед приходом и уходом поезда».
Гостиница «Столичные номера». Сегодня на этом месте стоит гостиница «Волгоград»
Изгнанная
с вокзала, «биржа» (то есть фактически – место встреч купцов) вынужденно переселяется
в гостиницу «Столичные номера». Впрочем, решение Министерства путей сообщения продержалось
недолго, и было отменено спустя всего две недели. 31 мая газета Волжско-Донской
листок опубликовала сообщение, что биржевые собрания на вокзале разрешены, но
только с 12 до 2 часов дня. Проходит небольшое время и спустя всего два месяца
биржевые собрания на вокзале снова запрещают. 2 августа 1891 года сообщается,
что «по распоряжению министра путей сообщения, вокзал Грязе-Царицынской
железной дороги закрыт для биржевых собраний». Биржа после этого перемещается в
разные места, часть – в «Биржевую гостиницу» (которая располагалась напротив
вокзала), принадлежавшую некоему Фридману, а другая часть – в гостиницу
Бирюкова «Биржа» (во второй части города, за Царицей). В «Биржевой гостинице»
собирались солепромышленники и керосиноторговцы, а в гостинице «Биржа» –
рыботорговцы и лесоторговцы.
с вокзала, «биржа» (то есть фактически – место встреч купцов) вынужденно переселяется
в гостиницу «Столичные номера». Впрочем, решение Министерства путей сообщения продержалось
недолго, и было отменено спустя всего две недели. 31 мая газета Волжско-Донской
листок опубликовала сообщение, что биржевые собрания на вокзале разрешены, но
только с 12 до 2 часов дня. Проходит небольшое время и спустя всего два месяца
биржевые собрания на вокзале снова запрещают. 2 августа 1891 года сообщается,
что «по распоряжению министра путей сообщения, вокзал Грязе-Царицынской
железной дороги закрыт для биржевых собраний». Биржа после этого перемещается в
разные места, часть – в «Биржевую гостиницу» (которая располагалась напротив
вокзала), принадлежавшую некоему Фридману, а другая часть – в гостиницу
Бирюкова «Биржа» (во второй части города, за Царицей). В «Биржевой гостинице»
собирались солепромышленники и керосиноторговцы, а в гостинице «Биржа» –
рыботорговцы и лесоторговцы.
Подобные
скитания биржи воспринимались царицынским купечеством, естественно, самым
негативным образом. Вскоре после первого, майского, переезда в «Столичные
номера», 12 июля 1891 года по вопросу открытия в Царицыне официальной биржи
собирается купеческое общество под председательством царицынского купеческого
старосты С.С. Трескинского. Собрание ходатайствует об открытии в городе биржи и
обращается к Городской Думе с просьбой данное ходатайство поддержать. Городская
Дума, рассмотрела ходатайство на заседании 24 сентября. Многие гласные
выступили с горячей поддержкой инициативы, а гласный Думы Е.Д. Жигмановский,
издатель газеты «Волжско-Донской листок», предложил Думе даже ассигновать на
содержание биржи «известную сумму хотя бы в тысячу рублей в год, на два или на
три года». Рассмотрев ходатайства, Дума постановила: «Признавая учреждение в
Царицыне официальной торговой биржи весьма полезным, в интересах правильного
развития торгово-промышленности и гласного производства торговых сделок,
присоединиться к ходатайству Царицынского купеческого общества об открытии
названной биржи».
скитания биржи воспринимались царицынским купечеством, естественно, самым
негативным образом. Вскоре после первого, майского, переезда в «Столичные
номера», 12 июля 1891 года по вопросу открытия в Царицыне официальной биржи
собирается купеческое общество под председательством царицынского купеческого
старосты С.С. Трескинского. Собрание ходатайствует об открытии в городе биржи и
обращается к Городской Думе с просьбой данное ходатайство поддержать. Городская
Дума, рассмотрела ходатайство на заседании 24 сентября. Многие гласные
выступили с горячей поддержкой инициативы, а гласный Думы Е.Д. Жигмановский,
издатель газеты «Волжско-Донской листок», предложил Думе даже ассигновать на
содержание биржи «известную сумму хотя бы в тысячу рублей в год, на два или на
три года». Рассмотрев ходатайства, Дума постановила: «Признавая учреждение в
Царицыне официальной торговой биржи весьма полезным, в интересах правильного
развития торгово-промышленности и гласного производства торговых сделок,
присоединиться к ходатайству Царицынского купеческого общества об открытии
названной биржи».
Но
Министерство финансов твёрдо держится своей политики и решение Городской Думы
игнорирует. Что делать? Биржа в Царицыне продолжает свои скитания и со временем
биржевые собрания вновь перемещаются на вокзал. 8 января 1893 г. в помещении
Городской Управы по приглашению купеческого старосты М.С. Митрофанова проходит
новое собрание купцов и представителей различных фирм. Собирается девять купцов
и представители семнадцати фирм. Собравшиеся составляют проект Устава биржи,
выработанного по образцу астраханского. Министерство финансов тянет с ответом
на это решение несколько лет. Ответ на ходатайство 1893 года поступает из
министерства в Царицын… только спустя пять лет. Осенью 1898 года, в связи с
ходатайством пятилетней давности министерство начинает необходимую работу,
запросив у купеческого старосты Царицына сведения о размерах торговых операций,
осуществляемых в городе. После этого решение принималось ещё около года, и
определённость о грядущем открытии в городе биржи наступила только летом 1899
года.
