До революции во многих крупных торговых городах России были свои биржи. Биржи, главным образом, были товарно-сырьевые. Открытие биржи в те времена было процессом сложным, долгим; для возникновения в городе биржи требовалось специальное разрешение Министерства Финансов. Вследствие этого распространённой практикой тех лет было существование «неофициальных» бирж, которые де-факто работали, но биржевого статуса не имели. Проблем у таких бирж было много, в таком положении много лет находилась и биржа в Царицыне.
Быстрый торговый и промышленный рост Царицына уже в конце 1880-х годов поставил вопрос о необходимости открытия в городе биржи. Однако политика Министерства Финансов в этом вопросе была максимально запретительной и в Царицыне официально биржа тогда не возникла. Царицынская биржа, скорее – клуб и место встречи купцов возникает в городе стихийно, её официальное открытие затягивается на целых десять лет. Об острой потребности в бирже в последнее десятилетие XIX века писалось очень много – как в прессе, так и в различной литературе. До нас дошли многочисленные упоминания про то, что первоначально биржа работала… в здании Грязе-Царицынского железнодорожного вокзала (сегодняшний Волгоград-1).
Грязе-Царицынский вокзал в начале XX века
Один из справочников в 1899 году так описывал существовавшую проблему: «Коммерческое развитие города велико. Потребность в бирже, где бы царицынские или астраханские купцы могли бы совершать свои торговые сделки, до того велика, что местные купцы устроили себе род коммерческих собраний, так сказать биржу, в вокзале Грязе-Царицынской железной дороги. Путешественника, сидящего в зале первого класса, невольно поражает целый ряд фигур, молча входящих в зал и, помолившись перед большою иконою в углу, молча рассаживающихся. Через несколько минут начинается, судя по мимике, оживлённый разговор полушёпотом по группам в два-три человека. То здесь, то там услышишь приказ, обращённый к лакею: «пару чаю» или «три рюмки водки» и прерванный шёпот оживлённо возобновляется. Здесь совершаются торговые сделки всевозможных промышленников, здесь выползают мало по малу мушки и таракашки в солидные капиталы».
Неофициальный статус биржи создавал ей значительные проблемы. Министерству путей сообщения вовсе не нравились «непрофильные» собрания купцов на его территории. И вот, уже в мае 1891 г. выходит распоряжение Министерства путей сообщения, согласно которому «вокзал Грязе-Царицынской железной дороги ст. Царицын закрыть для коммерческих людей. Отныне вокзал будет открываться только для пассажиров на определённое время перед приходом и уходом поезда».
Гостиница «Столичные номера». Сегодня на этом месте стоит гостиница «Волгоград»
Изгнанная с вокзала, «биржа» (то есть фактически – место встреч купцов) вынужденно переселяется в гостиницу «Столичные номера». Впрочем, решение Министерства путей сообщения продержалось недолго, и было отменено спустя всего две недели. 31 мая газета Волжско-Донской листок опубликовала сообщение, что биржевые собрания на вокзале разрешены, но только с 12 до 2 часов дня. Проходит небольшое время и спустя всего два месяца биржевые собрания на вокзале снова запрещают. 2 августа 1891 года сообщается, что «по распоряжению министра путей сообщения, вокзал Грязе-Царицынской железной дороги закрыт для биржевых собраний». Биржа после этого перемещается в разные места, часть – в «Биржевую гостиницу» (которая располагалась напротив вокзала), принадлежавшую некоему Фридману, а другая часть – в гостиницу Бирюкова «Биржа» (во второй части города, за Царицей). В «Биржевой гостинице» собирались солепромышленники и керосиноторговцы, а в гостинице «Биржа» – рыботорговцы и лесоторговцы.
Подобные скитания биржи воспринимались царицынским купечеством, естественно, самым негативным образом. Вскоре после первого, майского, переезда в «Столичные номера», 12 июля 1891 года по вопросу открытия в Царицыне официальной биржи собирается купеческое общество под председательством царицынского купеческого старосты С.С. Трескинского. Собрание ходатайствует об открытии в городе биржи и обращается к Городской Думе с просьбой данное ходатайство поддержать. Городская Дума, рассмотрела ходатайство на заседании 24 сентября. Многие гласные выступили с горячей поддержкой инициативы, а гласный Думы Е.Д. Жигмановский, издатель газеты «Волжско-Донской листок», предложил Думе даже ассигновать на содержание биржи «известную сумму хотя бы в тысячу рублей в год, на два или на три года». Рассмотрев ходатайства, Дума постановила: «Признавая учреждение в Царицыне официальной торговой биржи весьма полезным, в интересах правильного развития торгово-промышленности и гласного производства торговых сделок, присоединиться к ходатайству Царицынского купеческого общества об открытии названной биржи».
Но Министерство финансов твёрдо держится своей политики и решение Городской Думы игнорирует. Что делать? Биржа в Царицыне продолжает свои скитания и со временем биржевые собрания вновь перемещаются на вокзал. 8 января 1893 г. в помещении Городской Управы по приглашению купеческого старосты М.С. Митрофанова проходит новое собрание купцов и представителей различных фирм. Собирается девять купцов и представители семнадцати фирм. Собравшиеся составляют проект Устава биржи, выработанного по образцу астраханского. Министерство финансов тянет с ответом на это решение несколько лет. Ответ на ходатайство 1893 года поступает из министерства в Царицын… только спустя пять лет. Осенью 1898 года, в связи с ходатайством пятилетней давности министерство начинает необходимую работу, запросив у купеческого старосты Царицына сведения о размерах торговых операций, осуществляемых в городе. После этого решение принималось ещё около года, и определённость о грядущем открытии в городе биржи наступила только летом 1899 года.
15 августа 1899 года в газетах города от имени Городской Управы публикуется, наконец, объявление, согласно которому желающим из числа купцов 1-й и 2-й гильдий (как местным, так и иногородним) подать заявления о вступлении в число членов биржевого общества. 3 октября 1899 г. в помещении Городской Управы под председательством Городского Головы прошло первое официальное организационное собрание членов биржевого общества. В этом заседании участвовало 23 купца 1-й и 2-й гильдий.
Здание Городской управы Царицына
Собрание избрало членов биржевого комитета, председателем которого стал крупный купец-хлебопромышленник К.А. Туркин. Членами биржевого комитета стали А.А. Репников, А.С. Новиков, Г.Н. Серебряков, А.М. Шлыков, Е.Т. Захаров и Ф.И. Аксельсон – крупнейшие купцы города.
Биржа начала функционировать 1 января 1900 года. О величине её операций можно составить представление с помощью следующих цифр. Годовой оборот биржевых товаров составлял: для нефтяных продуктов – около 30 млн. пудов, для рыбы – до 10 млн. пудов, для леса – до 50 млн. пудов. В первый же год своей деятельности зарегистрировала оборот на сумму более 100 млн. рублей. Биржа в Царицыне стала важнейшим инструментом развития торговли не только в городе, но и, по многим отраслям промышленности, по всей России. За торгами на царицынской бирже следили по всей стране, её котировки определяли общероссийские цены на рыбу, керосин, пиломатериалы. Товары с Урала, Камы, Поволжья, Каспия, Баку, с Дона, Юга России, с Кавказа – стекались сюда, в один из главных торгово-транспортных узлов страны, в Царицын.
Биржа стала ещё одним фактором бурного экономического роста города. Того роста, который превратил маленький уездный городок середины XIX века в огромный современный мегаполис.