Министерство финансов твёрдо держится своей политики и решение Городской Думы
игнорирует. Что делать? Биржа в Царицыне продолжает свои скитания и со временем
биржевые собрания вновь перемещаются на вокзал. 8 января 1893 г. в помещении
Городской Управы по приглашению купеческого старосты М.С. Митрофанова проходит
новое собрание купцов и представителей различных фирм. Собирается девять купцов
и представители семнадцати фирм. Собравшиеся составляют проект Устава биржи,
выработанного по образцу астраханского. Министерство финансов тянет с ответом
на это решение несколько лет. Ответ на ходатайство 1893 года поступает из
министерства в Царицын… только спустя пять лет. Осенью 1898 года, в связи с
ходатайством пятилетней давности министерство начинает необходимую работу,
запросив у купеческого старосты Царицына сведения о размерах торговых операций,
осуществляемых в городе. После этого решение принималось ещё около года, и
определённость о грядущем открытии в городе биржи наступила только летом 1899
года.
15
августа 1899 года в газетах города от имени Городской Управы публикуется,
наконец, объявление, согласно которому желающим из числа купцов 1-й и 2-й
гильдий (как местным, так и иногородним) подать заявления о вступлении в число
членов биржевого общества. 3 октября 1899 г. в помещении Городской Управы под
председательством Городского Головы прошло первое официальное организационное
собрание членов биржевого общества. В этом заседании участвовало 23 купца 1-й и
2-й гильдий.
августа 1899 года в газетах города от имени Городской Управы публикуется,
наконец, объявление, согласно которому желающим из числа купцов 1-й и 2-й
гильдий (как местным, так и иногородним) подать заявления о вступлении в число
членов биржевого общества. 3 октября 1899 г. в помещении Городской Управы под
председательством Городского Головы прошло первое официальное организационное
собрание членов биржевого общества. В этом заседании участвовало 23 купца 1-й и
2-й гильдий.
Здание Городской управы Царицына
Собрание
избрало членов биржевого комитета, председателем которого стал крупный
купец-хлебопромышленник К.А. Туркин. Членами биржевого комитета стали А.А.
Репников, А.С. Новиков, Г.Н. Серебряков, А.М. Шлыков, Е.Т. Захаров и Ф.И.
Аксельсон – крупнейшие купцы города.
избрало членов биржевого комитета, председателем которого стал крупный
купец-хлебопромышленник К.А. Туркин. Членами биржевого комитета стали А.А.
Репников, А.С. Новиков, Г.Н. Серебряков, А.М. Шлыков, Е.Т. Захаров и Ф.И.
Аксельсон – крупнейшие купцы города.
Биржа
начала функционировать 1 января 1900 года. О величине её операций можно
составить представление с помощью следующих цифр. Годовой оборот биржевых товаров
составлял: для нефтяных продуктов – около 30 млн. пудов, для рыбы – до 10 млн.
пудов, для леса – до 50 млн. пудов. В первый же год своей деятельности
зарегистрировала оборот на сумму более 100 млн. рублей.
начала функционировать 1 января 1900 года. О величине её операций можно
составить представление с помощью следующих цифр. Годовой оборот биржевых товаров
составлял: для нефтяных продуктов – около 30 млн. пудов, для рыбы – до 10 млн.
пудов, для леса – до 50 млн. пудов. В первый же год своей деятельности
зарегистрировала оборот на сумму более 100 млн. рублей.
Биржа
в Царицыне стала важнейшим инструментом развития торговли не только в городе,
но и, по многим отраслям промышленности, по всей России. За торгами на царицынской
бирже следили по всей стране, её котировки определяли общероссийские цены на рыбу,
керосин, пиломатериалы. Товары с Урала, Камы, Поволжья, Каспия, Баку, с Дона,
Юга России, с Кавказа – стекались сюда, в один из главных торгово-транспортных
узлов страны, в Царицын.
в Царицыне стала важнейшим инструментом развития торговли не только в городе,
но и, по многим отраслям промышленности, по всей России. За торгами на царицынской
бирже следили по всей стране, её котировки определяли общероссийские цены на рыбу,
керосин, пиломатериалы. Товары с Урала, Камы, Поволжья, Каспия, Баку, с Дона,
Юга России, с Кавказа – стекались сюда, в один из главных торгово-транспортных
узлов страны, в Царицын.
Биржа
стала ещё одним фактором бурного экономического роста города. Того роста,
который превратил маленький уездный городок середины XIX века в огромный современный
мегаполис.
стала ещё одним фактором бурного экономического роста города. Того роста,
который превратил маленький уездный городок середины XIX века в огромный современный
мегаполис.